СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование образного мышления через изобразительное искусство

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на РМО учителей ИЗО.

Если в вашем ребёнке появились зачатки творчества - вы должны дать ему шанс

Просмотр содержимого документа
«Формирование образного мышления через изобразительное искусство»

«Формирование образного мышления через изобразительное искусство»

 

« Искусство, как необходимый аспект, причастно

                                                        ко всему, участвует во всей нашей жизнедеятельности,

его влияние проникает всюду…

Без Искусства жизнь человека невозможна»

/ Б.М. Неменский /

В последнее время наметилась тенденция снижения мотивации к обучению детей. Это глобальная проблема. По статистике, количество беспризорников в настоящее время резко растет. Как же найти решение этих проблем, где искать причины сложившейся ситуации. Если взять отдельно наш район, то мы увидим те же самые проблемы. Одной из главных причин то, что дети не умеют адаптироваться в современном обществе, нет коммуникативных навыков. Даже поступив в ВУЗ, ребёнок уходит, не закончив его, т.к. выбор профессии являлся случайным.

Развивать познавательные способности личности, надо с детства. Сейчас особенно необходимы специалисты во всех сферах экономики, способные творчески мыслить, искать нестандартные пути решения различных проблем, умеющие изобретать и выдвигать новые идеи.

Познавательные способности тесно связаны с умственной способностью, которая в свою очередь предусматривает образное мышление. Задача школы решить данную проблему, и она решает её. Одной из решением задачи является дополнительное образование детей, а именно: изобразительная деятельность, которая развивает мелкую моторику рук, мозговую деятельность, формирует чувство прекрасного, воспитывает духовность, целеустремлённость, способствует профессиональному определению детей, организует их досуг.

Итак, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ? Это процесс мысленного выделения одних и отвлечения от других свойств и связей, в результате, которого, выделенные свойства представляются обособленно не только от других свойств, но и от их носителей. Мыслить - значит, прежде всего, не блуждать взглядом по поверхности, а, углубляясь вовнутрь, находить суть явлений и определять их взаимосвязь ощущениями и образами.

И если кто-то способен различать лишь внешнюю форму, то это означает, что он не способен здраво мыслить.

Образное мышление учит человека:

Видеть ограниченность усваиваемых понятий и методов, их схематичность и неполноту по сравнению с подлинной действительностью.

Видеть различие между реальными фактами и представлениями о них.

Учит человека смелости при выходе за рамки привычных, освещённых «здравым смыслом» или авторитетами представлений, взглядов, способов мышления.

Учит осторожности и критичности в оценке новых творений.

Учит искать не веру, а доказательства, не подтверждение, а истину, не успокоение, а беспокойство, не завершение, а начало пути.

Специалисты считают, что образное мышление необходимо не только для изобразительной деятельности ребёнка. Оно потребуется и при последующем обучении в школе, и для творческой деятельности человека любой профессии. В подтверждение этого, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Комарова Тамара Семеновна приводит выдержку

из рекомендаций в адрес школьного психолога. « Недостаточный уровень развития образных представлений — одна из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позднее (вплоть до старших классов)».

Психологи Якобсон П.М., Романова Е.С. подчёркивают, что для развития образных представлений и образного мышления большое значение имеют такие виды художественно-творческой деятельности детей, как изобразительная и конструктивная

А.Ф. Лазурский, рассматривая механизм формирования творческих качеств личности, указывает на необходимость развития творческого воображения, мышления, внимания, памяти. Для успешного освоения изобразительной деятельности, постоянного её развития и совершенствования, у ребёнка следует формировать такие качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении наилучшего результата.

В настоящее время в системе образования активно развивается личностно – ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности, другие связывают его с инновационными технологиями, входящими в педагогическую практику, работу учреждений дополнительного образования. Руководствуясь своим личным педагогическим опытом, я согласна с большинством авторов, которые связывают личностно-–ориентированное обучение с индивидуальностью ребенка, условиями его становления, развитием и саморазвитием личности в условиях и под влиянием обучения, которые связывают личностно-–ориентированное обучение с индивидуальностью ребенка, условиями его становления, развитием и саморазвитием личности в условиях и под влиянием обучения.

Особое значение личностно – ориентированное обучение приобретает в системе обучения детей изобразительному искусству, художественному творчеству.

Изучив и осмыслив вышеуказанные исследования в области формирования образного мышления, я решила, что обучение изобразительному искусству должно способствовать формированию полноценной личности ребёнка, умеющего моделировать жизненные ситуации, видеть мир во взаимосвязи явлений, единым и неделимым. Это поможет ему бережно относиться к людям, природе, животному миру и обществу.

На основании вышеизложенного, я выявила проблему: «Опасность бездуховности подрастающего поколения, неуспешность обучения в школе, как следствие несформированности образного мышления и чувства прекрасного».

Исходя, из проблемы я поставила цель:

 «Формирование образного мышления у детей через средства изобразительного искусства»

Для достижений это цели я поставила перед собой задачи:

  • Способствовать формированию образного, абстрактного и пространственного мышления у детей.

  • Формировать умение видеть мир, предметы во взаимосвязи, т.е. (способствовать формированию единой картины мира).

  • Развивать художественный вкус, фантазию через формирование умений изображать предметы в трёхмерном пространстве.

  • Способствовать получению детьми базовых умений и навыков, способствующих освоению в будущем любых профессий.


Изучение художественных произведений способствует развитию внимания, памяти, пространственного мышления и образного мышления, но для этого я создаю эмоционально благоприятную обстановку в объединении для каждого ребёнка и обеспечиваю его духовное развитие. На занятиях изобразительного искусства моим воспитанникам предоставляется возможность пережить радость творчества, испытать счастье и гордость за результаты своего труда, так как я не только выявляю творческие способности обучающихся, но и развиваю их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребёнку, не отказываю ребёнку, если он хочет чему- либо обучиться.

Практическую работу на занятиях изобразительного искусства мы выполняем все вместе: воспитанники на своих местах, я стою у доски и демонстрирую последовательность действий в изображении.

Для детей при формировании отвлечённого мышления необходим процесс удержания в памяти образа предмета. Обучение начинаю с изображения простейших предметов: сначала плоских геометрических фигур, затем объемных геометрических фигур, а для старшего возраста завершаю процесс изображения сложными предметами.

Пример:

Часть занятий в разделах «рисунок» и « живопись» провожу в форме игры. Прошу детей посмотреть на предмет, и изобразить его, не глядя на него. Затем ищем отличия от оригинала: У кого меньше отличий, тот и победил. Это условие заставляет детей быть более внимательными к окружающим предметам.

При изучении линий и её выразительных возможностей в 6-х классах на «Ура» проходит урок с применением техники фризлайт (рисование фонариками)

Затем обязательно даю домашнее задание: «Выполнить натюрморт, изобразив его так, как видите со своего места в классе, дома», «Нарисовать портрет фонариком несколько раз».

Таким образом, формируется у детей отвлеченное мышление, и понятие о взаимосвязи предметов.

Для старшего возраста задачи строятся на осознанной интерпретации натуры в соответствии с четко поставленной эмоционально — образной задачей с использованием четырёх средств языка: тона, ритма, пропорций.

В связи с такими поэтапными основами изображения развивается наблюдательность, и фантазия ребенка.

Работая со старшей возрастной группой, чтобы расширить знания у них о пейзаже, как о жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности, чтобы познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения, чтобы, научить находить красоту природы в разных её состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день, я провожу занятия с чтением отрывков из стихотворений, поэтов и дети изображают рисунок по поэтическим зарисовкам.

Осыпаются астры в садах, Стройный клен под окошком желтеет,

И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет.

Такая форма работы на занятиях не только расширяет знания о пейзаже, но и развивает творческое воображение, воспитывает эстетический вкус, любовь к природе; укрепляет межпредметную связь, как литературу и изобразительное искусство.

  • Формирование образного мышления и способности к моделированию

невозможно в искусстве без умений создавать объёмный предмет. Поэтому, я интегрировала изобразительное искусство с элементами рельефной скульптуры: обучению умению по созданию горельефа и барельефа.

Методика обучения учитывает необходимость постепенного усвоения основных принципов и правил. Она является гибкой и строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

1.Метод поэтапного открытия, т.е. я чётко вычленяю тему каждого занятия, и неповторимость обеспечивает постепенность, медленно втягиваю воспитанников в осознание темы, в раскрытие через переживание её основных граней. Каждую тему эмоционально проигрываю.

2.Метод единства, восприятия и созидания (практическая деятельность). Воспитанник переживает, глубоко осознаёт каждую тему в единстве всех видов деятельности: рассматривает зрительный ряд, слушает стихи, музыку, выполняя практическую работу.

3.Метод широких ассоциаций, творческой интерпретации содержания.

Показав картину (репродукцию), некоторые педагоги изобразительного искусства часто требуют от детей точного, без домыслов, без фантазии рассказа о ней. Но этого делать нельзя, т.к. точный пересказ в чем-то противоречит восприятию произведения любого искусства, снимает возможность его эмоционального проживания.

Для того чтобы повысить знания у воспитанников, развить у них творческие способности в ходе занятий, я использую специально подобранные педагогические приёмы:

  • «Исследование алгоритма творческого процесса»; (творческий процесс это активная деятельность, в которой мобилизуется интеллект, эмоции и воля)

  • « Педагогическая подсказка»;( позволяет в детях воспитывать уверенность в своих силах, воспринимать тупиковые ситуации как возможность включиться в поисковую деятельность, без которой нет истинного творчества)

  • «Поиск выразительного образа через мускульное ощущение»; (схемы с изображением человеческих фигур с чувствами и переживаниями, данными в гротесковой форме)

  • «Овладение выразительными возможностями языка скульптуры»

  • (увлекание детей познанием языка скульптуры, возможностями выражать свою мысль на основе иносказаний)

  • « Установка на образное мышление»;

  • «Художественно-педагогическая игра»

(способ отдыха в ходе педагогической деятельности)

В перспективе я планирую дать им базовые знания и умения, которые помогут им при поступлении в архитектурный институт, учебные заведения культуры, и т.д. Сформированные умения помогут им в жизненном самоопределении. Дети от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Поэтому очень важно организовать их художественно — творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти « путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образца в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.

Помните, что если в вашем ребёнке появились зачатки творчества – вы должны дать ему шанс проявить себя в том, к чему лежит его душа. Так вы поможете ему найти себя и ступить на путь, окрашенный яркими красками творчества.

 Искусство обладает огромной силой, которая воздействует на человека. Искусством можно лечить, учить размышлять, оценивать поступки, творить, воспитывать и вдохновлять. (Б.М.Неменский)





















Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Улукулево муниципального района Кармаскалинский район Республика Башкортостан























«Формирование образного мышления через изобразительное искусство»














Учитель изобразительного искусства

Махмутова Иляна Сергеевна










2016г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!