СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование математической грамотности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Формирование математической грамотности"

Просмотр содержимого документа
«Формирование математической грамотности»

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы делать его способным развиваться дальше, без помощи учителя».  Элберт Хаббарт  Формирование математической грамотности    Мелешкина Лариса Викторовна учитель математики МКОУ «Луговская СОШ»

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы делать его способным развиваться дальше, без помощи учителя».

Элберт Хаббарт

Формирование математической грамотности

Мелешкина Лариса Викторовна

учитель математики

МКОУ «Луговская СОШ»

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.  В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.

В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.

Модель математической грамотности (взаимодействие двух миров) МАТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕАЛЬНЫЙ МИР МИР Проблема Математическая Формулировать в контексте проблема  Применять Рассуждать Оценивать Математические Результаты Интерпретировать результаты в контексте

Модель математической грамотности (взаимодействие двух миров)

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ

РЕАЛЬНЫЙ МИР

МИР

Проблема

Математическая

Формулировать

в контексте

проблема

Применять

Рассуждать

Оценивать

Математические

Результаты

Интерпретировать

результаты

в контексте

Структура оценки математической грамотности Контекст , в котором представлена проблема: Личная жизнь; Образование/профессиональная деятельность; Общественная жизнь; Научная деятельность   Математическое содержание , которое используется в тестовых заданиях (предметное ядро функциональной грамотности): Изменения и зависимости ; Пространство и форма ; Неопределенность и данные; Количество  Когнитивные  процессы (составляющие интеллектуальной деятельности) , которые описывают, что делает ученик, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математикой, необходимой для её решения: Формулировать  ситуацию математически; Применять математические понятия, факты, процедуры; Интерпретировать , использовать и оценивать математические результаты ; Рассуждать

Структура оценки математической грамотности

  • Контекст , в котором представлена проблема: Личная жизнь; Образование/профессиональная деятельность; Общественная жизнь; Научная деятельность

  • Математическое содержание , которое используется в тестовых заданиях (предметное ядро функциональной грамотности):

Изменения и зависимости ; Пространство и форма ;

Неопределенность и данные; Количество

  • Когнитивные процессы (составляющие интеллектуальной деятельности) , которые описывают, что делает ученик, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математикой, необходимой для её решения: Формулировать ситуацию математически; Применять математические понятия, факты, процедуры; Интерпретировать , использовать и оценивать математические результаты ; Рассуждать
Математическая грамотность

Математическая грамотность

УУД по формированию математической грамотности учащегося

УУД по формированию математической грамотности учащегося

Важное для математической грамотности •  Помнить о системности формируемых математических знаний, о необходимости теоретической базы: без знаний нет применения •  формировать готовность к взаимодействию с математической стороной окружающего мира: через опыт и погружение в реальные ситуации (отдельные задания; цепочки заданий, объединенных ситуацией, проектные работы) •  учить математическому моделированию реальных ситуаций и переносить способы решения учебных задач на реальные, создавать опыт поиска путей решения жизненных задач •  развивать когнитивную сферу, учить познавать окружающий мир, задаваться вопросами и решать задачи разными способами •  формировать компетенции: коммуникативную, читательскую, информационную, социальную •  развивать регулятивную сферы и рефлексию: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы (вычисления, построения и пр.), контролировать процесс и результат, выполнять проверку на соответствие исходным данным и правдоподобие, коррекцию и оценку результата деятельности

Важное для математической грамотности

• Помнить о системности формируемых математических знаний, о необходимости теоретической базы: без знаний нет применения

• формировать готовность к взаимодействию с математической стороной окружающего мира: через опыт и погружение в реальные ситуации (отдельные задания; цепочки заданий, объединенных ситуацией, проектные работы)

• учить математическому моделированию реальных ситуаций и переносить способы решения учебных задач на реальные, создавать опыт поиска путей решения жизненных задач

• развивать когнитивную сферу, учить познавать окружающий мир, задаваться вопросами и решать задачи разными способами

• формировать компетенции: коммуникативную, читательскую, информационную, социальную

• развивать регулятивную сферы и рефлексию: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы (вычисления, построения и пр.), контролировать процесс и результат, выполнять проверку на соответствие исходным данным и правдоподобие, коррекцию и оценку результата деятельности

Развивать математическую грамотность надо постепенно, начиная с 5 класса. Регулярно включать в ход урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п..  Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:  Как игровой момент на уроке;  Как проблемный элемент в начале урока;  Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;  Как задание для смены деятельности на уроке;  Как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого либо понятия на уроке;  Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;  Некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты;  Можно собрать задания одного типа и провести урок в соответствии с какой то образовательной технологией;  Можно все задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления;  Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины;

Развивать математическую грамотность надо постепенно, начиная с 5 класса. Регулярно включать в ход урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п..

Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:

Как игровой момент на уроке;

Как проблемный элемент в начале урока;

Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;

Как задание для смены деятельности на уроке;

Как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого либо понятия на уроке;

Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;

Некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты;

Можно собрать задания одного типа и провести урок в соответствии с какой то образовательной технологией;

Можно все задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления;

Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины;

Характеристики задания математической грамотности

Характеристики задания математической грамотности

Вопрос 1. Какие предметы может взять с собой в салон самолета Иван Иванович? Укажите все возможные варианты набора предметов. Ответ: _________________ Вопрос 2. Как Ивану Ивановичу поступить с багажом, который нельзя взять в салон самолета? Какое решение будет более выгодным Ивану Ивановичу? Объясните свой ответ: _________________   Характеристики задания «Багаж в аэропорту»  1)  Область математического содержания: Количество 2)  Контекст: Личная жизнь 3)  Когнитивная деятельность: Вопрос 1 – Формулирование (указать все возможные наборы предметов, масса которых не превышает 7 кг) Вопрос 2 – Рассуждение (какой багаж нельзя взять с собой? от чего зависит выгода? Какие есть варианты?) 4)  Уровень сложности: оба вопроса - 2 5)  Формы ответа: Вопрос 1 – краткий ответ; Вопрос 2 – развернутый 6)  Проверяются знания/умения: -  сравнивать величины; округлять величины; выполнять прикидку результата сложения двух или нескольких величин ; - обосновывать

Вопрос 1. Какие предметы может взять с собой в салон самолета Иван Иванович? Укажите все возможные варианты набора предметов. Ответ: _________________

Вопрос 2. Как Ивану Ивановичу поступить с багажом, который нельзя взять в салон самолета? Какое решение будет более выгодным Ивану Ивановичу? Объясните свой ответ: _________________

Характеристики задания «Багаж в аэропорту»

1) Область математического содержания: Количество

2) Контекст: Личная жизнь

3) Когнитивная деятельность:

Вопрос 1 – Формулирование (указать все возможные наборы предметов, масса которых не превышает 7 кг)

Вопрос 2 – Рассуждение (какой багаж нельзя взять с собой? от чего зависит выгода? Какие есть варианты?)

4) Уровень сложности: оба вопроса - 2

5) Формы ответа: Вопрос 1 – краткий ответ; Вопрос 2 – развернутый

6) Проверяются знания/умения:

- сравнивать величины; округлять величины; выполнять прикидку результата сложения двух или нескольких величин ; - обосновывать

Задача «Тарифы» 9 класс. На графике точками изображено количество минут исходящих вызовов и трафик мобильного интернета в гигабайтах, израсходованных абонентом в процессе пользования смартфоном, за каждый месяц 2018 года. Для удобства точки, соответствующие минутам и гигабайтам, соединены сплошными и пунктирными линиями соответственно. В течение года абонент пользовался тарифом

Задача «Тарифы» 9 класс. На графике точками изображено количество минут исходящих вызовов и трафик мобильного интернета в гигабайтах, израсходованных абонентом в процессе пользования смартфоном, за каждый месяц 2018 года. Для удобства точки, соответствующие минутам и гигабайтам, соединены сплошными и пунктирными линиями соответственно.

В течение года абонент пользовался тарифом "Стандартный", абонентская плата по которому составляла 350 рублей в месяц. При условии нахождения абонента на территории РФ в абонентскую плату тарифа "Стандартный" входит:

- пакет минут, включающий 300 минут исходящих вызовов на номера, зарегистрированные на территории РФ;

- пакет интернета, включающий 3 гигабайта мобильного интернета;

- пакет SMS, включающий 120 SMS в месяц;

- безлимитные бесплатные входящие вызовы.

Стоимость минут, интернета и SMS сверх пакета указана в таблице

Абонент не пользовался услугами связи в роуминге. За весь год абонент отправил 110SMS

Исходящие вызовы

Мобильный интернет ( пакет)

3руб./мин

SMS

90руб. за 0,5Гб

2руб./шт.

Задание 1.1. Сколько рублей потратил абонент на услуги связи в феврале? В ответе укажите номер правильного варианта ответа и приведите решение. 1) 350 2) 440 3) 400 Система оценивания 2 балл дан ответ 2) 440 и приведено подтверждающее его объяснение / решение; 1 балл Решение: Февраль – второй месяц. Израсходовано 275 минут и 3,5 ГБ интернета. В тариф входят 300 минут и 3 ГБ. Потраченные минуты входят в тариф 350 рублей, так как 275 меньше 300. За них отдельно платить не надо. За 0,5 ГБ нужно доплатить, так как они не входят в тариф. 0,5 ГБ стоят 90 рублей. Итак, платим за тариф и потраченный сверх тарифа интернет. 350+90=440. Ответ: 440. дан ответ 2) 440 без подтверждающего его объяснения / решения 0 баллов   даны другие ответы ИЛИ ответ отсутствует   Характеристики задания: Содержательная область оценки – количество Контекст – личная жизнь Когнитивная деятельность – рассуждать, применять Уровень сложности задания – 2 Форма ответа – вопрос с выбором ответа Описание задания ( объект оценки) – выполнение расчетов с величинами, числами

Задание 1.1. Сколько рублей потратил абонент на услуги связи в феврале? В ответе укажите номер правильного варианта ответа и приведите решение.

1) 350 2) 440 3) 400

Система оценивания

2 балл

дан ответ 2) 440 и приведено подтверждающее его объяснение / решение;

1 балл

Решение: Февраль – второй месяц. Израсходовано 275 минут и 3,5 ГБ интернета. В тариф входят 300 минут и 3 ГБ. Потраченные минуты входят в тариф 350 рублей, так как 275 меньше 300. За них отдельно платить не надо. За 0,5 ГБ нужно доплатить, так как они не входят в тариф. 0,5 ГБ стоят 90 рублей. Итак, платим за тариф и потраченный сверх тарифа интернет. 350+90=440. Ответ: 440.

дан ответ 2) 440 без подтверждающего его объяснения / решения

0 баллов

 

даны другие ответы ИЛИ ответ отсутствует

 

Характеристики задания:

  • Содержательная область оценки – количество
  • Контекст – личная жизнь
  • Когнитивная деятельность – рассуждать, применять
  • Уровень сложности задания – 2
  • Форма ответа – вопрос с выбором ответа
  • Описание задания ( объект оценки) – выполнение расчетов с величинами, числами
Итак, математическая грамотность — способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину; В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.   «ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»    

Итак, математическая грамотность — способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;

В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.

 

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!