СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«формирование нравственных представлений у школьников в процессе чтения произведений»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья может быть использована на уроках литературы

Просмотр содержимого документа
««формирование нравственных представлений у школьников в процессе чтения произведений»»


ГБОУ СОШ№262

Красносельского района

Санкт-Петербурга

заместитель директора по УР

учитель русского языка и литературы

Курушкина Любовь Александровна

СТАТЬЯ

«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ».

«Нравственность- основа всех человеческих отношений».

Альберт Эйнштейн

К.Д.Ушинский писал: «Только то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении».

В.А.Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах уже создает прочную основу для выполнения учащимися творческих работ, развивает их мышление, речь, воображение, нравственные качества.

Часто школьники умеют устно передать содержание прочитанного, но затрудняются рассказать о собственных впечатлениях, нравственных переживаниях героев художественных произведений. Речь их бедна словами со значением таких слов, которые обозначают нравственные понятия.

Читая литературные произведения, учащиеся учатся разбираться в поведении, мотивах и поступках людей, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное ,злое. Важно обратить внимание учащихся на проявление не только добра ,но и зла, воспитывать у них желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности.

Художественное произведение как образное отражение действительности воздействует на чувства, мысли ,воображение учащихся ,и ,конечно, оказывает влияние на их поведение .На уроках литературы учитель непременно касается проблем нравственности.

Обратимся к произведению М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сила купца Калашникова не в богатстве ,а в его уверенности, что он не одинок. Он из рода Калашниковых, это имя готовы защищать ,жертвуя жизнью, и его братья. Идеология Калашникова высоконравственна: каждый человек ответствен не только перед собой, но и перед предками и потомками за свои поступки. Задача учителя -довести эту мысль до учащихся.

Повесть Л.Н.Толстого «Детство»-яркий пример того, как душевные переживания мальчика способствовали его нравственному становлению. Ребенок для Толстого- «естественный человек»,которому хочется одного- «чтобы всем было хорошо, чтобы все были счастливы».

В повести А.М.Горького «Детство» учитель подводит учащихся к пониманию главной мысли – о вере в добрые начала человека. Душевная доброта и нравственная сила бабушки сыграли в жизни мальчика определенную роль .Бабушка впервые заставила задуматься героя повести Алешу над самыми важными вопросами: что есть доброта и вера? каким должен быть человек?

Толстой утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот -родной дом, семья ,ее традиции, уклад. Исток этот -детство. Детскость души(чистота, наивность, естественность, которую сохраняет человек)-это, по убеждению Толстого, и есть сердцевина нравственности, суть прекрасного в человеке.

«Нравственность заключается в познании добра, в совершенном умении и желании творить добро». Иоганн Песталоцци.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!