Формирование навыков проектной деятельности
младших школьников
на уроках русского языка
Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть проектной деятельности на уроках.
Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Проектная деятельность младших школьников является одним из методов развивающего обучения, которая направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Такой вид деятельности способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Работа над проектом — это учебная деятельность, проводится под руководством педагога. Роль учителя в данном случае заключается в организации субъект — субъектных отношений, в корректировке самостоятельной деятельности младших школьников
От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, словари, учебники)?»
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат.
Проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Дети приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как с взрослыми, так и со сверстниками.
Создание проектов в начальных классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы, у них мало опыта (читательского, учебного, поискового). И всё-таки организовать проектную деятельность можно.
Задачи проектов: 1) научиться самостоятельной работе с различными видами информационных источников; 2) развивать умение анализировать, отбирать, сравнивать и классифицировать полученную информацию; 3) овладеть навыками творческого применения добытых знаний и их практического использования в жизни.
Даже в программах по учебным предметам предложен список вариантов проектной деятельности в рамках курса «Русский язык». И для каждого учителя главным является вопрос: "Как разнообразить работу над проектом, как сделать ее интересной, познавательной и увлекательной?"
Приступая к проектированию с младшими школьниками, важно учитывать возрастные особенности учащихся при выборе темы проекта: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям , учитывать и то, что большинство детей не имеет постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, нужно приступать к её выполнению немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.
Уже с первого класса начинается I этап - подготовка к проектной деятельности. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задания.
У второклассников - благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. У них наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой.
В третьем классе работа над проектом более расширяется и начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), у них получается устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.
На уроках русского языка ребята пишут творческие работы, которые выражаются в умении писать сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения, составление кроссвордов языковых терминов, выполнять и другие виды творческих работ, способствующих выходу на проект.
В четвёртом классе работа над проектами становится более аналитической. Ребята уже умеют делать анализ, выбирать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформлять готовый проект самостоятельно.
Такой вид деятельности по русскому языку вносит разнообразие, стимулирует развитие интереса к предмету. Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути. Групповые проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.
Проектная деятельность – это интересный, но вместе с тем трудоёмкий процесс учебной деятельности. Встречаются и следующие трудности: временные (не хватает учебного времени на подготовку проекта) и при защите проекта (нет разнообразия форм защиты проекта, дети не владеют навыками работы с компьютером). Однако, когда видишь огонёк в глазах своих ребят, когда ученик без напоминания идёт в библиотеку и сам может определиться с выбором литературы, лишний раз убеждаешься в том, что труды и время потрачено не напрасно.