МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РБ
ГБУ РБ ЗАПАДНЫЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ЦЕНТР «СЕМЬЯ»
«Согласовано» Заместитель директора ГБУ РБ Западный МЦ «Семья» ____________Г.Г Залютдинова «____» __________2020г. | «Утверждаю» Директор ГБУ РБ Западный МЦ «Семья» _________Р.Н. Ахметзянова «____»____________2020г. |
ПРОГРАММА
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Автор-составитель:
специалист по социальной работе
Дерюгина Р.Ф.
Руководитель:
руководитель службы семьи Ахметова Л.В
ОКТЯБРЬСКИЙ
2020 ГОД
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы…………………………………………………........ | 3 |
2. Пояснительная записка………………………………………………….. | 7 |
2.1. Обоснование актуальности……………………………………………… | 9 |
2.2. Целевая группа…………………………………………………………... | 10 |
2.3. Цель программы…………………………………………………………. | 10 |
2.4. Задачи программы……………………………………………………….. | 10 |
2.5. Ожидаемые результаты, целевые индикаторы и методы их оценки.... | 11 |
3. Механизм реализации программы «Формирование навыков компьютерной грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья»………………………………………………… | 12 |
3.1. Этапы и сроки реализации программы………………………………… | 12 |
3.2. Формы и методы работы………………………………………………… | 13 |
3.3. Ресурсы...…………………………………………………………………. | 14 |
3.4. Направления деятельности и их содержание………………………….. | 16 |
3.5. План мероприятий……………………………………………………..… | 17 |
3.6. Контроль и управление……………………………………………..….. | 18 |
3.7. Оценка результатов программы……………………………………..…. | 19 |
Список литературы……………………………………………………….... | 21 |
| |
| |
| |
Паспорт программы
Наименование программы | «Формирование навыков компьютерной грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья» |
Автор программы | Дерюгина Р.Ф. специалист по работе с семьей |
Территориальная реализации программы | г. Октябрьский РБ |
Учреждение реализующее программу | ГБУ РБ Западный межрегиональный центр «Семья» |
Руководитель программы | Ахметова Л.В. руководитель службы семьи в г. Октябрьский ГБУ РБ Западный МЦ «Семья» в г. Октябрьский |
Актуальность проблемы | Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Кружок с использованием информационных, компьютерных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и значительно развивают творческий и интеллектуальный потенциал детей. Поскольку творческое развитие в начальных классах тесно связано с познавательной их активностью. Новые информационные технологии – это не только новые технические средства, но и новые формы, методы и подходы к процессу творчества. Таким образом, внедрение информационных компьютерных технологий способствует достижению основной цели обеспечению гармоничного развития личности и расширению творческого и интеллектуального потенциала. Под инновациями мы понимаем внедрение в творческий процесс новых современных методик, разработок, программ: информационных, личностно-ориентированных и многих других, которые позволяют повысить качество знаний детей. Поэтому выбранная тема исследования особенно актуальна сегодня. Актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью развития творческих способностей в кружке с применением информационных компьютерных технологий. |
Целевая группа | Дети в возрасте 10-17 лет |
Цель программы | Создание условий для развития творческих способностей и формирование информационной культуры у детей. |
Задачи программы | пользоваться инструментами графического редактора Paint; вводить, редактировать, форматировать и иллюстрировать текст, сохранять его, вставлять таблицы в текстовый документ; создавать простые презентации в программе Microsoft Office PowerPoint; разрабатывать и создавать публикации в программе Microsoft Office Publisher; исследовать, доказывать, проектировать и создавать проект, готовить офисные атрибуты (визитки, буклеты, приглашения и т.д.). |
Ожидаемые результаты | пользоваться инструментами графического редактора Paint; вводить, редактировать, форматировать и иллюстрировать текст, сохранять его, вставлять таблицы в текстовый документ; создавать презентации в программе Microsoft Office PowerPoint; создание проектов, визиток, открыток, буклетов, , приглашений, исследовательских работ и мультимедийных презентаций. |
Целевые индикаторы | Значение индикатора (показателя) Посещение детьми занятий, мероприятий, конкурсов с положительным мотивационным настроем на эффективный результат освоения навыков творческой компьютерной грамотности. |
Этапы и сроки реализации | Организационный 2 недели, практический – долгосрочный, бессрочный. |
Формы и методы работы | Организационные; Наглядные (показ, демонстрация программ); Словесные (объяснение, пояснения); Практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение). Мотивационные (поощрение, похвала, выставление удачных работ учеников на конкурсы и выставки). Групповые: объяснение , разъяснение, консультации) Индивидуальные: беседы, консультации. |
Ресурсы | Кадровые, материально-технические, нормативно правовые документы, методические пособия при разработке программы, наглядный и раздаточный материал подготовленный для деятельности в рамках программных мероприятий. |
Направления и их содержание | Для достижения поставленной цели данная программа направлена на профилактику социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. 1. Развитие комплекса предоставляемых реабилитационных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. 2 Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействие с обычными здоровыми детьми. 3 Развитие у детей восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики в процессе совместной деятельности с родителями. 4 Расширение у детей с ограниченными возможностями здоровья опыта ориентировки в окружающем бытовом пространстве, обогащая его разнообразными сенсорными впечатлениями. 5 Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья умения взаимодействовать со здоровыми сверстниками. |
Мероприятия программы | Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка, обеспечение эмоционального благополучия, развитие эстетического вкуса, инициативы и творческих способностей, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, на овладение знаниями и навыками в области информационных технологий. |
2. Пояснительная записка
Умение рисовать – это прекрасно! Рисование уже с раннего возраста становится эффективным средством самовыражения, развития творческих способностей и играет большую роль в воспитании и формировании гармонично развитой личности. В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит не был востребован.
мире современных технологий компьютерная графика, творчество занимает по популярности одно из первых мест. Занятия компьютерной графикой с одной стороны помогут овладеть навыками работы с компьютером ребятам, желающим научиться рисовать, а с другой стороны привлечь к творческому использованию компьютерных технологий учащихся, которые считают себя достаточно «знающими» пользователями. Компьютер не просто добавил к традиционным жанрам художественного творчества новое направление – художественное компьютерное искусство, он сделал рисование массовым занятием, элементом информационной культуры.
Формирование навыков компьютерной грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровьяиспользуется для создания многих творческих идей: буклетов, открыток, визиток, мультипликационных фильмов, анимации, компьютерных игр, сайтов в Интернете, в рекламе, кино. Эти сферы понятны и очень привлекательны для ребят, поэтому все большее число ребят хочет научиться создавать свою виртуальное творчество, применяя имеющиеся графические пакеты.
Программа «Формирование навыков компьютерной грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья» имеет творческую направленность и предполагает создание условий для развития личности ребенка, развития мотивации личности к познанию и творчеству, эстетическому вкусу, овладения знаниями и навыками в области информационных технологий.
Сегодня мало дать детям только определенную категорию знаний – ведь им предстоит жить и трудиться в динамическом, стремительно обновляющемся мире. Необходимо чтобы подрастающему поколению прививались трудолюбие, умение творчески мыслить, ориентироваться в нарастающем потоке информации, стремление к неустанному самообразованию. В век всеобщей компьютеризации информационная компьютерная грамотность детей обеспечивает им успешную адаптацию в социуме.
Компьютерная графика - создание и изменение изображений при помощи компьютера. Это новый, необычайно интересный и перспективный предмет, а компьютер здесь выступает просто как инструмент художника - такой же, как и карандаш, перо или кисть, но, естественно, обладающий своими специфическими возможностями. Она играет важнейшую роль в создании компьютерных игр, мультипликации, мультимедийных учебников, самостоятельных графических произведений, иллюстраций для разного типа книг, как научных, так и художественных, наглядных пособий, рекламных плакатов, открыток и так далее. Востребованность компьютерной графики возрастает в разных отраслях дизайна: промышленного, архитектурного, полиграфического, художественного и других. Сегодня компьютерная графика является значимым фактором организации материально-предметной среды и духовного окружения человека. В этом и заключается первостепенное значение компьютерной графики для эстетического воспитания ребенка. Воспитательное воздействие становится особенно актуальным, когда знакомство с компьютерной графикой выходит на уровень практической деятельности учащегося художественной школы и реализуется в социальной среде, окружающей ребенка в виде поздравительной открытки для друзей и родственников, календарей, оформления обложек и вкладышей к аудио кассетам, пригласительных билетов на школьные праздники, буклетов.
Программа направлена на создание условий для развития творческих способностей ребенка, обеспечение эмоционального благополучия, интеллектуальное и духовное развитие, развитие эстетического вкуса, повышение инициативы, развитие мотивации ребенка к познанию на овладение знаниями и навыками информационных технологий в области творчества.
Основное внимание на занятиях уделяется освоению клавиатуры, как средства ввода информации в компьютер, научаться работать в программах: Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher. Обучение заканчивается выполнением завершающих индивидуальных работ по любой теме программы.
Метод проектов и исследовательская деятельность ориентированы на самостоятельную деятельность ребенка — индивидуальную, парную, которую ребенок выполняют в течение определенного отрезка времени.
Проекты, выполняемые на занятиях кружка, краткосрочные, а также средней продолжительности, которые разрабатываются на нескольких занятиях. Такие проекты выполняются при изучении тем:
―Использование текстового процессора MS Word как издательской системы,
― Создание и выпуск буклетов, открыток, визиток;
― Создание презентаций с помощью PowerPoint.
2.1. Обоснование актуальности
Одним из приоритетных направлений развития современного общества является его информатизация. Информационные технологии сегодня оказывают влияние на формирование менталитета, отношения к миру, осознания собственной роли и места в современном индустриальном обществе и на мировоззрение ребенка в целом.
Освоение современных информационных технологий призвано способствовать формированию у детей умений, необходимых для развития интеллектуальных, творческих способностей и познавательной деятельности. Освоение ребенком многогранного мира информационных технологий, выстраивание грамотного отношения и взаимодействия с ним, расширение кругозора призвано способствовать снижению негативных аспектов информатизации общества.
Актуальность программы «Компьютерное творчество» заключается в том, что она может быть использована для удовлетворения познавательных и творческих интересов и расширения имеющихся знаний.
Важной особенностью освоения данной программы является то, что она не дублирует общеобразовательные программы в области информатика. Ее задачи иные: развитие интеллектуальных, творческих способностей и познавательных интересов детей.
2.2. Целевая группа.
Дети в возрасте от 10-17 лет.
2.3. Цель программы.
Развитие творческих способностей и раскрытие новых компьютерных технологий посредством овладения программами, информацией в мировом, научном и культурном информационном пространстве.
2.4. Задачи программы.
пользоваться инструментами графического редактора Paint;
вводить, редактировать, форматировать и иллюстрировать текст, сохранять его, вставлять таблицы в текстовый документ;
создавать простые презентации в программе Microsoft Office PowerPoint.
2.5. Ожидаемые результаты.
Целевые индикаторы и методы их оценки
Таблица 1 - Целевые индикаторы
№ п/п | Значение индикатора (Показателя) | 1 квартал | 2 квартал |
1 | численность детей участвующих в программе | 14 | |
2 | число специалистов принимающих участие в кружке | 1 | |
3 | количество мероприятий по программе | 14 | |
5 | число публикация в печатных средствах массовой информации о ходе и результатах реализации программы | 1 | |
6 | число публикаций по тематике программы, размещенных на Интернет-ресурсах | 8 | |
пользоваться инструментами графического редактора Paint;
вводить, редактировать, форматировать и иллюстрировать текст, сохранять его, вставлять таблицы в текстовый документ;
создавать презентации в программе Microsoft Office PowerPoint;
создание проектов, визиток, открыток, буклетов, приглашений, исследовательских работ и мультимедийных презентаций.
Механизм реализации программы «Формирование навыков компьютерной грамотности у детей с ограниченными
возможностями здоровья»
3.1. Этапы и сроки реализации программы
Процесс реализации программы состоит из трех этапов предоставленных в Таблице 2.
Таблица 2 - Этапы реализации программы
Направление деятельности | Сроки. Ответственные исполнители | форма отчетности/срок ее предоставления |
Организационный (подготовительный) | 2 недели. Специалист Западного межрайонного Центра «Семья» | Предупредительный контроль. В течение 10 дней. |
Практический (основной) | долгосрочный, бессрочный. Специалист отделения. | Текущий контроль. В течении всего периода программы. |
Итоговый (аналитический) | В конце каждого отчетного года. Заведующий отделением, специалист отделения. | По завершению деятельности. В течение 10 дней. |
Организационный (подготовительный) - 2 недели. В ходе данного этапа предполагается осуществить разработку программы деятельности: Составление банка данных детей участвующих в программе.
Практический (основной) - бессрочный долговременный. В ходе данного этапа будет проходить практическая работа по созданию открыток, IT-проектов, визиток, буклетов, приглашений, видео-презентаций. Проведения занятий среди детей здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.
Итоговый – в конце каждого отчетного периода, в ходе которого необходимо обобщить опыт работы детей, специалиста и наметить перспективы и пути дальнейшего развития данной программы.
3.2.Формы и методы работы
Формы работы (групповые и индивидуальные)
Формы проведения и методы организации занятий. Занятия по программе проводятся по группам.
Для воспитания и развития навыков творческой работы детей применяются следующие основные методы:
- беседа, объяснение;
- устный опрос;
- демонстрация мультимедийного материала;
- обучение действием;
- практические занятия.
Основной формой является комбинированное занятие, которое включает в себя: организационный момент, закрепление предыдущего материала, введение нового материала, подведение итогов.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
индивидуальной - самостоятельная работа детей с оказанием помощи при возникновении затруднения, не уменьшая активности обучающихся и содействуя выработке навыков самостоятельной работы;
групповой - когда детям предоставляется возможностьсамостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.
Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
В ходе проведения занятий у детей вырабатывается настойчивость, собранность, организованность, аккуратность, умения работать в минигруппе, бережного отношения к имуществу учреждения, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.
Режим занятий. Занятия по программе проводятся по группам: каждая группа занимается один раза в неделю по одному академическому часу.
Методы работы:
Организационные: | Практические: | Итог: |
информирование населения о новом кружке для детей состоящих на учете в учреждении; формирование группы; разработка перспективных планов, расписания занятий, мероприятий. | | |
3.3.Ресурсы
Кадровые: специалист по социальной работе организует и проводит индивидуальные и групповые занятия с практическими примерами для участников программы.
Материально-технический: Компьютерный класс.
Цифровая техника: Компьютеры, мышь, клавиатура, принтер, видеокамера, фотоаппарат, стойка для видеокамеры, стол, монитор, системный блок. Программ: Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Программное обеспечение: Windows XP, MS Office, Abode Flash, Поисковые системы Yandex, Opera, Google, Антивирусные программы от Лаборатории Касперского.
3) Методические:
Нормативно - правовые документы:
Данная программа направлена на работу с детьми стоящими на учете.
«Конвенция прав ребенка», принятая резолюцией 44/25 Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г.
«Конвенция ООН о правах инвалидов», принятая резолюцией 61/106 Генеральной
Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006г.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН в «Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г.
Декларация прав ребёнка
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
ФЗ № 273 «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012г.
Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
Федеральный закон от 03 мая 2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
Указ Президента РФ от 01 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
Постановление Министерства образования и Науки РФ от 5 сентября 2013г №359-п
О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы - Указ Президента РФ №761 от 01.06.2012г.
Методические пособия при разработки программы:
Учебный курс по Power Point 2010.( kurspresent.ru›page/powerpoint2010)
http://ru.viptalisman.com/frames/frames-for-lovers
Мастер ФотоШОУ PRO курс по работе...(fotoshow-pro.ru›Мастер ФотоШОУ pro).
http://ru.viptalisman.com/frames/frames-for-lovers
Методические разработки:
Уроки по Works / Т.В. Головина// Информатика и образование. – 2018 - №3 - с.26-38.
Психолого-педагогические основы использования программно-методической системы «Кид/Малыш» / Ю.М.Горвиц, Е.В.Зворыгина// Информатика и образование. – 2016 - №2 - с.43-51.
Основы компьютерной графики / О.А.Левкович и др.// ТетраСистемс – 2015 г, Минск.
Направление деятельности и их содержание.
Программа раскрывает организацию и содержание работы специалиста с детьми. По направлению деятельности компьютерного творчества будет состоять в следующем:
Получение навыков освоения любых программ самостоятельно, развитие способности самообучения.
Развитие образного, творческого мышления, возможности его применения в любой сфере творчества и в самой жизни.
Возможность удаленной работы в любой сфере творчества, в подходящем месте, без затраты времени, сил и средств на переезд; возможность организовать собственную фирму.
Данная программа по своей сути является комплексным. По продолжительности проект является бессрочный, долгосрочный.
Программа «Формирование навыков компьютерной грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья» осуществляется в соответствии с программой кружка и планом мероприятий.
По результатам опроса эффективность деятельности мероприятий по программе «Компьютерное творчество» проводится во второй половине дня.
Практика показала, что наибольшая посещаемость мероприятий по программе «Компьютерное творчество» зафиксирована во второй половине дня.
Алгоритм подготовки и проведения:
Опрос родителей и детей.
Разработка и конспект занятий, памяток для родителей и детей.
Информирование родителей и участников о занятиях через приглашения и объявления.
Подготовка помещения, рабочих мест, оборудования, материалов (по количеству детей, участвующих в мероприятии).
Основные акценты подготовки занятий можно определять по следующим позициям:
- название мероприятия;
- на какую аудиторию он рассчитан (возраст, количество участников);
- цель его проведения;
- продолжительность;
- оргкомитет (инициативную группу, благотворительные организации) и ход его (ее) работы;
- виды и формы деятельности;
- краткое описание содержания;
- условия успешности проведения.
Мероприятия проводятся 3-4 раз в месяц, время проведения: в учреждении от 45 минут до 1 часа.
План мероприятий
Кружок подготовил план мероприятий как:
Обучение Power Point 2010.Как вести кружок
Главное меню.
Работа со слайдами.
Работа с изображениями.
Знакомство с меню программы Power Point 2010.
Вкладки: "Файл", "Главная", "Вставка", "Дизайн", "Переходы","Анимация", "Показ слайдов", "Рецензирование", "Вид".
Работа со слайдами.
Работа с текстом. Дизайн презентации. Колонтитулы, ссылки, символы.
Создание заголовков слайдов, надписи комментариев к рисункам. Опции для работы с фоном. Применение готовых шаблонов оформления к презентации, цветовой гаммы, стилей для фона. С помощью кнопки "Колонтитулы" к слайду можно добавить время и дату.
Вставка аудио файла, фоновую музыку, видеоролик. Через раздел "Мультимедиа" (вкладка "Вставка") добавление видеоролика в презентацию. При выборе элемента с видео познакомиться с новым верхним меню "Работа с видео", состоящее из двух вкладок: "Формат" и "Воспроизведение". В меню "Вставка - Фигуры - Управляющие кнопки" выберем любую кнопку. Вставка в любое место слайда. Настройка эффектных переходов между слайдами во вкладке "Переходы".
Режим просмотра слайдов. Печать презентации и публикация. Демонстрация презентации: практические советы
Публикация презентации: Меню "Файл - Сведения".
Кнопка "Защитить презентацию" позволяет поставить пароль на презентацию. Опции печати Настройка цвета печати.
Публикация и отправка готовой презентации
3.6.Контроль и управление
Технологии контроля основаны на сравнении того, что есть, с тем, что должно быть, и используют три аксиомы:
1)непрерывное отслеживание точности плана и его «привязка» к текущим условиям – обязательное условие эффективного гибкого планирования;
2)предусмотренные систем экстренных мер, которые при необходимости могут быть быстро применены.
3)отметка первых проявлений успеха и воздать должное тем, кто способствовал успеху.
Имеются три вида контроля.
1.Предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работы по программе. Его назначение – заранее проверить план, конспект, содержание мероприятия, встреч. Проанализировать насколько имеется материально - техническое обеспечение, подготовка к мероприятиям кадрового состава, привлечение спонсоров, волонтеров, наглядное и практическое оснащение.
2.Текущий контроль. Оценка эффективности проведенных мероприятий, встреч, занятий в соответствии с планом программы, в срок исполнения. Разработка рекомендации, пожелания для дальнейшей успешной работы по программе.
3.Заключительный контроль. Он проводится при завершении реализации программы. Дается оценка достигнутого результата в ходе реализации программы. Разрабатываются рекомендации для распространения и обобщения опыта работы через СМИ, публикации в журналах, методических пособий.
3.7.Оценка результатов программы
Реализация программы должна способствовать развитию детей с ограниченными возможностями, созданию условий для организации досуга и полноценного общения здоровых детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Таблица 3- Оценка результатов программы
№ п/п | Ожидаемые результаты | Целевые индикаторы | Методов оценки |
До Реализации программы | После реализации программы |
1 | Увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья в позитивной деятельности, творческих мероприятий различного уровня. | 14 детей | | |
2 | Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. | 9 семей | | |
3 | Сформированность наличия навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками. | 7 семей | | |
4 | Повышение возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия. | 5 детей | | |
5 | Сформированность навыков общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья и здоровыми детьми. | 5 детей | | |
6 | Вовлечение общественности города, волонтеров в работе программы клуба | 3 уч. | | |
Список литературы
Бурменскя Г.В., Карабанова О.А., Лидера А.Г. Возрастно-психологическое консультирование (проблемы развития детей). М.: Изд-во Моск.универ, 1990 г.
Габдрахимова Э.Ф. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ / Э.Ф. Габдрахимова// Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.scienceforum.ru/2016/1933/23471 (дата обращения: 24.03.2017).
Зарубина Ю.Г. Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии Круг – М.:Теревенф, 2009. -56с.
Малеванов, Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья : дис. . канд. пед. наук. М.,2009.
Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 172
Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М. : ВЛАДОС,2009.
Самоукова С. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 338–342. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76543.htm.
Аналитический материал по проведению мониторинга и иной оценки эффективности занятий «Компьютерного творчества» с детьми с ограниченными возможностями здоровья на начало 2020 года
№ | Мероприятия проекта | Анализ | Оценка деятельности |
1 | Проведение занятий в рамках программы «Компьютерное творчество» | Проведены занятия на развитие творческого потенциала 14 детей-инвалидов и 7 дети из социального окружения, в основе которых использование информационных технологий. График работы: 1 раз в неделю. Проведено 13 занятий с детьми посещающими компьютерный кабинет. Формы работы с детьми – инвалидами: индивидуальные, подгрупповые. | Занятия проводились в отдельно оборудованном кабинете с применением компьютерных технологий, музыкального сопровождения. Дети обучились начальными навыками работы за компьютером. В процессе занятий у детей имеются элементарные знания компьютерной грамотности, овладевают элементами и способами рисования, закрашивания. |
Диагностика детей в возрасте 10-13 лет 2020 г.
| Фамилия имя ребенка | Эмоциональное восприятие | Познавательные особенности детей | Развивающие особенности детей |
память, внимание | творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мышление | воображение | работа с геометрическими фигурами | умение ориентироваться на плоскости | самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость |
1 | Урманов Ильгизар | с | с | с | н | с | н | в |
2 | Газиев Тимур | с | н | с | с | н | н | н |
3 | Альшеев Илья | с | с | н | н | с | с | с |
4 | Ивакина Диана | н | н | с | с | н | н | н |
5 | Низамова Милана | в | н | с | н | с | н | с |
6 | Азимбаева Диана | с | н | н | в | н | с | с |
7 | Мохлисова Карина | н | с | с | н | с | с | н |
Показатели: высокий уровень - в
средний уровень – с
низкий уровень – н
Показатели диагностики свидетельствует, о том, что 2% (1 ребенка) имеет высокий уровень, у 43,5 % (2 детей), находятся в стадии формирования, на низком уровне у 54,5% (3 детей). Дети стали более самостоятельными, эмоционально отзывчивыми, интерес к занятиям стал значительно выше, желание чаще посещать занятие, интерес рисовать с помощью программ, новые композиции, творческий интерес.
Диагностика детей занятий Формирование навыков компьютерной грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 14-17 лет 2020г.
№ | Фамилия имя ребенка | Эмоциональное восприятие | Конструктивные способности | Начальные навыки работы за компьютером |
память, внимание | творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мышление | воображение | работа с геометрическими фигурами | умение ориентироваться на плоскости | самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость |
1 | Гаврикова Дарья | в | с | с | с | с |
2 | Похомов Максим | с | с | н | н | н |
3 | Гайсина Азалия | с | с | с | с | с |
4 | Славнов Антон | с | с | с | с | н |
Показатели:
высокий уровень - в
средний уровень – с
низкий уровень - н
По диагностике выявлено, что дети с удовольствием пользуются на занятии «мышью» для рисование в программе PowerPoint.
Диагностика показывает, о том, что 10,1% (1 ребенок) имеет высокий уровень, у 29,4 % (2 ребенок), находится в стадии формирования, на низком уровне у 59,7 % (4 детей). Наблюдается положительная динамика показателей. Сравнительный анализ показывает положительную динамику освоения навыков рисования с помощью программы Power Point. Преобладает средний и низкий уровень.
Аналитический материал по проведению мониторинга и иной оценки эффективности занятий «Компьютерного творчества» с детьми с ограниченными возможностями здоровья на конец 2020 года.
№ | Мероприятия проекта | Анализ | Оценка деятельности |
1 | Проведение занятий в рамках программы «Компьютерное творчество» | Развитие творческих способностей через внедрение в занятия с детьми целевой группы информационных технологий. Занятия будут проводиться в мини подгруппах не менее 1 раза в неделю, в течение всего периода реализации проекта. Во время пребывания детей на занятиях для родителей будет предоставлена возможность оставить ребенка под присмотром специалистов. Занятие направлены на реализацию творческого потенциала ребят на основе использования информационных технологий. Специалист в ходе занятия обучает детей работать в программе PowerPoint. Планируется разработать методические рекомендации, памятки и буклеты для родителей. При получении согласия родителей, во время занятий будет вестись видео и фотосъемка. Охват: 14 детей-инвалидов. | Занятия проводились в отдельно оборудованном кабинете с применением компьютерных технологий, музыкального сопровождения. Дети обучились навыками работы за компьютером в программах Word и PowerPoint. В процессе занятий дети научились не только работать в документе Word, работать в PowerPoint создавать открытки, презентации, афиши, визитки овладев элементами и способами рисования, закрашивания и.т.д. |
Диагностика детей в возрасте -10 лет 2020 г.
| Фамилия имя ребенка | Эмоциональное восприятие | Познавательные особенности детей | Развивающие особенности детей |
память, внимание | творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мышление | воображение | работа с геометрическими фигурами | умение ориентироваться на плоскости | самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость |
1 | Урманов Ильгизар | с | с | в | в | в | с | с |
2 | Газиев Тимур | в | в | в | в | с | с | с |
3 | Альшеев Илья | с | с | с | с | с | с | с |
4 | Ивакина Диана | с | с | с | с | с | с | с |
5 | Низамова Милана | в | с | в | с | с | н | с |
6 | Азимбаева Диана | с | в | с | в | с | с | в |
7 | Мохлисова Карина | с | с | в | с | с | с | н |
Показатели:
высокий уровень - в
средний уровень – с
низкий уровень – н
Показатели диагностики свидетельствует, о том, что 2% (1 ребенка) имеет высокий уровень, у 43,5 % (2 детей), находятся в стадии формирования, на низком уровне у 54,5% (3 детей). Дети стали более самостоятельными, эмоционально отзывчивыми, интерес к занятиям стал значительно выше, желание чаще посещать занятие, интерес рисовать с помощью программ, новые композиции, творческий интерес.
Диагностика детей занятий Формирование навыков компьютерной грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 14-17 лет 2020г.
№ | Фамилия имя ребенка | Эмоциональное восприятие | Конструктивные способности | Начальные навыки работы за компьютером |
память, внимание | творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мышление | воображение | работа с геометрическими фигурами | умение ориентироваться на плоскости | самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость |
1 | Гаврикова Дарья | в | с | с | с | в |
2 | Похомов Максим | с | в | н | в | с |
3 | Гайсина Азалия | с | с | с | в | с |
4 | Славнов Антон | с | с | в | в | с |
Показатели:
высокий уровень - в
средний уровень – с
низкий уровень – н
По диагностике выявлено, что дети с удовольствием пользуются на занятии «мышью» для рисование в программе PowerPoint.
Диагностика показывает, о том, что 40,1% (3 детей) имеет высокий уровень, у 29,4 % (2 ребенок), находится в стадии формирования, на низком уровне у 13,4 % (1 детей). Наблюдается положительная динамика показателей. Сравнительный анализ показывает положительную динамику освоения навыков рисования с помощью программы Power Point. Преобладает средний и высокий уровень.