СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование патриотических чувств у детей старшего возраста в процессе знакомства с родным краем» Опыт работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотизм  - явление естественное и необходимое для полноценного существования, как Отечества, так и каждого соотечественника.закрепление знаний о родном крае.прививать чувства долга перед Отечеством

Просмотр содержимого документа
««Формирование патриотических чувств у детей старшего возраста в процессе знакомства с родным краем» Опыт работы»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13» г. Пласта








ОПЫТ РАБОТЫ




«Формирование патриотических чувств у детей старшего возраста в процессе знакомства с родным краем»








Выполнила : воспитатель Себелева М. М.






Содержание

Введение ………………………………………………………………… .. . 2

Глава I. Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников..5

Глава II.Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств………………………………………………… .7

- к природе;

- родному городу;

- традициям и обычаям;

- символике Родины

Глава III. Значение устного народного творчества в формировании патриотизма ………………………………………………………………..17

- пословицы и поговорки;

- народные сказки;

- народные подвижные, сюжетно-ролевые игры;

Глава IV. Значение декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических чувств………………………………………19

Заключение………………………………………………………………… 19

Список литературы……………………………………………………….. 20



Введение

Патриот – это человек, который не пожалеет

ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения

своей Родины, ради любви к своему народу,

человек, который жертвует собой ради блага и

свободы своей Родины, своего народа.

М. Ахундов

Патриотизм - явление естественное и необходимое для полноценного существования, как Отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм – как национальная государственная идея формируется на всем протяжении истории Отечества, в то же время, опираясь на прошлое, он, как развивающая идея, всегда устремлен в будущее.

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали «сами пели хвалебные гимны своей стране», то сейчас о ней говорят негативно. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, его будущее в лице подрастающего поколения.

Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижение страны, в которой живет, готовность к любым подвигам во имя Отечества, желание стать его защитником и созидателем.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Главная цель патриотического воспитания может быть сформулирована следующим образом: возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю.

В своей группе на основе анализа диагностики и индивидуальных бесед с детьми, я сделала вывод: дети имеют поверхностные знания о родном городе, крае, о Родине в целом.

Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.

Использование наглядного материала помогает развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, внимание, память.

Начиная работу по патриотическому воспитанию детей в старшей группе, я поставила перед собой следующие задачи:

- воспитание эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю;

- формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;

- развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;

- воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей их традициям;

- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств, представлена следующим образом:

Семья → родная улица, район, город → республика → страна, её столица, символика → обычаи, традиции, искусство народов .

Свою работу я проводила последовательно: от более близкого, знакомого (семья, микрорайон), к более сложному(город, страна).


Глава I. Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников

Трудно спорить, когда говорят: воспитывает все, что окружает растущего человека. И все же в огромном многообразии воспитательных влияний, следует обратить внимание на семью. Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже ее роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия, патриотизма трудно переоценить: ее воздействие длительно и постоянно.

К сожалению, нередко установку на агрессию по отношению к сверстникам дают ребенку собственные родители. Полагая, что мир жесток, они убеждены, что ребенку с самого раннего возраста необходимо «научиться защищаться», «давать сдачи». Не всегда родители отдают себе отчет, что их собственные агрессивные действия воспитывают у детей агрессию, эгоизм, жестокость.

Для более глубокого анализа проблемы я провела тестирование: «Какие мы родители», а также предложила заполнить анкету по данной теме.

К своему сожалению узнала, что родители не считают главной задачей воспитывать патриота, т.к. считают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте, многие надеются на детский сад, школу.

Я посчитала необходимостью разъяснить родителям, насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с детских лет. Иначе в дальнейшем будет трудно воспитать сдержанность; привить важные понятия: быть сильным – не только преимущество, но и ответственность; есть сила не только мускульная, но и душевная, проявляющаяся в умении сдерживать себя, в чем-то себе отказывать, поступиться собственным удобством ради других.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

Поэтому в своей работе я большой внимание уделяю работе над понятием «семья», провожу этические беседы о семье, о близких родственниках; дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Готовим подарки для родных и близких, совместные праздники «маленькие концерты», рисуем на темы «моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали».

В своей работе с семьей я опиралась на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Совместно мы оформляем в группе уголок по патриотическому воспитанию; собрали стихи, сказки, совершили экскурсии по улицам города, .Глава II. Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств

Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю.

Чувство родины, ассоциируемое со знакомыми ландшафтами, природными явлениями, требует повышенного внимания к ней, привязанности к родным местам, которое сливается воедино с чувством любви к Родине. Это чувство необходимо воспитывать у детей, руководствуясь дидактическими принципами: от близкого – к далекому, от известного – к неизвестному, от простого - к сложному, от частного – к общему.

Но у каждого из нас есть и своя малая родина - тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. Ребята, а как называется край, в котором мы живём? (Южный Урал).

Для кого-то малая родина - небольшой поселок или деревушка, для других городская улица и зеленый дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Моя малая родина… у каждого человека она своя, но для всех она является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.

Родина - для всех одна,

Но поспрашивай в народе,

И откроется она

Сразу тысячами родин.

Тех, что с буквы прописной

Высоко не величаем,

А сторонкою родной,

Отчим краем называем.

-Как называется наш город(Пласт)

-Если вы родились и живете в городе Пласте - значит это и есть ваша малая родина. Как называются жители Пласта(пластовчане).

Учитывая специфику региона необходимо расширять представления детей о взаимозависимости и взаимосвязи растительного и животного мира, о значении растений и животных в жизни человека, использовании и охране природных ресурсов людьми.

Старшие дошкольники способны принимать активное участие в защите природы. Важно чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и ко всему живому. Главное, что должны понимать дети – миром движет любовь. Любить надо все, что создано на Земле и относится ко всему бережно.

Для воспитания нравственных чувств я использую этические игры-беседы. Например, «Представь себе, что ты паучок». Для начала я предложила вспомнить мультфильм про паучка, у которого не было друзей, потому что все его боялись и считали некрасивым. В игре я предложила детям перевоплотиться в маленьких паучков. Дети должны были представить, что у них восемь ножек, что они, ловко перебирая ножками, ползают по травинкам, что они умеют плести легкие, ажурные паутинки, что на ней очень приятно раскачиваться, когда дует легкий ветерок. Создаю проблемную ситуацию: «И вдруг кто-то взял веник и смахнул паутинку…». Дети высказывают свое мнение и жалеют маленького паучка, хотят, чтобы он остался жив, переживают, т.е. ребята посмотрели на мир глазами паучков. Никому из них не хотелось больше уничтожать насекомых. Дети объясняли это тем, что все живое: будь-то человек, животное или насекомое хочет жить. Да и нет на Земле бесполезных животных. Все красивы по-своему, нужно только очень внимательно присмотреться.

Воспитывая у дошкольников любовь к природе, педагог одновременно развивает этическую отзывчивость на все прекрасное, стремление ценить и беречь природу, как источник красоты. Происходит формирование в ребенке будущего хозяина.

В результате бесед дети приходят к выводу, что практически нет ни одного вида полезных ископаемых, которые не обнаружились бы в нашем крае. У ребят возникает чувство гордости за свою землю, и понимание того, что, не смотря на обилие подземных богатств, беречь их все же надо, иначе будущим поколениям ничего не останется.

Любовь к Родине начинается с чувства к своему городу. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

Ирина Новакова

Из маленьких селений на Урале,

Где добывали золото в поту,

Образовался город – Пласт назвали.

Он воплотил старателей мечту

О жизни, обеспеченной, счастливой,

Чтобы в домах уютно и тепло…

Народ здесь оседал трудолюбивый,

Хоть многих уже время унесло.

Но продолжают жить их дети, внуки…

Спускаются под землю за рудой,

Дома возводят золотые руки,

В мечтах летят за яркою звездой.

За семьдесят пять лет преобразился,

На золотом пласту расцвёл наш Пласт.

Приезжим город тоже полюбился…

Ведь не иссяк здесь доброты запас.

Здесь всех с улыбкой, радостно встречают…

Гостеприимный в городе народ!

А пироги пекут какие – к чаю!

А в праздник – песни, танцы, хоровод!

Люблю я этот город, незаметный

Среди высоких сосен, средь берёз!

Он в трудные минуты дарит свет мне,

И душу согревает в злой мороз!

2. Д/и. «Букет красивых слов».

-Ребята, давайте соберем букет красивых слов. Каждый из вас говорит по одному красивому слову о нашем городе и ставит свой цветок в вазу.

(Молодежный, современный, культурный, спортивный, уютный, красивый, родной, зимний, зеленый, большой, маленький, добрый, любимый, милый, промышленный, доброжелательный, гостеприимный, уральский)

-Вот какой букет красивых слов мы собрали.

Знакомя детей с достопримечательностями нашего города, я использовала дидактическую игру «Где мы были – мы расскажем». Дети по изображению отгадывали и рассказывали о достопримечательностях города: о памятниках, зданиях. в формировании и развитии потребностей духовной жизни ребенка.

Результаты моей работы показывают, что использование в работе иллюстраций по знакомству детей с родным городом, достопримечательностями и историческими памятниками, вызывают у детей интерес, повышают степень осознанности усвояемого материала. -Ребята, давайте сейчас с вами совершим

экскурсию по нашему городу Пласту. Я буду вашим экскурсоводом или по - другому, можно, сказать гидом в этом путешествии, а вы, надеюсь, будете мне помогать. А сейчас - в путь!

-Как можно приехать в наш город?  - Ребята, а кто знает, как образовался наш город? (Ответы детей).

-Наш город основан на месте нескольких шахтерских поселков, где с 1845 года добывалось золото. С годами поселки слились в единый населённый пункт, который в 1919 - 1931 годах носил название Екатеринбургский сельсовет, а в 1931 году был переименован в посёлок Пласт. Теперь наш город славится своими промышленными предприятиями. В Пласте живут замечательные люди, все они большие труженики. Расскажите, где работают ваши родители. (Рассказы детей о том, где и кем работают их родители).

Показ слайдов с символикой нашего города.

- Что это за рисунок? (Это - герб нашего города Пласт.)

- Что изображено на гербе? Что это обозначает? (Герб—символ города).

- Ребята, а какие улицы города Пласта вы знаете? (Улицы: Ленина, Строителей, Золотодобытчиков, Титова, Черняховского, Степана Разина, Губина и т. д.).

- Как называется главная улица нашего города? (Улица Октябрьская).

Улицам дают имена замечательных людей - храбрых героев, знаменитых ученых. Называют улицы и в честь важных событий. В честь кого или чего они названы? Как называется улица, на которой расположен ваш дом?

Рассказывала, что каждая профессия очень важна и вызывает уважение. Ежегодно в августе пластовчане отмечают День Шахтера - День Города и т.д. С целью знакомства детей с профессией шахтера были разработаны модели к сюжетно-ролевой игре «Мы шахтеры .Город Пласт – это творение рук человеческих. Подводила детей к пониманию того, что город – частица нашей огромной Родины.

Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе я использовала не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и наглядные материалы бытовых предметов.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Маленький ребенок, дошкольник или младший школьник, еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

На пороге школы ребенок должен узнавать герб, флаг, мелодию гимна России. Детям должно быть доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, и служат ее гражданам отличительными знаками.

Я рассказала детям, что у каждой страны есть главный город – столица, свои государственные символы. Флаг символизирует нашу Родину. Он поднимается во время побед, праздников, развевается над зданиями правительства каждого города. Он является знаком власти. Очень важно, чтобы дети не столько запомнили, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько поняли, что они означают добро и красоту, подумали о том, какими мы сами должны быть, являясь гражданами России. Я объяснила детям, что белый цвет обозначает мир и чистоту души, синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Дети осознают, что они должны стараться соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными, отважными, любить близких и свою Родину.

Далее, я объяснила детям, что герб является знаком отличия, эмблемой государства. На гербе России изображен орел с двумя головами, с огромными распростертыми крыльями, грозно нацеленными клювами, выпущенными когтями, с коронами на головах, с золотым шаром в одной лапе, и золотым жезлом в другой. Герб постоянно встречается нам в повседневной жизни: изображен на свидетельстве о рождении ребенка, на паспорте взрослого человека; его можно увидеть на денежных знаках, марках, значках и т.д.

В процессе ознакомления детей со столицей, памятниками истории, с государственной символикой и символикой родного города, у детей формируются более углубленные представления о крае, в котором они живут.

-В нашем городе много интересных мест, которые называются - достопримечательности. Какие достопримечательности Пласта вы знаете? (Ответы детей - Вечный огонь, монумент Трёх поколений, памятник погибшим в горячих точках, памятник пограничникам, десантникам, погибшим шахтёрам, старателю, учителю и др.). Показ слайдов.

-Вечный огонь горит как символ славы героям - победителям. Именно сюда несут люди букеты цветов, чтобы почтить память погибших в годы войны.

Дети читают стихи :

Имя твое неизвестно солдат!

Был ты отец или сын, или брат.

Звали тебя Иван и Василий,

Жизнь ты отдал за спасенье России!

Нами твой подвиг, солдат не забыт-

Вечный огонь на могиле горит.

-Памятник,погибшим воинам«Никто не забыт и ничто не забыто» - яркая надпись на камне гранита.

-В нашем городе есть Свято-Никольский храм и Махаля-Мечеть.

-После трудовой недели, после хорошей работы надо хорошо отдохнуть. А где могут отдохнуть пластовчане?

Отгадайте загадку:

Что за дом, музыку услышишь в нем,

Пенье, танцы, игры, смех - удовольствие для всех.

(Дворец культуры)

Показ слайдов с изображением Дворца культуры, детской школы искусств, центра развития творчества детей и юношества, музея, библиотеки.

-Дружат наши горожане со спортом. Какие вы знаете спортивные сооружения в нашем городе? (Ответы детей).

Показ слайдов с изображением детско-юношеской спортивной школы, ФОКа, бассейна «Аквамарин», стадиона.

Дома бывают разные

Высокие и низкие

Далекие и близкие,

Панельные, кирпичные

Вроде бы обычные.

Домашние, лечебные,

Торговые, учебные,

Театры и жилье-

Красивые такие-

Полезные, прекрасные

Дома бывают разные.


Чтобы закрепить у детей правильное представление о государственных символах, я проводила с ними беседы на следующие темы: «О чем рассказывает наш герб», «Какие цвета изображены на флаге России».

Без исторических сведений невозможно пробудить интерес ребенка к Родине. Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным. В первую очередь дети должны знать историю своей Родины, а именно о подвигах, совершенных нашим народом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. О подвигах героев, которые живут в памяти поколений и становятся символом мужества, горячей любви к Родине. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки.

Возраст детей, с которыми я сейчас работаю старший, но это все-таки маленькие дети и им довольно сложно преподнести материал по такой серьезной теме так, чтобы они его поняли и восприняли. Для них важны конкретные примеры и наглядность, которая является одним из мощных средств воздействия.

Быть патриотом, гражданином – это значит быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к Родине должно сочетаться в юном гражданине с формированием доброжелательного, терпимого отношения к каждому человеку, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

На сближение детей разных национальностей оказывают влияние общие игры, прогулки. Но при таком объединении детей разных национальностей необходимо продуманное целенаправленное руководство. Большие требования предъявляются к воспитателю. Он должен располагать значительным запасом знаний в области интернационального воспитания, проявлять большой такт и чуткость к детям любой национальности. Когда ребенок одной национальности попадает в группу детей другой, ласковое и нежное отношение к такому ребенку не остается не замеченным остальными детьми. Подражая своему воспитателю, они начинают проявлять заботу, чуткость, внимание по отношению к сверстнику другой национальности. Это подражание постепенно переходит в привычку, становится нормой поведения.

На развитие личности ребенка благотворно влияет общение с детьми разных национальностей; что формирует дружеские чувства, доброжелательное отношение друг к другу.

Совершенно необходим, по-моему, опыт такого общения, как приглашение родителей на праздники, дни рождения детей, с тем, чтобы рассказать сказку или спеть песню на родном языке, рассказать об интересных поверьях и обычаях своего народа.

Я считаю, что необходимо дать понять ребенку, что у людей разных национальностей есть как различное: цвет и разрез глаз, волос, язык, культурные традиции и обычаи, так и общее: потребность в труде, жилище, пище, воздухе, внимании и заботе. Это способствует формированию представлений о добре, чуткости, справедливости и отзывчивости.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать праздники и традиции людей.

Я рассказывала детям, что у каждого народа есть свои праздники. Например, славяне отмечают масленицу (проводы зимы), когда пекутся блины, поются частушки, танцуют; отмечают Рождество Христово, когда люди ходят колядовать, за что их угощают разными сладостями; отмечают Пасху, когда пекутся пасхальные куличи, пасхи и красятся яйца.


Глава III. Значение устного народного творчества в формировании патриотизма

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств.

В целях воспитания стойких, нравственных, порядочных людей у якутов широко практиковались благословения, призывы и другие методы устного воздействия. Родители часто говорили такие благопожелания: «Пусть будет таким же, каким были его родители. Пусть он бережет добрую силу и традиции своих предков».

В воспитательной работе я использовала пословицы и поговорки, в которых особое внимание уделяется теме любви к Родине. Это понятие сравнивается с дорогим именем матери: «Родная земля – мать, чужая – мачеха», «Родина и мать – родные сестры», «Без любимой Родины и солнце не греет», «И кости по Родине плачут», «Родное гнездо и птица не забывает».

Я предлагала детям игры-соревнования «Кто больше знает пословиц о труде, либо Родине, либо матери», дидактические упражнения «Я начинаю (пословицу), а ты закончи».

В возрасте 5-6лет дети начинают усваивать эталоны представления о добре и зле и активно интересоваться волшебными сказками, начинается анализ причинно-следственных зависимостей в сфере социальных отношений.

Я спрашивала у ребят: «Почему герою помогают птички, рыбки? Потому что он их пожалел, помог им». Так ребенок знакомится с первыми закономерностями в мире поступков (использовался принцип «Как аукнется – так и откликнется»).

В сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость, грубость.

Проводимые мною дидактические игры «Из каких мы сказок», «Сказочный герой», «Позовем сказку» - способствовали тому, что сказка оставалась в душе ребенка, как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое.

После внесения сказочного конверта и узнавания сказки, предлагала узнать сказку по коротким ее частям – отрывкам. Например, сказка «Почему зима длиннее, а лето короче». «Закончив сотворение мира, Бог спросил у человека: «Что мне сделать длиннее – лето или зиму?» На формирование умственных, нравственных и этических качеств личности существенное влияние оказывают народные игры. Игра для ребенка – способ познания окружающего..

Глава IV. Значение декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических чувств

Большое значение в формировании нравственно-патриотических чувств у детей принадлежит знакомству с декоративно-прикладным искусством народов

Закрепление и расширение нравственно-патриотических представлений у дошкольников продолжала в различных видах изобразительной деятельности: «Портрет моей мамы», «Вот и осень к нам пришла», «Любимый город мой», выставка поделок из природного материала с привлечением родителей «Что нам осень принесла», «Зимушка – зима».


Заключение

Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, республикой, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем городе, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения. Дети уважительнее и терпимее стали относиться к сверстникам других национальностей, их обычаям и культуре.

Важно отметить, что необходимость духовно-нравственного, граждански активного, патриотического воспитания в нашем обществе вытекает из самой сути этого процесса, который предполагает понимание наиболее важных, социально-значимых целей и задач, а также главных подходов к их достижению.

Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.

Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.



Список литературы:

  1. Данилин Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М.:АРКТИ, 2005

  2. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006

  3. Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004. №5. С.19-22

  4. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М.: Просвещение, 1990

  5. Ильчук Н. Ребенок в детском саду, №4, №5, 2005

  6. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6. С.8-9

  7. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.:АРКТИ, 2005

  8. Кокина Н. Нам дороги эти позабыть нельзя…// Музыкальный руководитель. -2006. №2. С.4-6

  9. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности / Под ред. А.А. Остапца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. – 2-е изд.- М.: АРКТИ, 2004













25