Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие повышения качества обучения младших школьников
Современная ситуация в образовании свидетельствует о том, что проблема успешности обучения очень актуализировалась. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики были успешными, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители обучающихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению равнодушно, без интереса.
Вспомним слова великого педагога В.А. Сухомлинского: «Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». Следовательно, можно сделать вывод, что актуальной является проблема поиска результативных средств повышения мотивации учения младших школьников как фактора обеспечения качества образования.
Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые повышают уровень учебной мотивации младших школьников.
Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?
Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
Работа в группах и парах.
Применение ИКТ на уроках.
Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.
Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
Позитивная психологическая атмосфера урока.
Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
В обучении должны создаваться возможности для творчества.
Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.
Приемы повышения интереса к учебному материалу
На каждом этапе важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию учеников, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний школьников.
Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форм, например, использовать прием «Привлекательная цель».
Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель.
Пример. Тема: «Свойства воды». Цель учителя - рассмотреть с детьми свойства воды. Перед учениками же я ставлю иную цель - узнать, почему зимой во время сильных морозов лопаются водопроводные трубы.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.
Добиться этого позволяет прием “Отсроченная отгадка”.
1 вариант. В начале урока задается классу загадка (излагается удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Пример: «Это и фильтр, и печка, и сторожевой пост» (нос)
2 вариант. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. «На следующем уроке узнаете о лучшем пылесосе в природе». (Растения, а именно - тополь). Тема: Воздух должен быть чистым».
Также при сообщении темы урока и его цели используется прием «Прогнозирование».
Например, урок литературного чтения. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».
Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание важности, целесообразности изучения данной темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:
Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
Прием «Кумир». На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?
Прием «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Прием «Верные - неверные утверждения». Предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Прием «Посмотри на мир чужими глазами». Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как необычное. Тема: «Круговорот воды» Учащимся предлагается представить себя снежинкой. Нужно описать все происходящие события.
Прием «Фантастическая добавка». Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Приемы повторения пройденного на уроке
На этапе повторения изученного материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Как же это можно сделать? Существуют разные приемы, чтобы, выполняя задание, ученик самостоятельно и по-своему выражал полученное на уроке знание.
Прием «Своя опора». Ученик составляет алгоритмы, памятки. Пример, алгоритм умножения столбиком или деления уголком на многозначное число, разбора слова по составу.
Прием «Повторение с расширением». Ученики составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.
Прием «Повторение с одновременным контролем». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.
На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию школьников помогает такая форма организации учебной деятельности, как работа в паре «ученик - ученик».
Например. Каждый ученик получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут быть один, два, а, иногда, и все три варианта. Ученик делает выбор и готовится объяснять соседу, почему он так считает. Далее принимается групповое решение, что является важным для корректировки личностных качеств. Потом слово предоставляется группе. Озвучивается верный вариант. В заключении каждый ученик сам оценивает свой результат.
На уроке предлагаем ученикам поменяться тетрадями, проверить и исправить ошибки в работах друг друга.
Проверка домашнего задания тоже может проходить в необычной форме. Выученное дома стихотворение, ученики рассказывают друг другу в парах. Оценивают.
Прием «Открытые задания». Большой интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика.
Для включения ребенка в активную познавательную деятельность даются «открытые домашние задания» - связывается изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся. Например, подготовить сообщение о своем домашнем питомце; работа над проектом «История моего имени», подготовить сообщение о любимом виде спорта.
Безусловно, освобождение от домашнего задания - сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от домашнего задания.
Оценка – не отметка. Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, желание работать, узнавать новое.
В настоящее время в практике достаточно широко используется технология критического мышления. Самым частым приемом является синквейн. Применение синквейна на уроке возможно на любом этапе, например, как средство актуализации прежних знаний. Вместо того, чтобы начать урок с традиционных вопросов: «Что такое…?», «Как называется…?», «Давайте вспомним…» - учитель предлагает составить синквейн с тем ключевым словом, которое актуализирует изученный ранее литературоведческий материал. Допустим, приступая к изучению басни, учитель предлагает составить синквейн с этим словом.
Басня.
Смешная, поучительная.
Учит, высмеивает, сравнивает
Забавный короткий стих.
Жанр.
Можно поступить и по – другому, использовав синквейн – загадку. Например, предлагаю свой синквейн без первой строки, учащиеся отгадывают, определяя тему урока.
….
Короткая, поучительная.
Рассказывает, осуждает, олицетворяет.
В ней обычно действуют животные.
Мораль.
Перед чтением стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…», открывающийся новый тематический раздел, работа была организована следующим образом.
«Сегодня мы начинаем изучение нового раздела, но я не буду называть тему этого раздела, попробуйте догадаться сами. Слова зашифровала в синквейн.»
1… 1. ..
2. Долгая, холодная. 2. Прекрасная, солнечная.
3.Завьюжит, метет, дует. 3. Расцветает, зеленеет, вдохновляет
4.Дарит надежду на чудо 4. Ждем ее прихода.
5. Снег 5. Жизнь
- Ваши варианты отгадок (открываются слова, рядом иллюстрации с зимним и весенним пейзажем)
- Каковы возможные названия раздела?
Приведенные примеры убеждают, что синквейн – загадка активизирует коммуникативно- речевую деятельность на уроке литературного чтения, тем самым вызывая живой интерес к изучению материала.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.
Можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития;
4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию позитивной учебной мотивации младших школьников. Она оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.