СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование орфографической зоркости у учащихся по методу орфографического чтения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен отчет об опытно-экспериментальной деятельности по теме "Формирование орфографической зоркости у учащихся по методу орфографического чтения".

Просмотр содержимого документа
«Формирование орфографической зоркости у учащихся по методу орфографического чтения"»

Отчет

об опытно-экспериментальной деятельности Цыденова Дабажап Бадмахандуевича, учителя русского языка и литературы МАОУ «Петропавловская районная гимназия» Джидинского района РБ

Тема:

«Формирование орфографической зоркости учащихся через орфографическое чтение».

  1. Введение.

В Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ 9 апреля 2016 г. №637-р) отмечено значение русского языка: «Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства. В Российской Федерации как многонациональном государстве русский язык является языком межнационального общения, языком культуры, образования и науки. Владение русским языком, в том числе языковыми средствами, обеспечивающими коммуникацию в образовательной деятельности, является конкурентным преимуществом гражданина при получении высшего образования и построении профессиональной траектории» (1. с.1). Также в этом же документе сказано следующее: «Многолетние традиции системного изучения русского языка и литературы в образовательных организациях (методические подходы, учебно-методические комплексы, научно-педагогические школы и образовательные практики) представляют собой важнейший потенциал российской системы общего образования. Вместе с тем существует целый ряд нерешенных проблем, в том числе проблемы мотивационного, содержательного и методического характера, а также кадровые проблемы» (1. С.3).

В Концепции также говорится о необходимости «создания и внедрения в образовательную деятельность методик преподавания русского языка» (1. с. 5) Здесь определены основные направления реализации Концепции: «Освоение учебного предмета должно предусматривать: усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, функционировании и развитии; овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения; формирование нормативной грамотности устной и письменной речи; формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами (иностранными языками, литературой и др.); использование текстов разных функциональных типов (художественных, нехудожественных); состав используемых текстов должен формироваться с учетом возрастных, гендерных и этнокультурных особенностей восприятия обучающихся; использование информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая печатные и электронные словари, переводчики, программы орфографического контроля, поисковые системы, системы распознавания текста и устного ввода). 8 Требуется разработка методик преподавания русского языка и других учебных предметов в условиях многоязычия, опирающихся на достижения современной лингвистики и теории межкультурной коммуникации. Государственная итоговая аттестация по учебному предмету должна включать оценку уровня владения не только письменной, но и устной речью. (1. с.7-8).

В целях реализации Концепции преподавания русского языка и литературы мы проводим опытно-экспериментальную работу по теме: «Формирование орфографической зоркости учащихся через орфографическое чтение».

Формирование орфографической зоркости у учащихся является одной из основных целей обучения русскому языку. Орфографическая зоркость – это умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми нормами правописания.

Различают два уровня овладения учащимися орфографической грамотностью: абсолютная и относительная грамотность. Абсолютная орфографическая грамотность – это умение пользоваться всеми правилами правописания, в том числе умение правильно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Относительная орфографическая зоркость – это умение писать слова, применяя изученные в школе правила, включая слова с непроверяемыми орфограммами, с которыми уже знакомились на уроках.

Школа призвана сформировать у учащихся относительную орфографическую зоркость. Учащимся важно научиться замечать при письме орфограммы и различать их вид. Орфограммой может быть отдельная буква или сочетание букв в слове, пробел между словами, морфема, выбор строчной или прописной буквы. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, учащиеся смогут определить, как пишется конкретное слово. Умение видеть орфограммы является первоначальным орфографическим умением, начальным этапом при обучении правописанию, условием грамотного письма. Данное умение и принято называть орфографической зоркостью.

Одной их основных причин допускаемых учащимися ошибок является отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность. Именно по этой причине допускают ошибки в диктантах даже те учащиеся, которые хорошо знают правила и умеют их применять. Причина этого явления кроется, на наш взгляд, в отсутствии эффективных способов формирования орфографической зоркости. В этом заключается актуальность выбранной темы.

Цель опытно-экспериментальной работы: формирование орфографической зоркости у учащихся.

Для реализации данной цели были определены следующие задачи:

- изучить теоретическую основу по данной теме;

- показать практическую ценность метода орфографического чтения для формирования орфографической зоркости у учащихся;

- подобрать тексты диктантов по методу орфографического чтения.

- анализ выполненных учащимися работ по теме.

Объектом опытно-экспериментальной деятельности является методика формирования орфографической зоркости у учащихся.

Предметом исследования является формирование орфографической зоркости учащихся посредством метода орфографического чтения на уроках русского языка в школе.

Гипотеза. Систематическое применение метода орфографического чтения на уроках русского языка способствует формированию орфографической зоркости учащихся и улучшит уровень овладения ими не только письменной, но и устной речью.

В методике преподавания русского языка существует много разных методов, приемов, способов формирования орфографической зоркости. Среди этого множества особо хотим выделить метод орфографического чтения, который, на наш взгляд, является наиболее эффективным и приводит к хорошим результатам.

Методы исследования:

- теоретический анализ работы по проблеме;

- изучение продуктов деятельности учащихся;

- педагогический эксперимент;

- наблюдение.

Этапы эксперимента.

Подготовительный. 2017-2018 учебный год. Изучение методической литературы по выбранной проблеме. Подбор текстов для орфографического диктанта из различных источников, в том числе из сети Интернет. Обучение учащихся алгоритмам проведения данной работы.

Этап реализации 2018 – 2019 учебный год. Непосредственное применение метода орфографического диктанта на уроках русского языка в 5-х, 8-х классах. Анализ выполненных учащимися работ.

Обобщающий этап. 2019-2020 учебный год. Обобщение полученных результатов эксперимента. Выработка рекомендаций для тиражирования опытно-экспериментальной работы.

Практическая значимость:

Результаты нашей работы могут быть использованы учителями русского языка в качестве методической помощи.

  1. Основная часть.

  1. Понятие метода орфографического чтения.

На современном этапе развития нашего общества, когда вместо чтения книг учащиеся различного рода гаджеты, «Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограммы». Так что же такое орфографическая зоркость?

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости:

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учителю необходимо развивать фонематический слух.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание.

Сформировать зоркость - значит, научить детей видеть орфограммы. Для выделения орфограммы нужно знать её опознавательные признаки. Зрительное, слуховое, кинестезическое и рукодвигательное восприятие младших школьников составляет чувственную базу орфографического навыка. Чем больше органов наших чувств, по К.Д.Ушинскому, принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память.

Изучение феномена «природной грамотности» привело исследователей к выводу, что грамотность на самом деле не дается от природы, а возникает при правильном проговаривании слов. Природная грамотность - это автоматизированное «письмо по памяти», а не «по правилам». В его основе лежат не правилосообразные орфографические действия, а хранящиеся в моторной памяти образы слов, соответствующие орфографической норме. Из этого следует, что если учащимся постоянно предлагать тексты для прочитывания вслух по слогам (как пишется), они запомнят правописание слов через моторику произношения.

Впервые метод орфографического чтения в методической литературе описал Петр Семенович Тоцкий. В основе его методики лежит орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребенок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется.

От орфоэпического чтения орфографическое отличается тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и тем самым остается в памяти движений речевого аппарата. По утверждению П.С. Тоцкого дети легко осваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо отличают два вида чтения: читай, как пишем, и читай, как говорим. Орфографическое чтение можно начинать с любого текста на любом уроке, если ставится цель научиться правописанию слов. При орфографическом чтении каждый звук в слове соответствует букве, слово должно звучать отчетливо, что облегчает его восприятие и повторение.

При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность и не останется в памяти движений речевого аппарата. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся.

  1. Как организовать работу с классом, применяя метод орфографического чтения?

Во-первых, орфографически можно просто читать любые тексты, например, из художественных произведений или сборников диктантов, а лучше – специально подобранные. 

Во-вторых, после орфографического прочтения специально подобранный текст можно продиктовать и дать по нему задания. Порядок работы с этими текстами помогает в формировании орфографической зоркости учащихся. Они просто вынуждены будут сосредоточиться на правописании и собственных ошибках. 

А порядок работы следующий:

- Прочитать текст хором орфографически.

- Выписать из него слова, наиболее трудные для написания (каждый выписывает свои слова), объяснить правописание некоторых слов на правила.

- Отвлечься от текста на другое задание (например, учитель может провести устный опрос по пройденным правилам).

- Написать текст под орфоэпическую диктовку (не подглядывать в тексты и в список выписанных слов).

- Проверить диктанты самостоятельно.

- Закрыть тетради с диктантом, открыть тексты и посмотреть правописание слов, насчет которых возникли сомнения. Не сверять с тетрадью!

- Закрыть тексты, открыть тетради и исправить ошибки.

- Работа проверяется учителем.

В-третьих, отдельные слова, в которых дети сделали ошибки, можно постоянно проговаривать хором и орфографически. 

В-четвёртых, целесообразно предлагать учащимся самостоятельно составлять тексты для орфографического чтения, предлагать на следующий день для прочтения.

Следует отметить, что орфографическое чтение - занятие не из лёгких, оно требует особой тренировки, потому что при чтении по слогам дыхание сбивается, и дети начинают непроизвольно зевать. Это значит, что для подобных упражнений нужны небольшие тексты, но насыщенные трудными словами.

Результатом такой систематической работы является то, что у детей мозг приучится читать, запоминая правописание. Когда этот процесс автоматизируется, в дальнейшем они будут непроизвольно воспринимать все слова, которые встретятся, вместе с их правописанием. 

Орфографическое чтение охватывает не все правила русского языка. Есть несколько правил, которые не охватывает орфографическое чтение:

а) правописание гласных после шипящих (ча, ща, чу, щу, жи, ши);

б) мягкий знак после шипящих (сыч, дочь, прочь, замуж);

в) правописанне глаголов 2-го лица единственного числа (моешь, моешься, отрежь);

г) заглавная буква в именах собственных (Волга, Жучка);

д) дефис в написаниях наречий (кто-то, где-нибудь);

е) правописание наречий (вмиг, вдруг).

Слово жёрнову тоже потребует применения правила.

Данная методика оказывает положительное влияние на грамотное письмо школьников, но не может считаться универсальным средством при обучении орфографии, т. к. в процессе проговаривания восприятие орфографического материала не связано с его теоретическим осмыслением.

Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и тем самым остается в памяти движений речевого аппарата.

Орфографическое чтение можно начинать с любого текста на любом уроке, если ставится цель научиться правописанию слов. При орфографическом чтении каждый звук в слове соответствует букве, слово должно звучать отчетливо, что облегчает его восприятие и повторение.

  1. Тексты для орфографического чтения

В качестве орфографического чтения можно предложить детям не только небольшие тексты, но и словарные диктанты.

Новый парк

Растительность большей части территории парка аккуратно подстрижена, кусты выровнены с большим искусством, аллеи параллельны друг другу. Ни одно деревце не наклонено.Это подлинный шедевр архитектурного искусствавоплощение немецкой классической идеологии. И этот парк с аттракционами и гостиницами для туристических группогромнымколичеством террас вырос буквально за несколько месяцевЗдесь делают деньги коммерсанты, снуют корреспондентыздесь есть бассейн и теннисная площадка, здесь предлагают дешёвые напитки в ассортименте, с бешеной скоростью мчатся к аллеям и холлам почтальоны. Чувствуется, что немало сил положили на этот парк искусные садовники и труженики гостиниц.

Обиженный режиссёр

В одном провинциальном городе произошла интереснейшая история. Режиссёр, которого все местные жители прозвали "чересчур интеллигентной особой", рассчитывал снять свою новую кинематографическую работу, используя декорации, находящиеся на территории этого городка. Население было категорически против, и за свою идею бедный режиссер получил неприятный комментарий: "Покидай это место подобру-поздорову!"

Обидчивый продюсер

Чересчур обидчивый продюсер проводил своё свободное время в номере гостиницы. Резкий комментарий зрителя, который смотрел спектакль в драматическом театре, огорчил этого продюсера. А ведь он рассчитывал, что будет завален букетами хризантем, оглушен нескончаемыми овациями зрителей, ещё он надеялся, что в скором времени увидит фейерверк в свою честь.


Театр оперетты

По приезде в Ростов-на-Дону мы решили посетить местный театр оперетты. Он располагается в прекрасном здании с колоннами, выполненными в стиле классицизма.  В холле театра проводилась выставка современного искусства, где были представлены различные инсталляции и панно. Осмотрев экспонаты, мы поспешили в зрительный зал, чтобы не опоздать на начало спектакля.  Зазвучали первые негромкие аккорды, и раскрылся занавес. На сцене появились артисты в ярких карнавальных костюмах. Из либретто мы узнали, что спектакль поставлен по мотивам старинных итальянских новелл. Режиссеру удалось передать таинственную атмосферу Ренессанса. В течение полутора часов артисты пели и танцевали под аккомпанемент симфонического оркестра, дирижёром которого был знаменитый Валерий Гергиев. По окончании спектакля в зале долго не смолкали аплодисменты.

Пресс-конференция

В одном из столичных небоскрёбов проходила пресс-конференция кандидатов на пост президента. Каждому спикеру необходимо было заинтересовать своей программой развития не только интеллигенцию, но и рабочий класс. Одна из персон, принимавших участие в данном мероприятии, кардинально отличилась своим поведением. Во время выступления одного из претендентов мошенник, появившийся откуда-то с последнего ряда, вскочил с места и украл статуэтку, одиноко стоявшую на столе. Всё-таки, как ни старались правоохранительные органы, найти его не удалось...

Экскурсия

Победители соревнований по теннису и хоккею отправились на экскурсию. К вечеру кораблик причалил к берегу. На берегу группу ребят ждал экскурсовод. На троллейбусе они отправились в музей. Выставка иллюстраций и коллажей заинтересовала ребят. Экскурсовод предложил взглянуть и на коллекцию можжевельника. Чтобы рассмотреть каждую веточку, потребовался бинокль. Уходить не хотелось, но их ещё ждал Музей профессий. После экскурсии  ребята поехали на вокзал. Домой им предстоит вернуться по шоссе. Хотя ребята жутко  устали, настроение у всех было отличное.

5 класс.

Словарные контрольные диктанты.

Безударные проверяемые гласные в корне слова.

  1. Бегом, звезда, китовый, лосиный, насолить, переломить, раздевалка, увядание.

  2. Босой, завязь, клеенка, копна, корпусный, молить, носатый, опалить, перегреваться, спина.

  3. Выпечка, зарядить, княжна, локтевой, наградной, облениться, полосатый, раскрошить, сластена, тростинка.

  4. Грозить, жердинка, засиять, коренья, обновление, обронить, прописи, сорить.

Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

  1. Акварель, вестибюль, делегат, капитан, обаяние, регулировать, стадион, тренировать, фестиваль, центнер.

  2. Библиотека, героизм, каталог, матрос, мечта, обоняние, санаторий, тренер, фантастика, шинель.

  3. Аромат, иней, карнавал, облако, планета, результат, считать, трибуна, фонтан, цемент.

  4. Ветеран, диалог, диспансер, документ, кабинет, костюм, магнитофон, орбита, партер, процент.

Проверяемые звонкие и глухие согласные.

  1. Вырубка, замазка, знобкий, зыбкий, каскад, косьба, пейзаж, посадка, снег, усадьба.

  2. Заморозки, зубчатый, издержки, лодка, молотьба, перевязка, помощник, резкий, сладкоежка, хлипкий.

  3. Ветхий, морж, нагрев, обтяжка, падеж, резьба, родство, смазка, тетрадка, хлопковый.

Непроизносимые согласные.

  1. Властный, гласность, гигантский, звездный, известный, корыстный, костный (мозг), ровесник, яство.

  2. Гнусный, горестный, местность, опасный, поверхностно, предшественник, согласный, спортсмен, челюстной.

  3. Бесчестный, наездник, ненастный, областной, постный, празднество, сердце, счастливый, ужасный, чувствовать.

Непроверяемые согласные, включая двойные.

  1. Аккорд, артиллерия, баррикада, дискуссия, жужжать, колонна, колоннада, телеграмма, трасса, экзамен.

  2. Аккуратный, бассейн, километр, колодец, комиссия, матч, одиннадцать, терраса, тоннель, футбол.

  3. Аппетит, галерея, иллюстрация, количество, одноклассник, программа, терроризм, характеристика.

Разделительные Ъ и Ь.

  1. Адъютант, вьюшка, дьяк, зверье, зимовье, интерьер, итальянец, лосьон, обезьяна, предъюбилейный.

  2. Батальон, въявь, карьер, надъязычный, объявление, предъявитель, разъяриться, съестной, устье, шестнадцатью.

  3. Бьют, восемью, дьякон, изголовье, ладьей, матерью, почтальон, ружье, серьезный, съехать, съемочный.

Гласные и, у,а, ы после шипящих и ц.

  1. Брошюра, Камчатка, жировик, ожидание, циркуль, цыган, чудесный, сощуриться, шифровать, панцирь.

  2. Глициния, начальник, парашютный, чучело, площадь, дожидаться, шиповник, щучий, цыпленок, цифровой.

  3. Пощадить, жемчужный, жюри, на цыпочках, цилиндр, чуть-чуть, чадолюбие, зажиточный, шимпанзе.

Гласные о-е после шипящих и ц в корне слова.

  1. Желтый, дешевый, жонглер, крыжовник, шепот, решетка, цоканье, четкость, шорты, щелкать.

  2. Подчеркнутый, пшенка, цокотуха, четко, шов, шофер, жердочка, капюшон, учеба, щеголь.

  3. Шоу, шоковый, черточка, цокотать, трещотка, трущоба, черствость, счел, печенка, шепотом.

Буквы о – е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях различных частей речи.

  1. Борщок, верблюжонок, грушовка, девчонка, с плащом, зайчонок, зрачок, под крыльцом, за зеркальцем, камешек.

  2. Добрячок, дирижер, виражем, горшочек, женишок, с карандашом, под креслицем, над страницей, с товарищем.

  3. Камышевка (птица), крючочек, над лицом, с сестрицею, своим ключом, мешочек, рыльце, режиссер, светлячок, собачонка.

8 класс

Словарный диктант № 1

Абитуриент, аванс, агент, агония, амбулатория, амортизация, апелляция, арбитр, артель, артерия, ассамблея, аттестат, балласт, банкрот, бонапартизм, бюджет, вазелин, вакцина, взаимный, властная, влияние, внимание, восторженный, догорает, ключом, небесный, печёт, пробирается, прыжок, растёт, шёпот.

Словарный диктант № 2

Аэродром, аэропорт, батальон, безопасность, гарантия, гигиена, гипноз, гонорар, дезорганизация, дискриминация, договор, иждивенец, изображение, импорт, инверсия, избирательная кампания, компания друзей, метро, облегчить, образ, оптимист, природа, такси.

Словарный диктант № 3

Дивизион, инстанция, канцелярия, кассация, квартал, коллективизм, комитет, коммюнике, компетентный, компрометировать, конкуренция, констатировать, консультация, конфискация, кооператив, кредит, купюра, ладонь, ландшафт, музей, пропеллер.

Словарный диктант № 4

Комитет, преследование, карнавал, комиссия, конгресс, привилегия, большинство, иллюминация, театр, конференция, репетиция, меньшинство, биография, президент, маршрут, искусный, легендарный, режиссёр, искусство, поражать, ровесник, карнавал, митинг, библиограф, делегат, каникулы, кандидат, легенда, сверстник, преданный, традиция, идеология, преданность, стипендия, депутат, идеал, диплом, истинный, аттестат, свидетельство, талантливый, секретарь, стипендиат, подлинный, обелиск, героизм, гениальный, директор, профессия, преследовать, специальность, приоритет, регулировать, президиум, мужество.

Словарный диктант № 5

Подлинное искусство, поразительные изменения, искусный мастер, неприступные горы, шорохи леса, аттестат зрелости, биография президента, поразить присутствующих, удивить на карнавале, воплотить в жизнь, преданность идеалам, талантливый режиссёр, придать смысл, необоснованные привилегии, превышать полномочия, восхитительная иллюминация, невысохшие капли росы, ничем не прикрытая голова, некому рассказать, недостаёт терпения.

Словарный диктант № 6

Дискуссия, дебаты, эксперимент, преобразиться, реставрация, труженик, девиз, ансамбль, композитор, иллюстрированный, пьеса, троллейбус, трамвай, идеал, резолюция, пейзаж, конференция, большинство, ландшафт, воплотить, воплощение, комиссия, репетиция, конгресс, поражать, каникулы, эскадрилья, делегат, кандидат, преданность, транспарант, плакат, традиция, аттестат, подлинный, профессия, композиция, стипендиат, талантливый.

Словарный диктант № 7

Ничего не увидел; ни от кого не хотел ни в чем зависеть в течение всей жизни; ничто не удивило; нигде не обнаружил; как ни в чём не бывало; ниоткуда не было слышно; никуда ни к кому ни за чем не обращался; никто не верит в этот проект; это не что иное, как трясина; ничто иное ей не нужно; причудливого золотисто-оранжевого цвета; приобрести полсотни книг; превратить пол-острова в оазис; призадуматься кое над чем.

Словарный диктант № 8

Деревянный сруб, крашеный пол, ветреный день, дерево срублено, некрашеные стены, стена покрашена, ледяной дом, огни погашены, гружёный вагон, сваренный борщ, соединены вместе, выдуманная история, истинный друг, спрятаны в доме, равнинная местность, украшена рисунком, построенный дом, книга прочитана, письмо написано и отправлено, старинный дом, решённая задача, задача решена, серебряный кубок, услышанный рассказ, брошенный камень.

Словарный диктант № 9 Обозначьте приставки пре- и при-, объясните условия выбора гласной в них.

Прогрессивный режиссер, легендарный герой, биография труженика, подбирать преемника, сплоченный коллектив, экипаж корабля, опоздать на митинг, мирный ландшафт, иллюминация на карнавале, автоматический аппарат, приемный пункт, преподаватель в авиационном институте, преодолевать силу притяжения, прибыть в акваторию порта, приземлиться на дороге.

Словарный диктант №10 Обозначьте приставки пре- и при-, объясните условия выбора гласной в них. Объясните различие в значении одинаково звучащих слов во 2-м и 3м словосочетаниях.

На конгрессе сторонников мира, уборочная кампания, дружеская компания, взять реванш, объединять людей, прервать переговоры, пренебречь опасностью, призадуматься над предложением, реагировать на температурные изменения, освежить атмосферу, отразить в репортаже, сильно преувеличивать, привилегия многодетным семьям, почетная обязанность, идеалы молодежи.

Словарный диктант № 11. Обозначьте приставки пре- и при-, объясните условия выбора гласной в них. Объясните выбор букв Е и И в падежных окончаниях имен существительных.

Встретиться на привокзальной площади, беседовать наедине, митинг на небольшой площадке, назначьте дежурных, развивать скорость, приземлиться в степи, прервать переговоры, предобрый старичок, отказ от привилегий, сильно преувеличивать, рассердиться на товарища, преследовать свои интересы, в будущей профессии, на металлической застежке, вставать спозаранку, обязанности секретаря, скреплять сургучом.

Словарный диктант № 12 Обозначьте приставки пре- и при-, объясните условия выбора гласной в них. Укажите разделительные Ъ и Ь, объясните их написание.

Пренеприятное известие, осенний сезон, формирование коллектива, климатические условия, жилые кварталы, климатические условия, жилые кварталы, проектирование Дворца культуры, прервать информацию, атмосферные осадки, регулировать температуры, сигнальные фонари, инструкция для отъезжающих, освоение целины, призадуматься над предложением, пересекающиеся дороги, с телефонной связью, кабина космонавта, тормозной двигатель, ручное управление, контейнеры с аппаратурой, приборная доска.

Словарный диктант № 13. Обозначьте приставки, оканчивающиеся на З-С, объясните условия выбора букв. Обозначьте суффиксы, имеющие одну или две буквы Н, объясните написание.

Коллекционировать произведения искусства, телевизионная камера, цирковые аттракционы, торжественное открытие, памятник деятелю театра, известный скульптор, дебют архитектора, воссоздать постамент, монтировать пьедестал, достопримечательность микрорайона, лауреат конкурса пианистов, возвести металлическую ограду, традиционные празднества, репетировать пьесу, транслировать хоккейный матч, концерт симфонической музыки.

Словарный диктант № 14. Употребление кавычек и дефиса при приложении.

1) Подруженьки-березки стояли на отшибе у леска тесной кучей. 2) Мохнатая елка-шатер поманила спрятаться от дождя. 3) Под листом уютно устроился гриб масленок. 4) Гоголь, открывший читателю Россию «Ревизора» и «Мертвых душ», восхищался Брюлловым. 5) Автор «Слова о полку Игореве» вложил в уста Ярославны обращения-заклинания к ветру, реке и солнцу. 6) В.Суриков — автор известной картины «Переход Суворова через Альпы».

Словарный диктант № 15.Пунктуация при однородных членах предложения.

1) Он почти пятьдесят лет проработал в газетах, страстно любил свое дело и превосходно знал его. 2) Отодвинув штору, он увидел в полутьме сад, голые деревья, печальное озеро. 3) Густые, пышные хлопья слетали с темного неба, липли к голым ветвям, забивались в еловую хвою, превращали деревья в белые изваяния. 4) В «Слове» присутствуют реки и степи, солнце и луна, лисицы и волки, степняки и русские, венецианцы и немцы, греки и чехи. 5) Буран крутит, швыряет снегом, и высвистывает, и заливается жутким воем. 6) Было сонно, и душно, и жарко, как в преддверии грозы.

Словарный диктант № 16. Пунктуация при однородных членах предложения.

1) Пол выстлан красным, местами выцветшим ковром. 2) Приятен был самый переход с полутемной, сырой и грязной улицы в ярко освещенное, хорошо натопленное здание. 3) Перед ним были седые, потемневшие к горизонту, сливавшиеся с белым небом поля. 4) На столе у окна стоял пузатый блестящий электрический чайник. 5) Большие мохнатые хлопья медленно оседают на деревьях, изгороди, домах. 6) Ярко-красные и желтые вставки на лиловом, зеленом или голубом фоне тканей горели, как сигнальные ракеты. 7) Огромное, утомленное за день светило клонилось ко сну.

Словарный диктант № 17. Пунктуация при однородных членах предложения.

1) Всюду: и вокруг, и над головой — была вода. 2) Всё кипит, всё бушует: вода, кустарник, сосны, березы, рябины. 3) От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени. 4) Яркие пятна света лежат всюду: на ветвях, на стволах деревьев, на слежавшихся плотных сугробах. 5) Всё: лицо, походка, взгляд, голос — всё вдруг изменилось в ней. 6) Всегда: зимой и летом, осенью и весной — хорош русский лес.

Словарный диктант № 18. Пунктуация при обращении.

1) Волшебница! Как сладко пела ты про дивную страну очарованья. (Д.Веневитинов) 2) Друзья мои, прекрасен наш союз. (А.Пушкин) 3) Бог помочь вам, друзья мои, и в бурях, и в житейском горе, в краю чужом, в пустынном море и в мрачных пропастях земли. (А.Пушкин) 4) Ты поведай мне, добрый молодец, ты какого роду-племени, каким именем прозываешься? (М.Лермонтов) 5) Русь моя, люблю твои березы! (Н.Рубцов) 6) Спасибо, скромный русский огонек, за то, что ты в предчувствии тревожном горишь для тех, кто в поле бездорожном от всех дорог отчаянно далек. (Н.Рубцов)

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении

1) Самая трогательная птица — жаворонок. 2) Белая ночь — сочетание безмолвия ночи со светом дня. 3) Красная рябина как царица осеннего леса. 4) Тайга — это нескончаемый лес, прерываемый только рекой или болотами. 5) Недоросль — синоним Митрофана, а Митрофан — синоним глупого неуча и маменькина баловня. 6) Тропа тонула в мрачной черноте елового леса, ноги лошадей — в мягком моховом ковре. 7) Сапфирами мерцают крупные звезды, льдинками — звезды поменьше. 8) Пословица не клинок, а колет в бок. 9) Сказанное слово серебряное, а несказанное — золотое.

Словарный диктант для 8 класса по теме: «Словосочетание»

1

  Экспрессивный, диалект, ситуация, раздражение, наслаждение, аттракцион, тысячелетие, будущее, бахрома, коммуникации, инициатива, ветеран, аромат, ровесник, сверстник, труженик, мошенник, идеология, кандидат, мировоззрение.

  Задание:

  - составьте с данными словами словосочетания, подчеркните глагольные словосочетания;

  - подчеркните 5 - 7 слов, которые можно использовать в текстах публицистического стиля.

№ 2

  Лексикон, гарантировать, стратегия, реформа, ресурсы, архитектор, генерал, гармония, возражать, газон, дипломат, великолепный, комментировать, узорчатый, лиловый, витрина, фиолетовый, панорама, сиреневый, ландшафт.

  Задание:

  - составьте с данными словами словосочетания, подчеркните глагольные словосочетания;

  - подчеркните слова, которые можно использовать в текстах с элементами описания.

№ 3

   Обаяние, артиллерия, эшелон, ансамбль, энциклопедия, философский, меланхолия, витрина, канонада, конгресс, магистраль, навигация, оккупировать, зодчество, компьютер, единомышленник, предшественник, гарнизон, кандидатура, коммюнике.

  Задание:

  - составьте с данными словами словосочетания, подчеркните глагольные словосочетания;

  - подчеркните слова, которые можно использовать в текстах на военную тему.

№ 4

  Традиция, иллюминация, каморка, масса, кафтан, орнамент, отразить, реставрация, веретено, талант, терраса, ураган, фантазия, циклон, ботфорты, эффект, изящный, искусный, интонация, ростовщик.

  Задание:

  - составьте с данными словами словосочетания, определите вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание);

  - подчеркните устаревшие слова.

№ 5

  Бок о бок, лабиринт, агитировать, квитанция, перила, ралли, реферат, селекционер, чемпион, сияет, юбилей, ярмарка, спартакиада, алеет, дистанция, километр, трамплин, прототип, патриотизм, силуэт.

  Задание:

  - составьте с данными словами словосочетания, обозначьте главные слова, подчеркните глагольные словосочетания;

  - подчеркните слова, которые можно использовать в текстах на спортивную тему.

№ 6

  Коммуникативный, резюме, пиджак, флегматик, современник, литературовед, композитор, олимпиада, кутюрье, дебаты, керосин, корректор, подлинный, поколение, прообраз, территория, эпиграмма, эскадрилья, юннат, компаньон.

  Задание:

  - определите лексическое значение подчеркнутых слов, составьте с ними словосочетания или предложения;

  - выпишите слова, которые указывают на профессию.

№ 7

  Стеллаж, рекомендация, вельвет, пьедестал, деликатный, преследовать, коридор, импровизировать, галерея, орнамент, преданность, декорация, как будто, интерьер, композиция, салфетка, колорит, подлинный, калории, регулировать, плафон.

  Задание:

  - составьте с данными словами словосочетания, определите вид подчинительной связи (согласование, примыкание, управление);

  - подчеркните слова, которые можно использовать в текстах для описания помещения.

№ 8

  Эксперимент, впечатление, беллетристика, эффективность, прототип, интеллект, эпилог, будущее, воплотить, симфония, консерватория, олицетворять, декларация, зодчество, библиография, достопримечательность, композиция, ремарки, реставрировать, аудитория, честолюбие, комфорт.

  Задание:

  - составьте с данными словами словосочетания, отметьте главное слово, подчеркните глагольные словосочетания;

  - подчеркните слова, которые можно использовать на уроке литературы при анализе произведений.

№ 9

  Резервуар, миграция, реликвия, цивилизация, подражать, плакат, фильмотека, эквивалент, экспозиция, карантин, пессимист, пропагандист, периферия, транспарант, трибуна, шеренга, приоритет, программа, постамент, президиум.

  Задание:

  - составьте с данными словами словосочетания, определите способ подчинительной связи;

  - подчеркните 5 - 6 слов, характерных для публицистического стиля.

№ 10

  Кавалер, микроэлемент, многообразие, молекула, аллегория, горельеф, энциклопедия, конгресс, миллион, мультимедиа, обаяние, комбинация, микроорганизм, аккомпанемент, провинция, хронометр, энтузиазм, лауреат, благовест, массив.

  Задание:

  - определите лексическое значение подчеркнутых слов, составьте с ними словосочетания, определите вид подчинительной связи;

  - выпишите слова, которые можно использовать в текстах научного стиля.

Словарные диктанты по теме «Наречие»

Словарный диктант №. 1. Наречия и наречные выражения

Без спросу, без толку, без умолку, бок о бок, вблизи, вдали, вброд, вверху, вволю, вдалеке, вдвойне, вдребезги, вдогонку, взаперти, в конце концов, вкратце, вкривь и вкось, влево, в меру, в насмешку, внизу, вничью, вновь, в обмен, в общем, вовек, вовремя, вовсе, воистину, воочию, в отместку, впервые, впереди, вполголоса, впоследствии, вприпрыжку.

Словарный диктант №. 2. Наречия и наречные выражения

Врасплох, врассыпную, вряд ли, всерьёз, вскачь, всласть, в старину, втайне, втроём, доныне, до отказа, до сих пор, досыта, дотла, до упаду, задолго, заново, заодно, зачастую, издавна, издалека, изнутри, изредка, исподлобья, исподтишка, как раз, кверху, книзу, кстати, набело, набок, навеки, навзничь, на виду, на время, навсегда, навстречу, на глаз, наглухо.

Словарный диктант № 3. Наречия и наречные выражения

На днях, надолго, наедине, назад, назло, наизусть, накануне, накрепко, налегке, на лету, на миг, наобум, наотмашь, наотрез, на ощупь, наперебой, наперегонки, наперекор, напоказ, напротив, наравне, нараспев, на совесть, настрого, натощак, наугад, на ходу, на цыпочках, невдомёк, невпопад, некстати, не по плечу, не прочь, неспроста, отсюда, оттого, оттуда.

Словарный диктант № 4. Наречия и наречные выражения

Отчасти, поблизости, повсюду, под конец, подольше, подряд, подчас, позавчера, помимо, поневоле, понаслышке, посередине, потому, поэтому, сбоку, с виду, сзади, снаружи, спозаранку, спросонок, с размаху, тотчас, точь-в-точь, чересчур.

Словарный диктант № 5. Правописание предлогов и союзов

В течение, в продолжение, вследствие, ввиду, за счёт, насчёт, несмотря на, чтобы, что бы, также, тоже, так же, то же, зато, за то, в целях, согласно, по причине, наподобие, в отличие, как будто.

Словарный диктант № 6. Н и НН в разных частях речи

Смышлёный, мороженый, данный, нежданный, негаданный, желанный, невиданный, неслыханный, серебряный, ветряной, ветреный, деревянный, стеклянный, оловянный, приданое (невесты), жёваный, кованый, истинный, бессонница, труженик, мошенник, священный, бешеный, диковинный, старинный, гостиница, гостиная.

Словарный диктант № 7. Правописание глаголов и причастий.

Они борются, борющийся, заклеенный, клеимый, ненавидимый, держащие, дышащий, неиссякаемый, они колеблются, они лечат, они надеются, слышимый, видимый, лелеемый, они лелеют, они тают, тающий, бреющийся, стелют, стелющийся, зависимый, они зависят.

Словарный диктант № 8. Правописание наречий и частиц.

По-прежнему, точь-в-точь, бок о бок, по-видимому, по-моему, по-английски, по-товарищески, издавна, сначала, снова, нечаянно, незачем, некогда, неоткуда, ниоткуда, видимо-невидимо, нежданно-негаданно, чуть-чуть, вряд ли, едва ли, что ли.

Словарный диктант № 9. А-Б

Аккомпанемент, аккомпанировать, абракадабра, аппликация, артиллерия, аттракцион, апелляция, апеллировать, бацилла, барокамера, баллотироваться, аллитерация, ассортимент, аллегория, адъютант, аплодисменты, бюллетень, брошюра, бечёвка, беллетристика, адмирал.

Словарный диктант № 10. В-Г-Д

Вакансия, вакуум, вентилятор, вестибюль, галантерея, галерея, диаграмма, дилетант, дирижабль, гипотеза, гирлянда, градация, гарнизон, гобелен, виртуоз, виолончель, дощатый, гонорар, гуманизм, дензнаки, дикобраз, диагональ, диапазон, дирижёр.

Словарный диктант № 11. Д-Е-Ж-З-И

Дезертировать, дезорганизация, дезориентация, дезинфекция, дезинтеграция, дисквалифицировать, джентльмен, диапозитив, единомышленник, жаргонизм, жалюзи, жонглёр, иждивенец, иллюминация, интеллигентный, интеллектуальный, искусство, искусный, инцидент.

Словарный диктант № 12. К

Кавалерия, кавалькада, комендантский, канонада, калейдоскоп, каламбур, Камчатка, камчатский, кампания, компания, катастрофа, какофония, карантин, карикатура, карнавал, кочерыжка, кольраби, колибри, компонент, колоннада, космонавт, коромысло, кичиться, коэффициент, консерватория, кисло-сладкий, кристалл, кропотливый, котлован.

Словарный диктант № 13. Л-М

Лабиринт, макароны, медиана, миссия, лаборатория, лаконичный, локомотив, меридиан, мезонин, манифест, маникюр, манекен, магистраль, мемориальный, монограмма, монография, мобилизация, мошенничество, маргарин, мавзолей, ложбина, лачужка, лакированный.

Словарный диктант № 14. Н-О

Нарцисс, наваждение, накануне, негодовать, неистовствовать, неологизм, новелла, оккупация, оазис, обаяние, обоняние, обелиск, обсерватория, одолевать, оранжерея, оркестр, ориентироваться, оригинальный, орденоносец, околыш, ошеломить.

Словарный диктант № 15. П

Парчовый, пенопласт, провизия, провизор, пресса, прессовать, постулат, периферия, перископ, панацея, пациент, позитивный, перила, парадокс, пессимизм, программист, препарат, престиж, преобладать, препятствие, претендент, приоритет, пьедестал.

Словарный диктант № 16. Р-С

Регламент, резервуар, режиссёр, раритет, резиденция, резонанс, реликвия, репертуар, репетиция, сарафан, семафор, симфония, секретарь, силуэт, саксофон, сертификат, сентиментальный, скафандр, спартакиада, суверенитет, сигнал, сумасшедший.

Словарный диктант № 17. Т-У

Темперамент, транспарант, территория, террариум, терраса, траншея, трафарет, трагедия, траектория, телевидение, тренер, тренироваться, тюбетейка, ультиматум, университет, учреждение, учредитель, удовлетворительный.

Словарный диктант № 18. Ф-Я

Феерия, фейерверк, факультет, фонарь, фантастика, филармония, цистерна, шорох, хоккеист, фармацевт, шампиньон, щиколотка, щеколда, энциклопедия, эквивалент, эвакуация, эскалатор, экскаватор, эшелон, экспедиция, эксперимент, яичница. 

3. Результаты проведенных орфографических чтений

Текст № 1

Словарный диктант в 5-х классах Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

1. Акварель, вестибюль, делегат, регулировать, стадион, капитан, обаяние, тренировать, фестиваль, центнер.

2. Библиотека, героизм, каталог, матрос, мечта, обоняние, санаторий, тренер, фантастика, шинель.

Результаты:

Классы

всего уч-ся в классе

выполняли работу

«5»

«4»

«3»

«2»

5 а

16

15

6

6

3

0

5 б

21

20

8

9

3

0

итого

37

35

14

15

6

0


Текст № 2

Обиженный режиссёр

В одном провинциальном городе произошла интереснейшая история. Режиссёр, которого все местные жители прозвали "чересчур интеллигентной особой", рассчитывал снять свою новую кинематографическую работу, используя декорации, находящиеся на территории этого городка. Население было категорически против, и за свою идею бедный режиссер получил неприятный комментарий: "Покидай это место подобру-поздорову!"


Результаты:

Классы

всего уч-ся в классе

выполняли работу

«5»

«4»

«3»

«2»

5 а

16

15

6

6

3

0

5 б

21

20

8

9

3

0

итого

37

35

14

15

6

0


Текст № 3

Обидчивый продюсер

Чересчур обидчивый продюсер проводил своё свободное время в номере гостиницы. Резкий комментарий зрителя, который смотрел спектакль в драматическом театре, огорчил этого продюсера. А ведь он рассчитывал, что будет завален букетами хризантем, оглушен нескончаемыми овациями зрителей, ещё он надеялся, что в скором времени увидит фейерверк в свою честь.

Результаты:

Классы

всего уч-ся в классе

выполняли работу

«5»

«4»

«3»

«2»

5 а

16

15

6

6

3

0

5 б

21

20

8

9

3

0

итого

37

35

14

15

6

0

Текст № 4

Проверяемые звонкие и глухие согласные.

  1. Вырубка, замазка, знобкий, зыбкий, каскад, косьба, пейзаж, посадка, снег, усадьба.

  2. Заморозки, зубчатый, издержки, лодка, молотьба, перевязка, помощник, резкий, сладкоежка, хлипкий.

  3. Ветхий, морж, нагрев, обтяжка, падеж, резьба, родство, смазка, тетрадка, хлопковый.

Результаты:

Классы

всего уч-ся в классе

выполняли работу

«5»

«4»

«3»

«2»

5 а

16

15

6

6

3

0

5 б

21

20

8

9

3

0

итого

37

35

14

15

6

0

  1. Заключение

Таким образом, полученные в результате проведенного эксперимента данные свидетельствуют, что выдвинутая гипотеза о том, что систематическое применение метода орфографического чтения на уроках русского языка способствует формированию орфографической зоркости учащихся и улучшит уровень овладения ими не только письменной, но и устной речью. А также уровень обученности учащихся полностью подтвердился. 

Приёмы орфографического чтения позволяют развивать у детей зрительную память. Эта работа выполняется детьми с большим удовольствием, им нравится читать по слогам, запоминать, выписывать слова, которые с их точки зрения трудны для написания. Каждый ребёнок стремится к тому, чтобы выполнить работу лучше, имеет возможность себя проконтролировать. Результаты исследования показали, что использование метода орфографического чтения на уроке русского языка: 

- развивает не только зрительную, но и слуховую память учащихся; 

- формирует умение опознавать орфограммы, применить изученное правило, делать логические умозаключения. 

- обогащает словарный запас учащихся;

- способствует усвоение двух видов чтения: орфографического чтения и орфоэпического чтения.

Я убедился, что методы и приёмы орфографического чтения способствуют: 
- лучшему запоминанию изученного материала; 

- активизируют деятельность учащихся на уроке; 

- развитию познавательной деятельности с помощью формулирования вопросов о лексическом значении слова.

При проведении орфоэпического диктанта учащиеся находятся в активной позиции, получают удовольствие от своей работы. Поэтому считаю, что развитие орфографической зоркости с помощью метода орфографического чтения актуально и его необходимо использовать в работе. Это один из верных способов обучения грамотному письму.

Мы привыкли к тому, что, объяснив правило, тут же применяем его на практике и получаем результат. При орфографическом чтении картина меняется. Результат придет не сразу. Не сразу речевой аппарат приобретет навыки нужных движений. Будут встречаться слова, которые необходимо произносить многократно. Зато потом будет прочный фундамент для правописания.

А учителю хочется иметь конкретный результат, например, прочитать текст диктанта и проверить, как дети напишут его. Но могут ли за такое короткое время дети приобрести навыки правильного орфографического произношения всех слов в диктанте? Конечно, нет! Но если ежедневно на каждом уроке русского языка отводить по 5—10 минут для орфографического чтения, можно быть уверенным, что это даст хороший результат.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!