«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы делать его способным развиваться дальше, без помощи учителя».
Элберт Хаббарт
Формирование математической грамотности
Мелешкина Лариса Викторовна
учитель математики
МКОУ «Луговская СОШ»
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.
В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.
Модель математической грамотности (взаимодействие двух миров)
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ
РЕАЛЬНЫЙ МИР
МИР
Проблема
Математическая
Формулировать
в контексте
проблема
Применять
Рассуждать
Оценивать
Математические
Результаты
Интерпретировать
результаты
в контексте
Структура оценки математической грамотности
- Контекст , в котором представлена проблема: Личная жизнь; Образование/профессиональная деятельность; Общественная жизнь; Научная деятельность
- Математическое содержание , которое используется в тестовых заданиях (предметное ядро функциональной грамотности):
Изменения и зависимости ; Пространство и форма ;
Неопределенность и данные; Количество
- Когнитивные процессы (составляющие интеллектуальной деятельности) , которые описывают, что делает ученик, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математикой, необходимой для её решения: Формулировать ситуацию математически; Применять математические понятия, факты, процедуры; Интерпретировать , использовать и оценивать математические результаты ; Рассуждать
Математическая грамотность
УУД по формированию математической грамотности учащегося
Важное для математической грамотности
• Помнить о системности формируемых математических знаний, о необходимости теоретической базы: без знаний нет применения
• формировать готовность к взаимодействию с математической стороной окружающего мира: через опыт и погружение в реальные ситуации (отдельные задания; цепочки заданий, объединенных ситуацией, проектные работы)
• учить математическому моделированию реальных ситуаций и переносить способы решения учебных задач на реальные, создавать опыт поиска путей решения жизненных задач
• развивать когнитивную сферу, учить познавать окружающий мир, задаваться вопросами и решать задачи разными способами
• формировать компетенции: коммуникативную, читательскую, информационную, социальную
• развивать регулятивную сферы и рефлексию: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы (вычисления, построения и пр.), контролировать процесс и результат, выполнять проверку на соответствие исходным данным и правдоподобие, коррекцию и оценку результата деятельности
Развивать математическую грамотность надо постепенно, начиная с 5 класса. Регулярно включать в ход урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п..
Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:
Как игровой момент на уроке;
Как проблемный элемент в начале урока;
Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;
Как задание для смены деятельности на уроке;
Как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого либо понятия на уроке;
Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;
Некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты;
Можно собрать задания одного типа и провести урок в соответствии с какой то образовательной технологией;
Можно все задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления;
Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины;
Характеристики задания математической грамотности
Вопрос 1. Какие предметы может взять с собой в салон самолета Иван Иванович? Укажите все возможные варианты набора предметов. Ответ: _________________
Вопрос 2. Как Ивану Ивановичу поступить с багажом, который нельзя взять в салон самолета? Какое решение будет более выгодным Ивану Ивановичу? Объясните свой ответ: _________________
Характеристики задания «Багаж в аэропорту»
1) Область математического содержания: Количество
2) Контекст: Личная жизнь
3) Когнитивная деятельность:
Вопрос 1 – Формулирование (указать все возможные наборы предметов, масса которых не превышает 7 кг)
Вопрос 2 – Рассуждение (какой багаж нельзя взять с собой? от чего зависит выгода? Какие есть варианты?)
4) Уровень сложности: оба вопроса - 2
5) Формы ответа: Вопрос 1 – краткий ответ; Вопрос 2 – развернутый
6) Проверяются знания/умения:
- сравнивать величины; округлять величины; выполнять прикидку результата сложения двух или нескольких величин ; - обосновывать
Задача «Тарифы» 9 класс. На графике точками изображено количество минут исходящих вызовов и трафик мобильного интернета в гигабайтах, израсходованных абонентом в процессе пользования смартфоном, за каждый месяц 2018 года. Для удобства точки, соответствующие минутам и гигабайтам, соединены сплошными и пунктирными линиями соответственно.
В течение года абонент пользовался тарифом "Стандартный", абонентская плата по которому составляла 350 рублей в месяц. При условии нахождения абонента на территории РФ в абонентскую плату тарифа "Стандартный" входит:
- пакет минут, включающий 300 минут исходящих вызовов на номера, зарегистрированные на территории РФ;
- пакет интернета, включающий 3 гигабайта мобильного интернета;
- пакет SMS, включающий 120 SMS в месяц;
- безлимитные бесплатные входящие вызовы.
Стоимость минут, интернета и SMS сверх пакета указана в таблице
Абонент не пользовался услугами связи в роуминге. За весь год абонент отправил 110SMS
Исходящие вызовы
Мобильный интернет ( пакет)
3руб./мин
SMS
90руб. за 0,5Гб
2руб./шт.
Задание 1.1. Сколько рублей потратил абонент на услуги связи в феврале? В ответе укажите номер правильного варианта ответа и приведите решение.
1) 350 2) 440 3) 400
Система оценивания
2 балл
дан ответ 2) 440 и приведено подтверждающее его объяснение / решение;
1 балл
Решение: Февраль – второй месяц. Израсходовано 275 минут и 3,5 ГБ интернета. В тариф входят 300 минут и 3 ГБ. Потраченные минуты входят в тариф 350 рублей, так как 275 меньше 300. За них отдельно платить не надо. За 0,5 ГБ нужно доплатить, так как они не входят в тариф. 0,5 ГБ стоят 90 рублей. Итак, платим за тариф и потраченный сверх тарифа интернет. 350+90=440. Ответ: 440.
дан ответ 2) 440 без подтверждающего его объяснения / решения
0 баллов
даны другие ответы ИЛИ ответ отсутствует
Характеристики задания:
- Содержательная область оценки – количество
- Контекст – личная жизнь
- Когнитивная деятельность – рассуждать, применять
- Уровень сложности задания – 2
- Форма ответа – вопрос с выбором ответа
- Описание задания ( объект оценки) – выполнение расчетов с величинами, числами
Итак, математическая грамотность — способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;
В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»