Формирование мотивации учения школьников на уроках математики и информатики
«Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика
нет желания учиться»
В.А. Сухомлинский.
Формирование учебной мотивации является одной из главных проблем современной школы. Наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивации у основной массы школьников, и как следствие, со снижением базовых показателей их обученности. Успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от внутренней мотивации, в умелом использовании собственных мотивов школьника. Без внутренней мотивации ученика освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Без внутреннего настроя ребенка, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием фактически становится насилие. В ответ на свои действия учитель сталкивается с отрицательной мотивацией. Но это не означает, что использование внешних стимулов не нужно совсем. Необходимо искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и формирования мотивации учебной деятельность учащихся.
Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения к учёбе самих школьников. Сегодня у большинства детей мотивация к учению практически отсутствует, что является для учителей серьезной проблемой. Причины низкой мотивации могут быть разными. Это и непонимание цели учения, отсутствие видимости применения знаний в будущем, и отсутствие контроля и поддержки от семьи, и отрицательное влияние сверстников, и уровень умственного развития ученика. Поэтому, прежде чем развивать учебную мотивацию, ее необходимо познать, выявить ее реальный уровень и возможные перспективы, «зоны ближайшего развития» у каждого ученика и класса в целом. Полученные результаты позволяют наметить пути решения выявленных проблем, направить внимание педагогов на способы повышения учебной мотивации у учащихся определенного возраста.
Для повышения мотивации учеников необходимо:
- обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;
- использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;
- организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;
- самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;
- видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.
Формирование у учеников мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, является необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника может оказаться просто невозможной. Надеяться на то, что такие мотивы возникнут сами по себе не приходиться. Поэтому важно обеспечить такое ее формирование, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную деятельность каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе, и было бы основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем.
При планировании учебного процесса необходимо опираться на знания особенностей мотивационной сферы каждого обучающегося. Поэтому нужно находиться в постоянном поиске оптимального сочетания методов и приемов работы, которые дадут возможность одним ученикам двигаться дальше, самосовершенствоваться и выходить на более высокий творческий уровень, а другим помогут стабилизировать учебную деятельность.
С целью формирования познавательных мотивов на уроках математики целесообразно применять такие приемы и методы:
- создание ситуаций заинтересованности, положительных переживаний;
- использование задач с практическим содержанием;
- создание проблемной ситуации;
- использование математических парадоксов, задач со скрытой ошибкой;
- использование аналогий, сравнений, противопоставлений;
- организация исследования, эксперимента, наблюдения;
- создание на уроке ситуации успеха;
- организация игровых ситуаций, деловых и познавательных игр.
Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала. Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения видится в применении нетрадиционных методов и форм организации урока. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому нужно использовать такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.
«Удивляй»: прием состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.
«Интеллектуальная разминка»: урок начинается с демонстрации рисунка, символа, фигуры. Ученики сами должны придумать задачу или поставить вопрос. Каждый участвует в обсуждении. Каждый слушает другого ученика и запоминает его опыт, который ему пригодится в следующий раз. Оценивается оригинальность и продуктивность творческих усилий.
«Раскодируй», «Прочитай геометрический чертеж»: меняются задания, чертежи, схемы, учащиеся знают, что необходимо увидеть знакомые фигуры, их элементы, символы, формулы. Установить логические связи между ними, выявить и изложить идею, заложенную (“закодированную”) в этом рисунке, графике, модели.
«Задай соседу вопрос»: ученик при выполнении работы встретился с каким–то затруднением, тогда он готовит конкретный вопрос соседу, который задает на уроке. Если сосед по парте не может ответить на вопрос, затрудняется ему помочь, в таком случае этот вопрос адресуется классу или учителю.
Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше окажется и результат их деятельности. Если грамотно согласовать содержание и формы обучения с интересами школьников, то они сами будут стремиться к получению новых знаний. Они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить.