МБДОУ детский сад № 56
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
в условиях реализации ФГОС ДО»
Подготовила:
Орехова Н.В.,
социальный педагог
Новочеркасск, 2023г.
Уважаемые родители!
Детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребёнок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.
Дети дошкольного возраста отличаются повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Очень важно подготовить детей к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями.
Актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения (приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, социуме, природе) важностью целенаправленной деятельности в этой области.
В целевых ориентирах ФГОС ДО сказано, что ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен быть способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Поэтому одной их главных целей - формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Задачи:
обучающие - направлены на усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения; формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения в быту, социуме, природе, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих правилам безопасного поведения;
развивающие - направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице и бдительного восприятия окружающей обстановки;
воспитательные - реализуются через привитие детям «чувства» опасности, но не страха, умения ориентироваться в ситуации.
Основные направления по формированию основ безопасного жизнедеятельности:
ребенок и другие люди (основная мысль этого направления-ребенок должен запомнить, что именно может быть опасно в общении с чужими людьми)
ребенок и природа (очень важно развить понимание того, что на жизнь и здоровье человека влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды)
ребенок дома (в этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей)
здоровье ребенка (это направление воспитывает у детей сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих)
эмоциональное благополучие ребенка (основная задача работы по этому направлению-научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике таких ситуаций)
-ребенок на улице (дети знакомятся с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения)
Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников проходит через все образовательные области (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие).
Для того, чтобы научить детей жить безопасно в окружающем мире и выполнять правила безопасного поведения, во всех возрастных группах создана развивающая предметно - пространственная среда.
В инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой), на основе которой разработана Основная образовательная программа дошкольного образования нашего детского сада сказано, что обучение безопасности жизнедеятельности предполагается в рамках социально-коммуникативного направления.
В частности, предполагается решение следующих задач:
формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;
воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто определенный объем усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому педагогам сейчас необходимо организовать воспитательно-образовательную работу таким образом, чтобы она осуществлялась по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь.
В образовательном процессе педагогами используются различные формы и методы работы с детьми в различных видах деятельности.
В процессе образовательной деятельности ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний и контролирует их усвоение.
- Для этого проводятся НОД по темам: «Огонь - наш друг, огонь - наш враг», «Правила дорожного движения», «Чтобы избежать неприятности», «Правила поведения в природе» «Знакомимся с Эколятами и изучаем нашу природу», «Профессия пожарного». В работе педагоги часто используют ИКТ для просмотра презентаций, видеороликов, а также проведения интерактивных дидактических игр. Так же используем ИКТ для просмотра обучающих фильмов: «Уроки тетушки Совы», «Смешарики» «Азбука безопасности».
- Еще одним из приемов, используемых в работе с детьми, является беседа: «Если ты потерялся на улице», «Грибы и ягоды - съедобные и нет», «Правила поведения при общении с животными», «Не играй с огнем», «Поведение ребенка на детской площадке», «Что можно, а что нельзя» и др.
- Проведение экскурсии по ДОУ, а также тренировочные (учебные) эвакуации: дети узнали, как выглядит пожарный щит, для чего нужна пожарная сигнализация на стенах и пожарные датчики на потолке; узнали, где находятся пожарные выходы, как выглядит огнетушитель и как себя вести в случае возникновения ЧС.
В течение дня, в любое время года и при любых погодных условиях часто возникают ситуации, которые требуют от педагога немедленного реагирования и пояснения. Для этого используются «Минутки безопасности», например,: «Как песок может стать опасным», «Правила поведения в группе и на участке», «Где можно и где нельзя играть», «Осторожно, сосульки с крыши» и др.
Еще одним из направлений по формированию у дошкольников основ безопасного поведения является чтение художественной литературы. Особенность дошкольников такова, что они не любят назиданий. Поэтому художественное слово – эффективный способ воздействия на них. Дети знакомятся с различными ситуациями в процессе чтения рассказов, сказок, разучивания стихотворений, отгадывания загадок и др.
Положительным моментов так же можно назвать проведение тематических развлечений, досугов и викторин: «Красный, желтый, зеленый», викторина «Знатоки родной природы», «Только вместе, только дружно помогать природе нужно!», «экологический десант с Эколятами и др.
Следующая форма работы - продуктивная деятельность. Она закрепляет полученные знания. Дети рисуют, лепят, апплицируют:
(рисование: «Пожарник», «Пожарная машина», «Съедобные и несъедобные грибы», аппликация «Огонь - друг, огонь - враг» и др.).
Еще одной эффективной формой работы с детьми является опытно – экспериментальная детальность. В любом возрасте она вызывает интерес и любопытство у воспитанников. Такие эксперименты как «Для чего мы моем руки?», «Цветная вода», «Чистые ли сосульки?» способствовали формированию правил личной гигиены, показали детям, как опасны микробы и вирусы, находящиеся на грязной поверхности.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы. Круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. В работе с родителями мы используем такие формы как: родительские собрания, консультации, папки-передвижки, памятки, информация на стенде в «родительском уголке». А также используем официальные группы детского сада в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», где родителям регулярно предлагаются публикации, советы, рекомендации по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности. Регулярно, детский сад принимает участие в различных акциях, в ходе которых у дошкольников закрепляются навыки поведения на улице, дома, в природе.
Систематическая работа по обучению правилам ОБЖ сформирует у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах, дорогах, дома, в социуме и способствует формированию правил личной гигиены.