Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Средняя образовательная школа №2 им. И.Г.Петровского г.Севск
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Формирование нравственных качеств у младших школьников во внеклассной работе
Работу выполнила: Рассоленко Алина Геннадьевна, ученица 10 класса Руководитель проекта: Батталова Любовь Михайловна
Работа допущена к защите: «___»________________________________2023г. Подпись руководителя проекта: ____________/_________________________/
Г.Севск, 2023 Паспорт проектной работы
Название проекта: Формирование нравственных качеств у младших школьников во внеклассной работе. Руководитель проекта: Батталова Любовь Михайловна. Автор проекта: Рассоленко Алина Геннадьевна, 10 класс. Учебная дисциплина: Педагогика. Тип проекта: Практико-ориентированный. Цель работы: Поиск и разработка внеклассных мероприятий для учеников начальной школы. Задачи работы: 1.Формировать у ребят навыки коллективной работы; 2.Развивать творчество и инициативы детей; 3.Прививать такие нравственные качества как доброта взаимопомощь честность и другие; Вопрос проекта: Как разработать интересные мероприятия для начальной школы? Краткое содержание проекта: В своем проекте я разработаю внеклассные мероприятия для начальных классов, которые помогут сформировать правильную мотивацию учения у учеников и которые будут способствовать развитию главных моральных качеств у детей. Результат проекта (продукт): Разработка внеклассных мероприятий формирующих нравственные качества. Реализация проекта (для 10 класса): Проведение внеклассных и внеурочных занятий в игровой форме.
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Теоритические обоснования формирования нравственных качеств у младших школьников во внеклассной работе …………………………5
1.1.Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 5
1.2.Особенности формирования нравственных качеств у младших школьников 6
1.3.Внеклассная работа как средство формирования нравственных качеств младшего школьника 7
Глава 2.Педагогические пути формирования нравственных качеств у младших школьников во внеклассной работе 7
2.1.Разработка методики формирования нравственных качеств у младших школьников во внеклассной работе 7
2.2.Внедрение программы формирования нравственных качеств у младших школьников во внеклассной работе 9
Практическая часть 11
Заключение 14
Список литературы 15
Приложение 16
ВВЕДЕНИЕ
Краткое описание проекта: сегодня школа совмещает в себе две функции — образовательную и воспитательную. Задачей педагогического сообщества стало не только обеспечение достойного уровня среднего образования, но и воспитание подрастающего поколения. Опытные учителя знают, что достижение этих целей практически невозможно без сочетания учебного процесса с программой внеклассных мероприятий. Самую важную роль играют подобные занятия в системе воспитания младших классов. Однажды в жизни ребенка происходит знаковое событие — это поход в школу, в первый класс. Именно в начальной школе происходит знакомство с социальными нормами, ценностями, новыми правилами и новыми людьми. Ребенок учится выстраивать личностные контакты, отвечать не только за себя и свои поступки, но и за класс в целом. Внеклассные мероприятия выполняют воспитательную, образовательную и развивающие функции. Кроме того, все внеурочные занятия несут в себе и познавательную функцию, способствуют расширению кругозора у детей, помогают им раскрепоститься, компенсирует проблемы учебной деятельности ребёнка и реабилитирует его в собственных глазах и глазах сверстников. Внеклассные мероприятия — это не дополнительный школьный урок. Подобные внеурочные занятия проводятся в более свободной форме, где ребенок может проявить свои творческие способности, развить креативное мышление и освоить навыки групповой работы.
Актуальность темы исследования: cегодня ослабевают нравственные ценности детей и взрослых. Но для того, чтобы у младшего поколения были сформированы нравственные ценности, и чтобы дети в будущем могли ими воспользоваться, то их необходимо закладывать им не только дома, но и в школе, особенно во внеклассной работе. В наше время, донести ценности до детей, такая цель стоит перед руководителем, так как именно он касается процесса воспитания. Ценности, они историчны и меняются, переходя из столетия в столетие, человеческий организм модифицируется, но при этом ценностные качества с нами идут от начала и до конца нашей жизни. Наделив школьника знаниями, но не воспитав в своём ученике нравственно богатую личность, мы делаем его послушным исполнителем воли любого лидера. Выбор ученика должен опираться не только на логику и расчёт, но и на его собственные чувства и эмоции.
Цель исследования: поиск и разработка внеклассных мероприятий для учеников начальной школы.
Задачи: 1.Охарактеризовать особенности формирования нравственных качеств у младших школьников. 2.Формировать у ребят навыки коллективной работы. 3. Развивать творчество и инициативы детей.
Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств младших школьников во внеклассной работе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников во внеклассной работе.
Методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- педагогическое наблюдение;
- практико - ориентированная работа;
Практическая значимость: заключается в том, что разработанный комплекс внеурочных занятий, направленных на формирование нравственных представлений детей младшего школьного возраста, дает возможность полнее реализовать воспитательный потенциал внеурочной деятельности. Положения и выводы, полученные в ходе практико-проектировочной работы, могут быть использованы в непосредственной практике учителей начальных классов.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ФОРМИРОАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
1.1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Младший школьный возраст совпадает с периодом обучения ребенка в начальной школе (с 6-11 лет). Этот период характеризуется дальнейшим физически и психофизиологическим развитием ребенка, обеспечивающим ему систематическое обучение в школе.
Начало обучения в школе ведет к изменению социальной ситуации развития ребенка. Он теперь имеет социально значимые обязанности, становится общественным субъектом. Психология детей младшего школьного возраста имеет следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства. В любых начинаниях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения. Возрастная психология школьного возраста часто проявляется появлением упрямства и капризности. В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. В психологии ребенка появляются различные новообразования, такие как развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
Как известно, обучение в младших классах имеет одну особенность – обучение младших школьников ведет один педагог, который имеет очень сильное воздействие на своих учеников. Учебная деятельность школьников младших классов сопровождается активной реакцией на непосредственные впечатления. А так как дети подобного возраста еще и весьма импульсивны, то занятия зачастую становятся стремительными, насыщенными и напряженными. Ни в коем случае нельзя, чтобы дети заскучали – нужно довольно часто менять характер упражнений, не затягивать паузы и держать внимание детей в напряжении. При этом следует понимать, что такие малыши не могут концентрировать свое внимание на одном деле дольше 20 минут. Один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И. Ю. Кулашна выделяет 2 аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной. Развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте во многом зависит от школьной успеваемости, оценки взрослыми. Психология школьника в этом возрасте сильно подвержена внешнему влиянию, он эмоционален, подвержен перепадам настроения. Дети переживают свою уникальность, осознают себя личностью, стремятся к совершенству, лидерству, ищут новые групповые формы активности, стараются принадлежать к какой-либо детской общности. А завершается данный возраст умением вполне самостоятельно рассуждать, сопоставлять, делать выводы, анализировать и устанавливать простые закономерности.
Таким образом, младший школьный возраст является ответственным этапом в психологии развития ребенка. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения способствуют дальнейшему успешному развитию личности школьника, его субъектности и учебной деятельности.
1.2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В большинстве своем младшие школьники коммуникативны, легко привыкают к новому коллективу, не застенчивы, стремятся делать полезные дела для класса, школы, других людей, выполнять общественные поручения. Младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Проблема нравственного воспитания с давних времён рассматривается педагогами и психологами. Черты характера, основы нравственных качеств закладываются у ребёнка в детстве и формируют впоследствии его поведение. В младшем школьном возрасте перед педагогом и родителями появляются две основные задачи: создать условия для освоения начальной образовательной программы, а также сформировать в личности детей положительные (с точки зрения морали) качества. Решение второй задачи становится наиболее сложным, так как поступки человека и их правоту невозможно объяснить с помощью формул и правил. А. Я. Каменский писал: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает». К. Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания … могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой». Цитаты отечественных ученых актуальны и в настоящее время. В данной статье на примере преподавания в 3 классе рассматриваются способы формирования нравственных качеств и факторы, влияющие на становление личности младших школьников. Прежде чем говорить о пути к формированию качеств личности, рассмотрим понятие «нравственность». Нравственность — «тенденция произвольно, по внутреннему убеждению, а не по принуждению или в силу необходимости вести себя в согласии с моральными требованиями, принятыми в обществе» Таким образом, можно сделать вывод, что нравственность — это функция, регулирующая человеческое поведение и управляемая сознанием человека. Следовательно, воспитывая детей, мы влияем на их сознание, а значит и на нравственность.
1.3. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В течение длительного времени в нашей стране происходило разрушение традиционных для России, нравственных ценностей и идеалов.Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Современные ученые указывают на то, что в настоящее время явно проявляется болезнь духа нации, распространяется пессимизм, отчаяние, безысходность. Под внеурочной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей.
Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленных на социализацию обучающихся, развитие у них творческих способностей и универсальных учебных действий во внеурочное время. Основной целью внеурочной работы как раз и является развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, адаптация к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Она способствует воспитанию в них добра, милосердия, справедливости. Внеурочная деятельность выступает как средство нравственного воспитания младших школьников. Она расширяет кругозор, повышает уровень знаний и умений, а также обогащает качества личности младших школьников. Внеурочная деятельность обладает серьезным потенциалом в формировании нравственных качеств личности. Она обычно сопровождается ярким интересом детей, их стремлением реализовать себя, раскрыть свои таланты. Они с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях, организуемых учителем.
Основные формы внеурочной деятельности по нравственному воспитанию детей:
• игры;
• классные часы;
• этические беседы;
Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя воспитать в учениках всесторонне нравственных людей.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
2.1. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Целью организации внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, открытости в реальных жизненных ситуациях, интересах внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Выявление интересов, склонностей, способностей в различных видах деятельности;
2. Создание условий для индивидуального развития каждого ребенка;
3. Формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности;
4. Развитие опыта творческой деятельности;
5. Создание условий для реализации полученных знаний, умений, навыков;
6. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия и сотрудничества;
7. Расширение рамок общения ребенка с социумом.
В педагогике принято выделять несколько принципов, на которых базируется внеурочная воспитательная деятельность. Принцип целенаправленности. Суть его требований состоит в том, что содержание внеурочной деятельности должно быть подчинено решению общей цели воспитания – формированию всесторонне развитой личности. Одним из фундаментальных принципов организации внеурочной деятельности является принцип воспитания личности в коллективе, через коллектив. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательной работы. Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Внеурочная деятельность в соответствии с этим принципом должна быть направлена на организацию совместной деятельности детей для достижения общественно значимых целей, при этом не исключая индивидуальной работы педагога с отдельными обучающимися, а, следовательно, и непосредственного влияния его на ребенка. Кроме того, важным для организации внеурочной деятельности является также принцип преемственности, последовательности и систематичности, который направлен на закрепление ранее усвоенных умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование. Не менее важным принципом организации внеурочной деятельности является принцип единства требований и уважения к личности воспитанника. Уважать ребенка и предъявлять требования к нему – это значит внимательно относиться к нему, знать его сильные и слабые стороны и создавать необходимые условия для его дальнейшего роста и совершенствования. Внеурочная деятельность может быть организована в формах: кружка, секции, олимпиады, конкурса, экскурсии, соревнований, разнообразных проектов, викторины, познавательной практики, поисковых исследований через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями. Эффектом внеурочной деятельности можно считать последствия результата, то к чему привела эта деятельность. В связи с этим выделяют три уровня достигнутых воспитательных результатов:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
2.2.ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Практическое исследование процесса формирования нравственных представлений у младших школьников носило опытно-проектировочный характер и включало:
а) проверку исходного уровня сформированности нравственных представлений;
б) разработку комплекса внеурочных занятий, направленных на формирование нравственных представлений, обучающихся об общечеловеческих ценностях. Формирование нравственных представлений у детей младшего школьного возраста является одной из самых главных задач педагогики. Этические нормы, то есть, понимание добра и зла, осознание позиции морали как своей собственной позиции – это есть неотъемлемая часть самосознания любой зрелой, здоровой личности. Заметим, что формирование этих норм у ребенка проходит несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности, а значит, подразумевает использование средств и методов, которые будут эффективны в работе по формированию нравственных представлений на каждом этапе их развития. В качестве содержания формируемых нравственных представлений нами были выбраны общечеловеческие нравственные ценности, которые могут быть раскрыты на уровне доступном детям младшего школьного возраста.
Практическая часть
Анкетирование « Нравственное воспитание »
Опрос проводился в целях выявления уровня сформированности нравственного воспитания младших школьников. Нравственное воспитание младшего школьника предполагает его стремление и умение объективно оценивать отношение людей к окружающему миру, осознавать собственную позицию в сфере общения. Учебно-внеклассный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебно-внеклассного процесса. Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Основными задачами нравственного воспитания являются:
формирование нравственного сознания;
воспитание и развитие нравственных чувств;
выработка умений и привычек нравственного поведения.
Нравственное воспитание включает:
- формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
- ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества;
- формирование нравственных чувств и нравственных качеств;
- формирование нравственных привычек
Детям предлагалось ответить на специально разработанные вопросы в анкете. Анкета представлена на рис.1.
Текст вопросов:
Вопрос № 1.Можешь ли ты помочь человеку?
Вопрос № 2. Можешь ли ты кого-нибудь обидеть?
Вопрос № 3.Ты честный человек?
Вопрос № 4.Ты хороший друг?
Вопрос № 5.У тебя много друзей?
Вопрос № 6.Врал ли ты когда-нибудь?
На вопросы нужно было отвечать «Да» или «Нет»
Результаты анкетирования
Результаты были представлены следующими уровнями сформированности нравственных представлений у детей:
• низкий уровень – у ребенка сформировано неправильное, неточное представление о нравственном понятии;
• средний уровень – представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
• высокий уровень – сформировано полное и четкое нравственное представление о понятии.
Результаты анкеты представлены на рис. 2.
Рисунок.2. Результаты анкетирования
По результатам анкетирования можно видеть что:
8 детей продемонстрировали высокий уровень нравственных представлений. Дети давали правильные ответы на указанные вопросы. У школьников развиты обобщенные представления о доброте, честности, дружбе. Кроме того, выявлено отрицательное отношение к таким качествам, как хитрость, лживость.
Средний уровень нравственных представлений показали 12 детей. У воспитанников отмечаются элементарные представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо».
Низкий уровень нравственных представлений показали 4 детей. У учащихся отмечается адекватное оценивание своих поступков, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное.
По данным проведенной анкеты были получены следующие результаты: в основном все дети в классе владеют нравственными представлениями, могут правильно охарактеризовать разные нравственные качества личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривая психолого-педагогическую характеристику младших школьников, я выделила для себя важные моменты. Младший школьный возраст – это этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 до 10 лет. Учебная деятельность – серьезный труд, требующий дисциплины, волевых усилий, организованности со стороны ребенка. В младшем школьном возрасте начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Анализируя понятие «нравственные качества», я выяснила , что нравственные качества – это понятие нравственного сознания, с помощью которого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной точки зрения, наиболее типичные черты поведения людей, которые характеризуют как поступки независимо от того, кем они совершаются, так и отдельные стороны поведения определенной личности, выступающие как свойства ее характера. Также, мной были рассмотрены формы (индивидуальная, групповая), методы (упражнения, поощрения), средства (художественные средства, собственная деятельность, общение и атмосфера, в которой находится ребенок и направления (работа с детьми) воспитания нравственных качеств младших школьников во внеклассной работе. Практико-ориентированная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – Средней общеобразовательной школы №2 г.Севска. В школе созданы все благоприятные условия для воспитания нравственных качеств младших школьников. При проведение первичной диагностики по воспитанию нравственных качеств младших школьников в школе № 2 г. Севска показало, что у большинства младших школьников преобладает средний уровень воспитания нравственных качеств. По данным результатам я решила разработать программу по воспитанию нравственных качеств младших школьников. Разработка и проведение мероприятий в предложенной программе по воспитанию нравственных качеств младших школьников показало положительные результаты. Таким образом цель исследования достигнута, задачи исследования решены.
Список литературы:
1. Арзамасцева, И. Н. Детская литература [Текст] / И. Н. Арзамасцева. – М. : Академия, 2009. – 290 с.
2. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание [Текст]/ Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 2002. - 176 с.
3. Багашев, А. Духовно-нравственное воспитание молодежи / А. Багашев // Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 10-13.
4. Банников В. Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности / В. Н. Банников // Начальная школа. – 2012. – № 8. – С. 41-45.
5. Бобкова, Т. И. Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР [Текст] / Т. И. Бобкова. – М. : Творческий центр, 2009. – 230 с.
6. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе [Текст]: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение, 1981. – 223с.
7. Белинская, Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников [Текст] / Е. В Белинская. - СПб. : Речь, 2006. - 121 с.
8. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии [Электронный ресурс]. — URL: http://vocabulary.ru/dictionary/978 (дата обращения: 24.02.2014 г.)
9.Психология [Электронный ресурс]. — URL: http://www.psychology.ru/ (дата обращения: 24.02.2014 г.)
10. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. — М.: Гардарики, 2005–349с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета «Нравственное воспитание» Опрос проводится в целях выявления уровня сформированности нравственного воспитания младших школьников. Часть 1. Укажите ваш возраст ____ , пол____ Часть 2. Ответьте на поставленный вопрос «Да» или «Нет» Можешь ли ты помочь человеку в беде? | | Можешь ли ты кого-нибудь обидеть? | | Ты честный человек? | | Ты хороший друг? | | У тебя много друзей? | | Врал ли ты когда-нибудь? | | Спасибо за ответы! Ваше мнение нам очень важно! |
Рисунок.1. Анкета
ПРИЛОЖЕНИЕ 2