Управление культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта Администрации Обоянского района Курской области
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«ОБОЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»______
306230 Курская обл., г.Обоянь, ул.Ленина , 27 тел: ( 471-41) 2-16-50, факс: 2-24-37
Методическая разработка
«Формирование навыков игры на гитаре у обучающихся»
Преподавателя Башкатова Г.М.
г. Обоянь
2018 г.
Введение
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей. Музыка – важное средство формирования личных качеств человека его духовного мира. Приобщение к культурному музыкальному наследию способствует усвоению ценного культурного опыта поколений. Исполнительство на музыкальных инструментах развивает умственные способности, как-то: музыкальная память, логическое, пространственное мышление, способность к сравнению, сопоставлению, анализу, обобщению. Музыкальное искусство развивает воображение, мышление, эстетические чувства. Исполнительская практика способствует развитию чувства артистизма, веры в себя.
Признание и известность в нашей стране и далеко за ее пределами получило исполнительское мастерство современных гитаристов, много лет подряд завоевывавших почетные места на международных конкурсах и успешно гастролирующих в настоящее время по всему миру. Это М. Илларионов, А. Дервоед, Ю. Нугманов, А. Бардина и многие другие. Их деятельность на концертной эстраде убеждает в большой перспективности инструмента.
Однако, несмотря на это, сегодня мы к сожалению еще не можем сказать, что подготовка молодых музыкантов в широкой массе, во всех звеньях находится уже на достаточном художественном, исполнительском и организационном уровне.
Обучение на гитаре – сложный и объемный, многосоставный процесс. Основной и главной его целью, наряду с формированием гитарных навыков и умений, является развитие музыкальных и общих способностей учеников. Но главное заключается в том, что с первых, же шагов овладение техническими приемами происходит одновременно с развитием художественного вкуса и музыкальности. Но самым важным моментом в обучении является, несомненно, начальный период, т. к. те навыки, которые получит ученик на первых занятиях и в течение первого года, несомненно, повлияют на развитие его исполнительской техники в дальнейшем обучении. На уроках следует принимать различные методические приемы, способствующие эффективности занятий на уроке. Для более быстрого и удобного запоминания нот можно использовать схему-рисунок грифа гитары, на котором наглядно изображены струны, лады и те ноты, знание которых необходимо на начальном периоде обучения. Эту схему следует также поместить ученику в тетрадь для самостоятельного изучения. Но также не следует выносить на гриф все ноты, диезы и бемоли во избежание переизбытка информации. Нужно считать, что лучше на самом первом, раннем этапе ограничится диатоникой, тогда запоминание при регулярном контроле со стороны преподавателя будит происходить достаточно быстро и не будит представлять сложности для учащихся. Теоретические занятия ни в коем случае не должны доминировать над практическими упражнениями на инструменте, во избежание потери интереса к игре на гитаре со стороны ученика. Практически с первых занятий можно начинать овладение начальными навыками игры на гитаре. Перед тем, как непосредственно приступить к игре на гитаре, следует рассказать ученику об инструменте, его истории, также обязательно можно исполнить несколько несложных, но ярких и интересных произведений.
Это, с одной стороны, заинтересует ребенка, с другой – ученик получает представление о том, чему ему предстоит научиться. Далее нужно объяснить устройство гитары, какая часть для чего служит. Для лучшего запоминания инструмента, можно его нарисовать в тетрадке ученика, обозначив его части на рисунке. Естественно, что даже самый ранний этап в обучении школьника подразумевает знакомство с элементами музыкальной выразительности, нотной грамотой, как то: гармония, мелодия, ритм, размер, аккомпанемент, длительности нот.
Все это ребята проходят на уроках сольфеджио и теории. Также для улучшения и ускорения учебного процесса преподаватель может вводить в занятия элементы теоретических дисциплин в том порядке, в котором ему и ребенку удобно. В самом начале занятий необходимо познакомить ученика с понятием «звукоряд». И «октава» - в гитарном диапазоне: от «ми» малой октавы до «ми» второй октавы. Затем непосредственно переходить к изучению нот на грифе, предварительно ознакомив ученика с длительностями, ритмическими фигурами, понятиями размера и доли.
Для более лучшего и продуктивного запоминания можно ввести в уроки элемент игры, можно использовать карточки с рисунками длительностей и нот. Существует множество факторов, которые оказывают немаловажную роль в исполнении на гитаре. Один из самых главных – правильная посадка учащегося, ей следует придавать особое значение. Играют на гитаре сидя, поставив левую ногу на подставку-скамеечку, высота которой, в зависимости от роста играющего, может быть от 12 до 25 см.
Сидеть следует примерно на половине сиденья стула или табурета, слегка наклонившись вперед. Гитара кладется выемкой корпуса на бедро левой ноги, грифом в левую сторону, при игре гитарист должен сидеть на достаточно удобном стуле, с пропорциональной его росту высотой. Наиболее естественной и удобной является посадка гитариста, когда гриф гитары находится на уровне лица ученика. Правая нога должна быть отставлена на такое расстояние, которое необходимо для нижней части инструмента, что также дает устойчивое положение. Если гитара не имеет устойчивого положения, необходимо исправить посадку: отрегулировать высоту подставки, придвинуть или отодвинуть правую ногу, переместить предплечье правой руки, наклонить или отклонить корпус.
Проверить посадку и постановку рук, а также осуществлять контроль за действиями пальцев рекомендуется с помощью зеркала. Следует обратить внимание на то, что после некоторого времени занятий начинающие гитаристы могут испытывать ощущение усталости, связанное с непривычным положением тела и рук. Поэтому после 20-30 минут непрерывных занятий желательно делать кратковременный перерыв. На самых первых уроках лучше начинать с постановки правой руки, т. к. ею, возможно, извлекать звуки без участия левой руки.
При постановке правой руки очень важно правильно фиксировать её положение на обечайке. Правильным является положение, когда кисть правой руки полностью расслаблена. При этом запястье должно находиться на расстоянии примерно 4 см от поверхности верхней деке. Линия первых суставов указательного, среднего и безымянного пальцем и мизинца параллельна струнам. Пальцы в расслабленном состоянии должны быть сложены вместе и параллельны ладони.
Эта постановка правой руки очень характерна для школы Тарреги, исходит из положения инструмента, рук и пальцев и обеспечивает легкое и уверенное защипывание струн, дающее яркий, легкий и полный звук. Но самое главное в постановки правой руки, - это не допускать напряжения в запястье и во всей правой руке. Во время игры на гитаре приведение струн в колебание осуществляется только пальцами правой руки. Кисть в это время должна удерживаться в относительно устойчивом положении, противодействуя давлению струн на пальцы. Всякое неоправданное движение кистью вслед за движением пальца со временем может перейти во вредную привычку, которая затруднит извлечение быстрых, насыщенных и однородных звуков.
Начальный период занятий на гитаре предусматривает для пальцев правой руки безногтевое звукоизвлечение. Поэтому ногти необходимо аккуратно подстричь или подпилить, немного ниже уровня кончика подушечки пальца. Положение предплечья на обечайке обусловлено тем, что кисть должна создавать противовес локтю. Это особенно важно при перемещении правой руки. Когда оно производится правильно, перемещать кисть вдоль струн, но ни в коем случае не меняется положение локтевого сустава относительно обечайки. Также нужно обратить особое внимание на то, что кисть при перемещении должна оставаться перпендикулярной по отношению к струнам. При этом перемещение кисти по струнам будет диагональным от 1-ой струны к 6-ой, и наоборот.
Эта постановка руки представляется наиболее естественной и удобной. Кисть должна быть полностью расслабленной и опираться кончиками пальцев на струны. Рука от плеча до кончиков пальцев, является источником силы, преодолевающей сопротивление струн.
Всякое напряжение руки уменьшает эластичность мышц и гибкость суставов, что препятствует свободе движений и устойчивости кисти и отрицательно сказывается на чувствительности, независимости действий и силе пальцев. Начинающему гитаристу рекомендуется смотреть в расположенное напротив зеркало, чтобы внимательно следить за положением и движением рук.
Сила нажатия пальцев должна соизмеряться с чистотой звучания струн, так как чрезмерное давление напрягает левую руку, сковывая подвижность пальцев, слишком слабое – приглушает звучание струн. Пальцы не принимающее участия в игре следует держать на минимальном удалении от струн. Широкая часть кисти должна быть ему параллельна, несмотря на разную длину пальцев. А пальцы, в свою очередь, образуют с грифом перпендикуляр, кроме 1 и 4, для которых допустим небольшой наклон. Следует избегать приближения кисти к грифу со стороны 1 пальца, что затрудняет игру 3 и 4, сковывает их действия и усложняет впоследствии игру баррэ. Не следует излишне напрягать кисть. Ознакомление с нотной грамотой можно ограничить диапазоном гитары: от ми малой октавы до ми второй октавы.
В целом теоретическая часть совпадает с начальным ознакомлением с нотной грамотой при обучении на классической гитаре. Проблемы постановки обеих рук также идентичные тем, что встречаются в работе с исполнителями. Но не следует заострять внимание на овладении приемом апояндо, так как при обучении аккомпанементу этот прием вряд ли пригодится. Апояндо можно внедрить на начальном этапе постановки правой руки в упражнении «шаги», о котором говорилось ранее, и в упражнении вертушка. Основное внимание уделяется приему «тиррандо», применяющемуся в арпеджио. Уже на первых занятиях можно отработать игру приема «тиррандо» на открытых струнах различными вариантами.
Несложной пьесой с прижатыми струнами является «Этюд» В. Калинина. Неоспоримо полезными при обучении технике аккомпанемента можно считать арпеджио из сборника М. Каркасси. На них удобно отрабатывать механику перемещения элементов аккордов. При этом развивается гибкость пальцев левой руки, укрепляются суставы. Не обязательно использовать все арпеджио, можно ограничиться лишь теми, которые впоследствии пригодятся для аккомпанирования. При игре арпеджио следует обращать внимание ученика на правильное звукоизвлечение, работу пальцев, и на недопустимость лишних движений рукой.
Для более быстрого запоминания расположения нот на грифе в первой позиции можно поиграть по нотам те же попевки, что и при обучении на классической гитаре. Когда происходит овладение приемом арпеджио, запоминаются, как следует ноты, можно переходить к разучиванию несложных пьес из сборников Каркасси, а также Карулли и других. Эти произведения были отобраны потому, что они не представляют сложности для запоминания и построены на элементах различных аккордов. Особое внимание при разучивании следует обращать на связанное исполнение произведения, не допускать остановок и неритмичной игры. Также в этих пьесах совершенствуется исполнение арпеджио в различных фигурациях.
Постепенно, по мере укрепления пальцев, развития техники в обеих руках следует переходить к отрабатыванию приема баррэ, при котором указательный палец левой руки прижимает от двух до шести струн и на одном ладу. Ноту, исполняемые баррэ, обозначаются скобкой, либо пунктирной линией, отчерчивающей отрезок, который исполняется баррэ. Осваивать баррэ необходимо осторожно и постепенно, ни в коем случае не допуская перенапряжения и утомления руки. Если рука устала, то лучше дать ей отдохнуть, опустив вдоль тела на 10-15 секунд, затем вновь продолжить упражнения. Вначале можно отрабатывать баррэ на трех струнах, постепенно добавляя по одной.
А так же можно на достаточно раннем этапе вводить упражнение «вертушка», в котором используются элементы упражнения «шаги» с синхронном прижатием струн пальцами левой руки. Его можно исполнять различными вариантами, отличающимися уровнем сложности. От 5-ого лада вверх и вниз от 1 пальца. От 5-ого лада вверх от 1, вниз от 4 пальца. Следует избегать лишних движений кистью, работать должны только пальцы, точнее вторые фаланги пальцев. Ни в коем случае нельзя допускать «подскакивания» кисти над струнами. Прием игры тиррандо с прижатыми струнами удобно отрабатывать на примере «Этюда» В. Калинина. При игре также следует обращать внимание на подготовку прижатых струн, и выделять 1-ю долю и облегчать 3-ю. Подобными принципами игры необходимо руководствоваться и при разучивании арпеджио М. Каркасси, но к ним мы вернемся в пункте «Работа над гаммами, этюдами, упражнениями».
Преподавание гитары по методике, изложенной выше, ведется в детской школе искусств г. Обояни. За это время на экзаменах учащиеся показывали отличные и хорошие результаты. Абсолютное большинство учеников вовремя сдают академические концерты и технические зачеты, многие участвуют в школьных концертах, конкурсах, отчетных концертах школы.
И даже если эти ученики не станут исполнителями, то при условии их собственного желания и регулярных занятий, следованию рекомендациям педагога могут достичь хороших результатов. Итак, рассмотрев динамику развития учащихся с различными данными. Можно выделить следующие принципы: при работе с определенной группой четко определить, к чему следует стремиться при работе с ними, для каждого учащегося подбирать программу соответствующего уровня сложности.
Уделять значительное время работе над гаммами, этюдами, упражнениями, которые способствуют развитию техники, лучше хорошо исполнить несложное произведение, чем посредственно – трудное, для развития художественных навыков находить возможности для частого участия учащихся в концертах, развивать способность к самостоятельным занятиям, что является показателем достаточно высокого уровня музыкальности.
Заключение
Таким образом, всё вышесказанное подтверждает гипотезу нашего исследования о том, что художественное и техническое развитие учащихся в детских школах искусств будет значительно эффективнее при опоре на следующие принципы обучения:
– нравственная направленность процесса обучения;
– опора на начальный этап обучения как на основу дальнейшего развития исполнительской техники;
– достижение оптимального баланса между техникой и музыкальностью при их одновременном развитии.
Благодаря широкому кругу поклонников, интересу, проявляемому композиторами, месту в искусстве импровизации, гитара, несомненно, должна иметь большое бедующие, но не следует забывать, что её история насыщенна частыми взлетами и падениями, крутыми поворотами, во многом зависящими от моды. В настоящее время повысился интерес к электронной музыке – применение MIDI технологий – всё это, несомненно, несёт угрозу, о которой не следует забывать. Во всем мире огромное количество любителей-гитаристов, и особое пристрастие к инструменту испытывает молодежь. Практика работы показала, что интерес к современной легкой музыке, желание научиться аккомпанировать себе при пении можно использовать для приобщении подростков к музыкальной культуре. С этой целью в репертуар параллельно с популярными новинками можно включать лучшие образцы современной легкой музыки, романсы, народные песни.