Кошелева Елена Анатольевна,
преподаватель,
ГБ ПОУ «Волжский политехнический техникум»,
г. Волжский, Волгоградская область
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЯ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сегодня мировое сообщество приходит к пониманию того, что одной из главных причин возникновения кризиса является низкий уровень культуры людей, в том числе и экологической. Человечество постепенно осознает, что воспитание экологической культуры человека выступает средством сохранения природы и цивилизации.
По определению философов, «экологическая культура – это основа общей культуры, выражающая характер и качественный уровень отношений между обществом и природой, это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности».
Проблема воспитания экологической культуры обучающихся востребована потребностями практики в связи с процессами регионализации и экологизации образования. Следовательно, формирование такого качества личности, как готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности в условиях экологических проблемных ситуаций, является одной из актуальнейших задач современного образования.
Педагогический опыт и творческий поиск по этой проблеме привел к выводу, о том, что одним из наиболее эффективных методов формирования экологической культуры является исследовательская деятельность обучающихся в рамках региональной инновационной площадки «Формирование культуры экологической безопасности студентов как средство повышения инновационного потенциала региона».
Формируется определенный объем знаний обучающихся в процессе их самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Что способствует приобретению ими навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи природе.
Освоив первичные навыки исследовательской работы, студенты включаются в работу по исследованию природных объектов. Наиболее способные обучающиеся вовлекаются в работу учебно-исследовательского студенческого общества (УИСО).
Работа с членами УИСО проводится в нескольких направлениях:
– организация индивидуальной работы;
– групповая деятельность, которая включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами;
– массовая работа, в ходе которой организуются научно-практические конференции.
Исследовательская деятельность основывается на принципах проектирования, где исследовательский проект – движущая форма построения межличностного взаимодействия исследователя и научного руководителя. Обучение становится продуктивным, так как в результате получается реальный выход в законченной и оформленной исследовательской работе. Кроме того, исследовательский проект становится не только формой, средством и принципом организации культурного взаимодействия, но и мотивом этой деятельности.
Занятия в УИСО способствуют овладению обучающимися методами естественнонаучного познания: умение добывать факты, формировать проблемы, выдвигать гипотезы, строить собственные объяснения. Применение целого ряда методов: наблюдение, опрос, анкетирование, эмпирические познания, теоретические исследования позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.
В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложные и многофункциональные объекты.
Немаловажным фактором в решении задач исследовательской деятельности является и то, что некоторые обучающиеся работают над отдельными темами в течение нескольких лет, углубляя и расширяя исследования. Анализ работы в данном направлении позволяет сделать вывод, что приобщение обучающихся к исследовательской деятельности позволяет:
– добиться высоких качественных результатов в обучении;
– усиливает практическую направленность исследовательской деятельности;
– активизирует познавательную, творческую деятельность обучающихся;
– развивает у обучающихся компетенции, необходимые для продолжения образования.
Помимо познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность имеет и немаловажное значение для социально-психологической адаптации личности учащегося, формирования успешности, подготовки к самостоятельной жизнедеятельности в условиях рыночных отношений.
Список литературы
1. Алексеев Н.Г.Концепция развития исследовательской деятельности учащихся//Исследовательская работа школьников.–2002.–№1.–С.24
2. Пиаже Ж. Метод исследования.–М.: Совершенство, 1992.–192с.
3. http://открытыйурок.рф/статьи/605537/
4.https://studwood.ru/1855756/pedagogika/analiz_opyta_organizatsii_ekologicheskogo_vospitaniya_obuchayuschihsya
5. https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19883