СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над проектом — это учебная деятельность, проводится под руководством педагога. Роль учителя в данном случае заключается в организации субъект — субъектных отношений, в корректировке самостоятельной деятельности младших школьников с учётом их возрастных особенностей.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков проектной деятельности младших школьников на уроках русского языка»

Формирование навыков проектной деятельности

младших школьников

на уроках русского языка

Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть проектной деятельности на уроках.

Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Проектная деятельность младших школьников является одним из методов развивающего обучения, которая направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Такой вид деятельности способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Работа над проектом — это учебная деятельность, проводится под руководством педагога. Роль учителя в данном случае заключается в организации субъект — субъектных отношений, в корректировке самостоятельной деятельности младших школьников

От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, словари, учебники)?»

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат.

Проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Дети приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как с взрослыми, так и со сверстниками.

Создание проектов в начальных классах –  это проблематично, так как дети ещё слишком малы, у них мало опыта (читательского, учебного, поискового). И всё-таки организовать проектную деятельность можно.

Задачи проектов:  1) научиться самостоятельной работе с различными видами информационных источников;  2) развивать умение анализировать, отбирать, сравнивать и классифицировать полученную информацию;  3) овладеть навыками творческого применения добытых знаний и их практического использования в жизни. 

Даже в программах по учебным предметам предложен список вариантов проектной деятельности в рамках курса «Русский язык». И для каждого учителя главным является вопрос: "Как разнообразить работу над проектом, как сделать ее интересной, познавательной и увлекательной?"

Приступая к проектированию с младшими школьниками, важно учитывать возрастные особенности учащихся при выборе темы проекта: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям , учитывать и то, что большинство детей не имеет постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, нужно приступать к её выполнению немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.

Уже с первого класса начинается I этап - подготовка к проектной деятельности. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задания.

У второклассников - благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. У них наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой.

В третьем классе работа над проектом более расширяется и  начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), у них получается устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

На уроках русского языка ребята пишут творческие работы, которые выражаются в умении писать сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения, составление кроссвордов языковых терминов, выполнять и другие виды творческих работ, способствующих выходу на проект.

В четвёртом классе работа над проектами становится более аналитической. Ребята уже умеют делать анализ, выбирать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформлять готовый проект самостоятельно.   

Такой вид деятельности по русскому языку вносит разнообразие, стимулирует развитие интереса к предмету.  Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути. Групповые проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

Проектная деятельность – это интересный, но вместе с тем трудоёмкий процесс учебной деятельности. Встречаются и следующие  трудности: временные (не хватает учебного времени на подготовку проекта) и при защите проекта (нет разнообразия форм защиты проекта, дети не владеют навыками работы с компьютером). Однако, когда видишь огонёк в глазах своих ребят, когда ученик без напоминания идёт в библиотеку и сам может определиться с выбором литературы, лишний раз убеждаешься в том, что труды и время потрачено не напрасно.