СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование культуры общения у подростков в процессе чтения художественной литературы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

B целях формировании культуры общения у подростков, мы обратились к произведениям художественной литературы, написанным авторами нашей республики. Поскольку их произведения несут в себе огромный потенциал народной культуры, позволяющий ребенку, приобщится к ценностям национальной культуры, прочувствовать особенности языка, осознать образ мысли, понять особенности поведения. Статья на тему  «Формирование культуры общения у подростков в процессе чтения художественной литературы» размещена в сборнике «Формирование культуры общения у подростков во внеурочной деятельности в условиях национальной школы»   (сборник БГПУ, 2012).  

 

Просмотр содержимого документа
««Формирование культуры общения у подростков в процессе чтения художественной литературы»»

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

Бикбаева Л.Г.,

учитель башкирского языка и литературы

МБОУ «УГБГ №20 им. Ф.Х. Мустафиной»

ГО г.Уфа РБ



В условиях модернизации образовательного процесса возникает необходимость в разработке новых подходов к формированию у подрастающего поколения культуры общения. Подростковый возраст - является уникальным периодом в формировании основ культуры общения. Подросток, постигая значительное количество информации о людях, особенностях взаимоотношений, постепенно приобретает бесценный социальный опыт и приобщается к общечеловеческим ценностям. Усвоенный опыт предшествующих поколений помогает ребенку не только принять определенные ценностные основы бытия, определить значимую для него манеру поведения, но и выработать собственный, личностно значимый стиль сотрудничества с окружающими людьми.

По мнению ряда детских психологов и педагогов (М.И.Лисина, A.А.Люблинская, Смирнова Е.О., И. В.Сушкова и др.) личность развивается и проявляет себя во взаимодействии с другими людьми, необходимым условием жизнедеятельности ребенка выступает общение. В процессе общения подросткок усваивает систему ценностных ориентаций, нравственные установки, правила речевого этикета, поведения, овладевает коммуникативными навыками и умениями, познает нравственные установки, направленные на уважительное отношение к другим людям.

Культура общения, как составляющая часть общей культуры, как и само общение, является одной из общечеловеческих ценностей.

Как часто в работе классного руководителя, работая с детьми подросткового возраста, сталкиваются с трудностями в понимании сущности понятия «культура общения». Программы, учебно-методические пособия не всегда содержат материал, позволяющий педагогам достаточно

четко определить сущность данного понятия. В результате это приводит к определенным затруднениям в отборе и реализации соответствующего содержания формирования у подростков культуры общения. Говоря о культуре общения, мы имеем в виду что, это качественный уровень взаимодействий человека с человеком, с учетом реализации нравственно-ценностных позиций и использования правил речевого этикета, поведения.

B целях формировании культуры общения у подростков, мы обратились к произведениям художественной литературы, написанным авторами нашей республики. Поскольку их произведения несут в себе огромный потенциал народной культуры, позволяющий ребенку, приобщится к ценностям национальной культуры, прочувствовать особенности языка, осознать образ мысли, понять особенности поведения. При этом полагаем, что методически правильно организованное занятие и этически выдержанное содержание произведений местных авторов будут способствовать не только обогащению связной речи, развитию художественного вкуса, но и развитию способности осознанно давать оценки поступкам человека, выбирать оптимальную форму поведения и т.д. B совокупности выделенные аспекты будут направлены на формирование культуры общения у подростков.

Вопросы культуры интересны подросткам, поскольку происходит процесс познания внутреннего мира человека, это позволяет детям постичь вечные истины - добро, зло, правда, лживость, смелость, трусость, справедливость и несправедливость. Каждому ребенку предстоит определиться со своим нравственным выбором, тем более по отношению к другим людям, природе, животным. Главные герои в художественных произведениях в своих желаниях, проблемах, чувствах подобны детям, они также непосредственны, доверчивы, впечатлительны н поэтому близки подросткам. Поэтому одним из условий формирования культуры общения у подростков является чтение художественных произведений.

Для реализации поставленной цели, используются различные методы

работы.

  1. Словесные методы.

Данная работа направлена на формирование у детей способности понимать содержание сказок, рассказов, стихов и эмоционально на них откликаться, уметь выражать свое отношение к событиям и героям.

Вначале подростки читают художественные произведения, после чего классный руководитель совместно с детьми его анализируют. Анализируя материал, мы умышленно обращаем внимание детей, на отрицательных героев стремясь понять причину их проступков. Предлагаем подумать детям, как им можно помочь.

Изучая произведения региональных авторов, особое место занимали вопросы, изучающие эмоциональное состояние героев, т.е. данные задания, были направлены на формирование у ребенка эмпатии. Поэтому мы обращали внимание детей на то, что чувствует герой в различных ситуациях и предлагали испытать на себе эти ощущения.

Отмечая в высказываниях подростков эмоциональные реакции при воспроизведении текстов, мы стремились вызвать эмотивное восприятие, т.е. сопереживание персонажу, поскольку важным показателем является способность ребенка к эмотивности - отзывчивости и чувствительности к окружающему миру, переживаниям других людей. Кроме того, на наш взгляд наиболее успешным приемом в нашем случае является показ («заражение») эмоционального состояния детей. Поскольку внешние и внутренние изменения люди реагируют мимикой. Для этого мы просили подростков мимически воспроизвести эмоциональные реакции героев -удивление, грусть, радость, страх, равнодушие, печаль, горе, спокойствие и т.д. При анализе произведений школьникам задавались вопросы, которые направлены на изучение замечают и понимают ли эмоциональные состояния героев.

2. Игровой метод.

В игровой деятельности каждому участнику отводится роль, в них подростки соблюдают правила, воспроизводят деятельность вытекающие из взятой каждым на себя роли. Сценарий игры определяется педагогом, который стремится воплотить сюжетную линию в игровой деятельности. В процессе проигрывания дети имеют право на ошибку, что в последующем не влияет на оценку их работы на занятии. В процессе обыгрывания школьники стремятся воспроизвести роль, в соответствии с характером которую они на себя взяли. В сюжетно-ролевых играх дети охотно исполняют различные социальные роли.

В играх и упражнениях создаются условия, позволяющие легко корректировать ряд негативных проявлений, они может выражаться в усвоении подростком новых образов и связанные с ними желания, мысли, которые в последующем заменяются и направляются по новому руслу. Прежде чем, начать игру отражающий сюжет художественного произведения, мы проводим беседу с детьми. Обращаем внимание на то, как подростки между собой взаимодействуют, порой один ребенок доминирует над другими и навязывает им свое мнение и волю, Такие рода ситуации вызывают негативные реакции со стороны ряда воспитанников, поскольку неприятно выглядит человек, отказывающий другим вправе

быть особенным, отличатся от других.

Обсуждение и обыгрывание рассказа подводит детей к выводу о том, что нельзя другим навязывать свое мнение, необходимо учитывать желания и взгляды других людей. Подростки нередко поражают способностью формулировать довольно сложные философские выводы.

3. Моделирование жизненных ситуаций.

Этот метод использовался для закрепления полученных знаний. Каждая ситуация включала проблему и ряд действий, которые подросток может использовать в среде сверстников. Могут возникать случаи, когда дети отстаивают свою точку зрения собственными примерами из жизни.

После анализа прочитанного произведения, мы предлагаем детям различные жизненные ситуации в виде рассказов «В театре», «В гостях», «На дискотеке» и т.д. составленных нами специально для занятий. Через данные ситуации детям предоставляется возможность высказать, как бы они поступили в этих обстоятельствах.

Таким образом, как показывает практика, проблема формирования культуры общения у подростков является актуальной в образовательном пространстве. Одним из эффективных условий формирования культуры общения является чтение подростками художественных произведений. Где классный руководитель анализирует произведения художественной литературы совместно с детьми, используя различные методы работы. Все это может стать средством усвоения подростками нравственных ценностей, овладения речевым этикетом и регулятором поведения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!