СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование патриотических ценностей у учащихся младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любовь к Родине в наше время становиться мощным эмоциональным побудительным мотивом в общественном сознании, значимом для различных социальных групп. Идея патриотизма во все времена занимает особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д.

Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости отличной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний.

Просмотр содержимого документа
«Формирование патриотических ценностей у учащихся младшего школьного возраста»

Формирование патриотических ценностей

у учащихся младшего школьного возраста


Любовь к Родине в наше время становиться мощным эмоциональным побудительным мотивом в общественном сознании, значимом для различных социальных групп. Идея патриотизма во все времена занимает особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д.

Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости отличной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний.

Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. ФГОС НОО «определяет патриотизм как чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где человек родился и рос, включает активную позицию, готовность к служению Отечеству»

Кроме того, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») – среди которых:

• любящий свой народ, свой край и свою Родину;

• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки

перед семьей и обществом.

Важным условием является учет возрастных особенностей учащихся. Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. В младших классах у ребят необходимо формировать, самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут, обращая особое внимание на ближайшее окружение (малую Родину).

Патриотизм младшего школьника как одна из сторон нравственного облика его личности характеризуется яркостью и эмоциональностью проявления и в то же время недостаточной осознанностью и связью патриотических представлений и понятий с общей направленностью личности. Способность согласовывать личное с общественным, подчинять ему личное, как один из важнейших критериев патриотической воспитанности, еще недостаточно развита в младшем школьном возрасте.

Младший школьник еще многого не знает, не умеет, его социально-нравственный опыт не настолько велик, но у него есть такие характеристики, которые убеждают, что можно и нужно заниматься патриотическим воспитанием уже в этом возрасте. Младших школьников отличает удивительный интерес к познанию окружающего мира, стремление получать новые впечатления. Однако самостоятельно ребенок не в силах проникнуть и освоить сущность общественных явлений. Только под руководством педагогов и родителей он сможет понять систему знаний, опираясь на существующие в окружающем мире действительные связи и отношения между отдельными предметами и явлениями.

На воспитание патриотизма влияет прошлый опыт ребенка, эмоциональный аспект. Так, «если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение героическим подвигом, ощутил эмоциональный подъем от соприкосновения с прекрасным, то он тем самым приобрел эмоциональный опыт, «фонд эмоциональных переживаний», который будет иметь огромное значение для его дальнейшего роста». Полученные знания, пережитые глубокие эмоции и яркие впечатления детства остаются с человеком на всю жизнь. Перед педагогом стоит непростая задача выстроить воспитательный процесс таким образом, чтобы в него органично вплеталось содержание, виды и формы деятельности, позволяющие формировать патриотические качества у младших школьников.

К основным задачам патриотического воспитания младших школьников относятся:

  1. Формирование у детей системы знаний o своей Родине, которая может быть представлена следующим образом:

  • природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны),

  • сведения o жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций),

  • социальные сведения (знания o достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны,

  • знание исторических памятников города, улиц).

2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Предполагает расширение эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других людей, отражать знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!