СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков самостоятельной работы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье я хочу поделиться со способами формирования навыков самостоятельной работы на уроках географии. В условиях обновления содержания образования возрастает значение самостоятельной работы обучающихся, которых нужно научить пользоваться различными источниками информации.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков самостоятельной работы»

Конурбаева Д.А.

Учитель географии

ГУ «Совхозная средняя школа»

Костанайского района


Формирование навыков самостоятельной работы


В педагогике вопросы самостоятельной работы обучающихся изучались с 18 века. К.Д.Ушинский, известный русский педагог, писал, что «…Дети должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал». Проблема формирования навыков самостоятельной работы остается актуальной и в наше время. В условиях обновления содержания образования актуальность проблемы значительно возрастает.

В современных условиях роль педагога в обучении и преподавании перешла от пассивной передачи знаний к активным формам обучения. Наша задача – научить обучающихся тому, как учиться, то есть развивать «способность понимать, контролировать и следить за своим опытом обучения».

Обновленная программа представляет большие возможности для формирования и развития навыков самостоятельной работы обучающихся. В процессе изучения географии обучающиеся овладевают навыками моделирования географических объектов, явлений и процессов, учатся изучать, обрабатывать и анализировать географические данные, представлять полученные результаты в различной форме. В зависимости от цели задания результаты могут быть представлены в виде презентации, доклада, реферата, научно – исследовательской работы, различного типа диаграмм, схем, картосхем и т.п. Например, при изучении темы «Численность населения» обучающиеся составляют модель работы, выполняемой при переписи населения, то есть определяют весь процесс переписи пошагово. После обработки полученных данных можно предложить выполнить задание по сравнению полученных результатов с результатами предыдущей переписи и представить полученные данные в виде диаграммы. А если сопоставить данные за несколько проведенных переписей населения, то обучающиеся могут попробовать самостоятельно составить прогноз по численности населения в будущем. То есть по таксономии Блума от анализа и систематизации информации обучающиеся переходят к непосредственному оцениванию - аргументированию своего мнения, формулировке выводов по информации, обоснованию идеи и оценке качества выполненной работы. В процессе самостоятельной работы среди прочих формируется естественно – математическая функциональная грамотность.

Задача педагога заключается в оказании помощи обучающимся, которых необходимо подтолкнуть, подсказать, направить. Конечно, такие формы работы непривычны учащимся, они могут вызывать опасения, неуверенность, даже страх и отторжение. Учитель должен побудить желание обучающихся выполнить то или иное задание в доброжелательной и дружественной обстановке, необходимо заинтересовать обучающихся с помощью различных методов. А возросший интерес к изучению предмета приведет нас к повышению качества преподавания. Однако не следует думать, что выполнение нескольких заданий приведет к формированию навыков самостоятельной работы. Это такой же кропотливый и каждодневный труд, который только при систематичности принесет какие – то успехи.

Формированию навыков самостоятельной работы способствует проектно – исследовательская деятельность обучающихся. В ходе выполнения такого вида работы обучающиеся осуществляют поиск интересующей информации в самых различных источниках, учатся выделять самое главное, тщательно проверять и отсеивать ненужное.

Самостоятельность как личностное качество не дается человеку с рождения, а формируется по мере взросления ребенка.

Обучающийся, овладевший навыками самостоятельной работы, будет наиболее подготовлен к дальнейшей жизни и социализации и сможет решать и достигать поставленных целей. Формирование навыков самостоятельной работы – это одно из необходимых условий для дальнейшего развития личности, образования и самообразования.