СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение детей пению – одна из важнейших, но в то же врем одна из самых сложных задач музыкального руководителя детского сада.В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Просмотр содержимого документа
«Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»

«Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»


Психологами установлено, что дошкольное детство является периодом особо благоприятным для интенсивного, творческого развития ребёнка, в том числе и развития его музыкальных способностей. Одним из первых проявлений музыкальности ребенка по праву считается пение. Процесс пения помогает ребёнку не только приобрести навыки в развитии голоса и музыкального слуха, но и способствует формированию личности в целом, умению выражать себя; развитию музыкального вкуса; содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему).

О необходимости раннего обучения детей пению говорили А.Е.Варламов, И.И.Левидов, Е.И.Алмазов, Н.А.Метлов, предлагающие интереснее приемы, способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции.

Обучение детей пению – одна из важнейших, но в то же врем одна из самых сложных задач музыкального руководителя детского сада. К сожалению, в сегодняшней практике музыкального воспитания постановке певческого голоса уделяется недостаточно внимания. Несмотря на то, что в детских садах накоплен определенный положительный опыт по данной проблеме, музыкальная деятельность с детьми по пению в большинстве случаев сводится к разучиванию песен и работе над чистотой интонирования мелодии. Этому много причин, в том числе и отсутствие специальной методики постановки певческого голоса дошкольника. Она, к сожалению, не создана до сих пор, что наносит серьезный ущерб не только певческому и общему музыкальному развитию детей, но и их здоровью.

В моей практике проблема развития певческого голоса детей проявилась в том, что дети пели крикливо, резко, напряженно, затруднялись петь в высоком или низком регистрах, не чисто интонировали, были сдержаны в проявлении эмоций. В силу несформированного артикуляционного аппарата, часть звуков дети пели искаженно, не вовлекая в двигательный процесс голосовой аппарат и мышцы лица. Это определило направление деятельности - развитие певческих умений.

Но вхождение ребенка в мир искусства должно проходить через «волшебный мост» игры. По мнению известного музыканта-педагога Т.А.Боровик «…Детство – игра – обучение, - триада, где вес каждой составляющей перемеривается в постоянном поиске баланса». Опора на игру, как ведущую деятельность дошкольников, использование сюжетно-художественных мотивов помогают интенсивному развитию у детей целого комплекса музыкальных способностей: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, певческих умений, а также способности к музыкальному творчеству и импровизации.



Пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Многие передовые общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека. Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему виду искусства» и подчёркивал: «Пение первоначально и существенно подобно разговору». По сути, песня – это синтез слова и музыки.

П.П. Белинский в вопросах музыкального воспитания предлагал идти не от музыки к ребёнку, а, наоборот, «от ребёнка с его переживаниями, настроениями и естественным творчеством к пению и через пение к музыке».

Знаменитый венгерский педагог и композитор Золтан Кодая, считал пение необходимым видом деятельности, поскольку разучивание мелодий «путём их вокального воспроизведения развивает способность слухового музыкального восприятия».

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создаёт условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углублённо переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Ветлугина Н.А. считает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются  переживания ребёнка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».

Пение тесно связано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребёнок, слушая музыку, сравнивает звуки её мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Благотворно влияет на нервную систему, помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости и др. – поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат, развивает приятный тембр голоса. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки.

Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствует развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка.

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка.

    1. Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста. Охрана детского певческого голоса.

Пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение и другое. Поэтому важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко и с удовольствием. Для того чтобы успешно осуществлять эту работу, необходимо знать возрастные особенности развития певческого голоса и слуха детей дошкольного возраста. Отметим основные тенденции его развития.

Третий и четвертый год жизни.  Голосовые связки детей ещё не сформированы, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовывающийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) развит слабо. Голос ребенка 3-4 лет несильный, дыхание слабое, поверхностное.

Поэтому песенный репертуар должен отличаться доступностью по тексту, певческому диапазону (ре – ля), простотой мелодии без резких скачков, содержать короткие музыкальные фазы, удобные для дыхания ребенка. К четырем годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого, спеть маленькую песенку.

В этом возрасте у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности.

Происходит переход от ситуативной, речи к связанной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать.

Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить характер музыки (веселая, радостная, спокойная), громкость и высоту звуков, части музыкального произведения (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.

На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре-си), дыхание стало более организованным, хотя все ещё довольно поверхностное. У детей расширяется словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки, активнее могут работать ртом во время пения, о есть улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способностью свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстояние октавы, сексты и даже квинты, слышать движение мелодии вверх, вниз. Дети могут выделять вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым, начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).

Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки детей к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.

Ребёнок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования, проведённые в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка».Ребенок может выделить эти средства и, учитывая  их, действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию. 

Совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывает положительное влияние и на формирование голосового аппарата. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Дети 6-7 лет могут петь в диапазоне (до) – ре – до, низкие звуки звучать более протяжно, удобными явяются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, и его надо избегать.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановка певческого голоса) и организацию певческой деятельности в разных видах коллективного исполнительства: песни хором в унисон, хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.), тембровыми подгруппами, при включении в хор солистов, пение под фонограмму.

Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Ярче проявляются индивидуальные музыкальные  интересы и способности.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Отмечая, что человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание, но всегда поет эти звуки «про себя», с мышечным напряжением, русский физиолог И.М. Сеченов подчеркивает инстинктивную звукоподражательность, свойственную ребенку: «Выясненный в сознании звук или ряд звуков служит для ребенка меркой, к которой он подлаживает свои собственные звуки и как будто не успокаивается до тех пор, пока мерка и ее подобие не станут тождественны».

Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания.

Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Доктор Е.И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, подчеркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации.

Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно. В младших группах детского сада внимание ребят привлекается к точному воспроизведению мелодии: петь простые, маленькие попевки, песенки, построенные на двух-трех нотах. Примером всегда служит выразительное, правильное пение педагога и звучание хорошо настроенного инструмента. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладо-высотный слух.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания.

Таким образом, координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих способностей детей.

Охрана детского певческого голоса.

В 1938 году в Москве состоялось первое Методическое совещание по проблемам вокальной работы с детьми. Охрана детского голоса была главным вопросом совещания. В дошкольном возрасте певческий аппарат ребенка анатомически и функционально только начинает складываться (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы.. Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения. Поэтому, организуя певческую деятельность детей дошкольного возраста, музыкальный руководитель должен уделять большое внимание задачам охраны детского голоса.

Детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе. Занятия по вокалу следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос ещё «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т.к. можно навредить здоровью ребёнка. Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания, которых пока ещё нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса - это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Во время обучения дошкольников пению следует стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом.

Наряду с этим важно создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка. Необходимо:

  1. следить, чтобы дети пели без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых;

  2. следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;

  3. добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т.д.)

  4. беречь голос ребёнка  от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громко, не повторять бесцельно песню и т.д.); не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2-3), на праздниках (не более 4-5);

  5. не петь на улице при температуре воздуха ниже +18С и влажности выше 40-60%.

Правильное звучание детских голосов соответствует таким понятиям, как звонкое и лёгкое по тембру, негромкое (умеренное по силе, нефорсированное), ровное по формированию гласных на разных участках диапазона, в близкой вокальной позиции.

В процессе пения участвуют различные группы мышц (лица, шеи, дыхательных органов), если эти мышцы длительно подвергать правильной голосовой тренировке, то движения могут стать автоматическими, т.е. устойчивыми навыками, формирующими правильное звукообразование. Еще одним средством охраны детского голоса и развития его диапазона является распевание.


    1. Значение музыкальных игр и упражнений для развития певческих умений

Вхождение ребенка в мир искусства должно проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Для ребенка дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не допустить «надзирательного учительского тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре.

Музыкально-игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством и творчеством. В процессе музыкально-игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребёнка. Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра – самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Во-первых, музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности.

Во-вторых, музыкальная игра – самый «лёгкий» из всех видов музыкальной деятельности.

В-третьих, музыкальная игра – самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности.

Музыкальные игры таят в себе большие возможности. По мнению О.С.Газманова, в игре у детей возникает три цели: удовольствие от игры – «Хочу», выполнение правил игры – «Надо», творческое выполнение игровой задачи – «Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры; «Хочу! Могу! Надо!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.
В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств.

Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.
Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требования проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально- игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

Музыкальные игры раз­личны по задачам. Одни направлены на узко дидактические цели (обогащают представления о тембре, динамике, звуковысотности), другие — на более общие (развитие музыкального восприятия, интереса к музыке).

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

Образовательные:

  • обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

  • развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
  • формирование умственных умений и действий.

Развивающие:

  • познавательную активность;

  • устойчивый интерес к действию;

  • саморегуляцию и самоконтроль;

  • внимание, память, мышление;

  • ориентировку в пространстве.

Воспитательные:

  • воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

  • эстетическое отношение к окружающему;

  • развитие чувств, эмоций высшего порядка.

Коррекционные:

  • развитие слухового, зрительного, тактильного   восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм),координации движений и нормализация их темпа и ритма;

  • формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

Оздоровительные:

  • укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

  • развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

  • развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

  • развитие быстроты двигательной реакции

Выделяют три группы музыкальных игр.

  • Первая группа - игры на развитие внимания.

  • Вторая группа - игры на развитие памяти.

  • Третья группа - игры на развитие мышления.

Каждая из групп имеет педагогическую направленность. Игры первой группы развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематической и речевой слух.

Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно- слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.

Игры третей группы содействуют развитию умственных действий- сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.

По форме проведения игры подразделяют на:

  • статические (стоя или сидя, развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий);

  • игры с движением (развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности);

  • речедвигательные игры (развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма);

  • ритмические игры (направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность);

  • игры-загадки (развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям);

  • игры-забавы (побуждают к творческой активности, инициативе);

  • игры-песни (развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания);

  • игры-шутки (активизируют слуховое восприятие, развивают фонетический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений);

  • артикуляционные игры (укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти).

Обучение в игре и развитие происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа. На первом этапе создаётся мотивация игры, происходит объяснение её содержания, детьми осваивается игровое содержание. На втором - идёт формирование двигательных, речевых, вокальных навыков. На третьем - осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.

При отборе содержания музыкальных игр важно использовать художественные музыкальные произведения, в которых ярко прослеживается интонационная и ритмическая выразительность, эмоциональная амбивалентность, динамичность развития музыкального образа, его привлекательность для ребёнка. И конечно главным условием является соответствие музыкального репертуара возрасту

Форма протекания музыкально-игровой деятельности ребёнка определяется ее типом (воспроизводящая или творческая деятельность). Воспроизводящая деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети упражняются в каком-либо умении. В творческой деятельности дети импровизируют, ищут свои варианты и способы действий. В исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы воспроизводящих и творческих действий и используют такие формы, как игра с пением, игры, дополненные собственными вариантами, импровизированные ансамбли и т.д.

Чтобы музыкальная игра доставляла каждому ребенку радость, он должен быть хорошо ознакомлен с правилами и словами игры. Можно давать задание воспитателям или родителям, чтобы они выучили заранее с малышами слова музыкальных игр, если необходимо знать наизусть большой куплет песни или несколько куплетов. Прежде, чем проводить игры с пением, нужно заранее выучить песню, под которую будет проводиться игра. Следует учесть, что пение, одновременное с движением, может отрицательно отразиться на качестве исполнения песни, так как затруднит дыхание и отвлечет детей от слухового контроля за чистотой интонирования. Поэтому игры даются или с медленными движениями, или используются такие, в которых пение и движение чередуются. Движение, органически связанное с музыкой, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, развивает музыкальный слух, память, ритм и совершенствует основные движения.

Если использовать музыкальные игры регулярно, дети станут более послушными -

ведь желание поучаствовать в новой, увлекательной игре, будет лучшим стимулом, удерживающим их от чрезмерных шалостей.

Приобретение детьми теоретических знаний

Для формирования устойчивого интереса детей к певческой деятельности, необходимо познакомить их с основными понятиями хорового и вокального исполнения, дать представление о строении голосового аппарата, о бережном отношении к своему голосу.

В комплекс таких мероприятий включаю:

  • игровые беседы («Певческая установка», «Певческое дыхание», «Что такое хор?», «Кто такой дирижер?»), цель которых доступным, понятным дл детей языком рассказать о правильном звукоизвлечение, о том, каким должен быть настоящий артист хора, заложить основы певческой установки;

  • серию опытов (по материалам из книги О.В.Дыбиной, Н.П.Рахмановой, В.В.Щетининой), цель которых дать детям представление о собственном голосе, как инструменте, которым можно управлять; подвести детей к пониманию причин возникновения звука, звуковой речи («Почему все звучит?», «Откуда берется голос»); дать понятие об охране органов речи; проследить, как распространяются звуковые волны, возникает эхо («Где живет эхо?», «Как распространяется звук?»); установить причину усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче», «Коробочка секретом»)

  • игровые ситуации по выявлению причины возникновения высоких и низких звуков («Почему мишутка пищал?», «Как появляется песенка?»).

  • посещение концертов в музыкальной школе или организацию выступлений воспитанников школы искусств в детском саду.

Работу над развитием певческого голоса провожу с использованием музыкальных игр и специальных вокальных упражнений различной педагогической направленности

  • певческая установка

  • дыхание

  • звукообразование

  • работа над интонацией

  • развитие ладового чувства

  • развитие артикуляционного аппарата

  • дикция

  • расширение диапазона

  • работа над динамикой

  • работа над ритмом.

При проведении упражнений учитываю следующие дидактические правила:

  1. Всегда ставить перед детьми конкретную задачу - объяснить, что они должны сделать (делать под музыку короткий вдох и медленный выдох, спеть попевку на звук «у», при этом вытянуть губы трубочкой, и др.).

  2. Показать способ выполнения действия, словесно пояснить..

  3. Неоднократно повторять упражнение для усвоения умений, транспонируя его с этой целью по полутонам вверх и вниз или видоизменяя задачу (например, если первый раз пропевали упражнение тихо, второй раз предлагается спеть громко).

  4. Постоянно контролировать выполнение детьми вокально-артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навык выполнения того или иного упражнения.

  5. Включать музыкальные игры и вокальные упражнения в каждое музыкальное занятие.

Работа по развитию певческого голоса проводится постепенно, поэтапно.

Весьма существенным  для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, которое постоянно контролируется. Ведь от того, насколько свободно, и в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность. Для этого используется художественное слово – стихотворение В.Степанова «Правильное правило как надо петь».

Вначале учу детей правильному певческому дыханию, оказывающему существенное влияние на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Многие певцы считают, что умение петь – это умение правильно дышать, а точнее правильно выдыхать воздух. Овладение певческим дыханием это сложный и длительный процесс. Навык певческого дыхания (такого как у взрослого певца) выработать у ребёнка дошкольного возраста практически невозможно. Однако при упорной работе можно освоить технику распределения дыхания, состоящую из трёх моментов, освоение которых может стать основой формирования правильной техники певческого дыхания. Это:

  1. Короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч.

  2. Опора дыхания – пауза или активное торможение выдоха. (Детям объясняем: «Вдохнули воздух и задержали его в животе, как бы зафиксировали, «затормозили выдох» напряжёнными мышцами живота на коротенькое время – «надули шарик»).

  3. Спокойное постепенное (без толчков) распределение дыхания при пении. (Объясняем детям: «Медленно через рот на звук «пФ» выпускаем воздух, который вдохнули, - «сдуваем шарик»).

Для обучения детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч, и протяжному выдоху помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой («Ладошки», «Насос», «Погонщики», «Кошечка» и т.д.) и системы Д.Огороднова («Понюхаем цветок», «Дыхательная зарядка», «Собачки», «Упражнение на сохранение вдоха», «Дирижер», «Дыхание под музыку», «Попеременное дыхание», «Свеча», «Силовое дыхание», «Ветер», «Надуваем шины на машине», «Греем руки», «Дуем на листики, снежинки» и т.д.); пропевание на выдохе гласных звуков, открытых слогов, фраз, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным. Для обучения резкому короткому выдоху помогают упражнения «Закрываем окна, двери, чтоб не дули к нам метели», «Сдуваем  снег», «Зажигаем огоньки». В качестве ощущения собственной диафрагмы и процесса вдоха и выдоха, обозначаем с детьми «шарик на животе», который то сдувается, то надувается.

Дыхательную гимнастику провожу постоянно в течение 2-3 минут в игровой форме. По возможности игры на дыхание соединяю с движением туловища, рук, ног, пальцев.

В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в песнях и между фразами. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Для этого необходимо объяснить ему, показать правильное и неправильное пропевание фразы. Например: «Вот смотрите, я пою всю фразу на одном дыхании, а допеть не могу. Почему? Попробуй ты». Ребенок… «Чувствуешь?» «Не хватило силы». «Правильно, только не силы, а воздуха. Значит надо его опять набрать в легкие. Вздох и поем дальше». Также использую показ жестом,, помогающим вовремя взять дыхание. Ппосле вступления к песне предлагаю «понюхать цветок» сразу начать петь

При правильной постановке голоса звукообразование (умение, связанное с извлечением голосом звуков определенного качества, отвечающих вокальным требованиям: легкости, мягкости, напевности)  должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Для дошкольника воссоздать нужное качество звука в пении чрезвычайно трудно. Развитие данного умения связано с упражнениями в пении без крика и напряжения, с постепенным расширением диапазона детских песен. Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе, необходимо чаще предлагать детям выполнять упражнение: пение закрытым звуком – это  когда зубы во рту разомкнуты, а  губы  сомкнуты, пропевание гласных  звуков «у», «и», «о», «а». Для овладения приемом прикрытия используется упражнения на пение слогами -ле, му, гу, ду.

Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшего возраста, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок» или в песне «Корова» М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку» (конец музыкальной фразы). Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.

Красота исполнения песни зависит от четкого и ясного произношение слов во время пения – дикции. Дикция зависит от органов  артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба, глотки. Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка – это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности.

Работу над дикцией начинаю с формирования округлых гласных и отчетливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем и в веселых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата.

Овладеть навыками звукопроизношения помогают следующие приемы: выразительное произношение текста; проговаривание сложных и разъяснение непонятных слов, оборотов; проговаривание текста в разных диапазонах, с различной силой звук, с замедлением и ускорением, сопровождая проговаривание хлопками, притопами; скороговорки; чистоговорки; упражнения на гласные («Это я», «Плач», «Подружки», «Зубы заболели», «Юла»); песенки-игры;

На развитие выразительной дикции направлена артикуляционная гимнастика. Она помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику.

Артикуляционную гимнастику провожу в форме сказки. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия. В процессе артикуляционной гимнастик дети знакомятся и со всеми частями речевого аппарата (Приложение 2).

Использую собственный показ работы языка, губ,  челюстей, а также приём работы с зеркалом, чтобы ребёнок контролировал  свой результат. Стихи, сюжетное построение и иллюстрации способствуют эффективному усвоению приёмов и повышают качество их исполнения ребенком.

Развитию четкой дикции способствует использование ритмодикламации – четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Главное правило ритмодикламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

Ритмодикломация это интересное соединение красивой, современной, эмоционально-образной музыки и ярких самобытных поэтических текстов. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Таким образом, ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.

Одним из любимых видов деятельности детей является речевая зарядка. Она не только обостряет слуховое внимание, улучшает взаимодействие и координацию слуха и голоса, а главное – носит терапевтический эффект: снимает чувство усталости, повышает работоспособность детей. Речевые зарядки провожу в разных условиях, из разных положений (сидя, стоя, в движении, с выходом вперёд и т.д.)

Неоценимую помощь для развития дикции оказывают упражнения по методу В.Емельянова, которые делятся на статистические и динамические.

Статистические артикуляционные упражнения выполняются в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время). Цель таких упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении. Например,  «Птенчик» — широко открыть рот; «Улыбка» — широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты); «Трубочка» — губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.

Данные артикуляционные упражнения предварительно отрабатываются на занятиях с учителем-логопедом перед зеркалом, чтобы дети имели возможность проконтролировать качество выполнения каждого движения. На музыкальных занятиях детьми выполняются уже разученные артикуляционные упражнения, поэтому зрительный контроль в этом случае необязателен. На одном музыкальном занятии перед пением берётся не более пяти упражнений. По мере их усвоения детьми, вводятся новые упражнения.

В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артпозы на другую, поэтому выполняются в более быстром темпе. Например,  «Часики» – рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» — к левому уголку рта, на «два» — к правому. Вместо счёта «раз-два» произносим звукоподражания: «тик-так»; «Улыбка – трубочка» — на «раз» — губы в улыбке, на «два» — губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» — грустный (музыкальное сопровождение – «Клоуны» музыка Д.Кабалевского).

В пении важное значение имеет чистое интонирование – умение интонационно точно воспроизвести мелодию песни. Развитие данного умения тесно связано с развитием всех предыдущих, поскольку точное воспроизвести мелодию можно только при правильном дыхании, звукообразовании, чистой дикции. Работу над интонированием начинаю с понятия высоты звука. Для этого использую следующие приемы: показ движения мелодии рукой, выкладывание фрагментов мелодии, показ направления движения мелодии на рисунке, схеме, музыкальной лесенке, использование наглядных пособий по типу «живые картинки» («Лесенка», «Теремок», «Птички на дереве» и т.д.), пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у», игры – повторялки. Также для налаживания чистоты интонации в пении, я использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella, упражнение «рисуем голосом». Рисование голосом представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды.… С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять.

Эффективным средством для развития интонационного слуха, а также для расширения диапазона певческого голоса являются развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности, а также у детей формируется определённая непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса.

С первых занятий добиваюсь естественного, непринужденного звучания, работая над развитием чувства ритма, темпа, тембра детского голоса. Большое влияние на развитие этих показателей оказывают речевые ритмоинтонационные игры и упражнения, так как проводится в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Начинаю с использования самых близких ритмов: имен детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов, затем включаю потешки, прибаутки, четверостишия. Тексты речевых игр дети не заучивают, они запоминают их в процессе игры. Для проговаривания текста даю детям различные варианты заданий, например: произнести текст сначала громко, затем тихо; произнести текст сначала высоким голосом, а затем низким; сначала быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя. Очень нравится ребятам, когда они делятся на две команды и играют в «эхо». Например: одна команда произносит текст и хлопает одновременно, а другая, произносит и шлёпает по коленям или первая  только произносит текст, а вторая только хлопает, и наоборот и т.д.

С целью развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса большое внимание уделяю распеванию.  Использую два вида упражнений для распевания:

  1. специальные целенаправленные упражнения для выработки конкретного певческого навыка;

  2. упражнения, основанные на небольших, выученных ранее маленьких песенках или отрывков из песен, которые исполняются в разных (доступных для ребёнка) тональностях сверху вниз или наоборот.

    Начинаю распевание в среднем, удобном для ребёнка диапазоне, постепенно расширяю его вверх, предлагаю исполнение того же упражнения в разных тональностях. Упражнений для распевания на занятии обычно даю 2-3. В течение года ребята выучивают 8-10 упражнений. Чтобы настойчивая просьба повторять распевания не показалась детям слишком утомительной, предлагаю исполнение упражнений в разных вариантах: использую такие приёмы как «эхо», «перекличка», «соревнование».

В своей практике использую как хорошо знакомые детям упражнения, так незнакомые, зависимости от той задачи, которую ставлю перед разучиванием песни. Систематическое исполнение подобных упражнений способствует тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть, звонкость, высокое светлое звучание.

Одновременно работаю над развитием умения петь в унисон. Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начале и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности, мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения соответствующего характеру музыки.

Ансамбль у детей достигается постепенно. В младшем возрасте в начале года малыши включаются в пение лишь после того, как начнет петь педагог, а уже в конце года начинают песню по окончании музыкального вступления. Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя и у малышей, и у старших детей даёт приём пения «цепочкой». Малыши осваивают его, «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (например, р.н.п. «Петушок» обр. М. Красева, «Зайчик» обр. Г.Лобачёва и другие). В средней группе используются разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем), поочерёдное пение (воспитатель, дети, и музыкальный руководитель). В такой же последовательности совершенствуется ансамблевый строй и у детей старших групп. Здесь к пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя». Такая работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон.

Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению использую дирижерский жест. Вначале знакомлю детей с жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление и др.

Прежде всего, перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, дать знак — взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно, после вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню. Можно собрать внимание детей, проиграв первый интервал песни или первый ее звук. Дети поют его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь по знаку педагога. При тихом пении детям легче сосредоточить свое внимание на звуках.

Дирижерские указания обеспечивают: точное и одновременное начало (вступление), снятие звука, единовременное дыхание, выравнивание строя, изменения в темпе, ритме, динамике.

К дирижированию детским хором я прибегаю в тех случаях, когда дети поют без инструментального сопровождения или когда они во время пения находятся на некотором расстоянии от инструмента, как часто бывает на празднике. С помощью дирижерских жестов можно указать точное начало вступления и окончания песни, усиление и ослабление звука, его задержку, высоту, изменение темпа. Однако дирижированием не следует злоупотреблять. Надо научить детей чувствовать музыку и делать оттенки без помощи дирижера.

Работа с руками – обязательное условие в образовательной деятельности. Руки «отвечают» за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь больших успехов. На занятиях создаю ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый, мягкие движения рук – плавный звук. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения.

Красивые, пластичные движения рук, качественное дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

Еще один необходимый прием в обучении детей пению - пальчиковые игры. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание.

Для эмоционально настроя в начале непосредственно образовательной деятельности провожу валеологические песенки-распевки. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы не только подготавливают голос ребенка к пению, но поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат в группе, а также имеют здровьесберегающую направленность.

Сохранению и укреплению здоровья ребенка я придаю большое значение. С этой целью регулярно включаю в деятельность игровой массаж (М.Картушина). Его использование повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Обучение простейшим массажным приемам проводится в игре.

Завершающим этапом вокально-хоровой работы является работа над песней. Условно её можно разделить на несколько этапов. На первом этапе – это ознакомление с новым музыкальным произведением. Перед первым прослушиванием песни кратко рассказываю об авторе стихов и композиторе, написавшем песню. К целенаправленному прослушиванию песни детей подготавливают и такие методические приемы, как чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа; разгадывание загадок, ребусов. Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.

Новое произведение исполняется целиком, максимально выразительно. Иногда демонстрирую детям разное исполнение: запись на диске в исполнении детского хора или одного ребенка.

После прослушивания организую беседу о содержании песни, обязательно останавливаясь на непонятных словах или оборотах. В беседе о характере произведения провожу игру «Слово на ладошке», предлагаю детям заведомо неправильную характеристику песни. Обязательно акцентирую внимание на наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор. На данном этапе по работе с песней использую игры на развитие умения соотносить исполняемое произведение с иллюстрацией, или высоту мелодии и линию, которой изображают мелодию («Подбери картинку», «Нарисуй мелодию»); на умение выбрать ключевое слово в куплете, припеве (образное сравнение, игра «Назови главное слово»), на развитие внимания («Прослушай и хлопни»).

Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.

На втором этапе организую непосредственно разучивание песни. Разучивание проходит частями: фразы, предложения, куплеты. Слова песни разучиваем только вместе с мелодией, так как хорошо заученный текст не гарантирует качество вокального звучания. Необходимо каждое слово «впеть», соединить его с определенной высотой звучания, «облагородить».

Для того чтобы дети быстро запомнили песню помогаю указаниями («Эта песня легкая, ты её должен быстро запомнить») и вопросами («Как начинается первый куплет?», «О чем поется во втором? «Какой куплет тебе нравится больше всего?», «Или припев?»). Играем с детьми в «Подсказку»: пою песню с остановками и жду, когда дети подскажут слово, которое «забыла». Или предлагаю отгадать по губам слово, которое забыли дети. На последующих этапах разучивания обращаю внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Конечно, часто у детей с нарушением речи из-за недостаточной концентрации произвольного внимания это вызывает затруднение. В таких случаях стараюсь больше хвалить детей, чтобы у них не развился комплекс «Я не умею, я не могу». Качество исполнения песни зависит не только от ее правильного выбора, но и от методики разучивания.

На этом этапе большую роль играют упражнения на развитие певческих умений. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение я даю как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в игровой форме.

Каждая песня требует своего сценического воплощения. Заключительный этап работы с песней – исполнение песни - наиболее любим детьми. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.

Непосредственно образовательная деятельность.

Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребность в музыке, необходимо при организации непосредственно образовательной деятельности использовать различные виды. В своей практике организую непосредственно образовательную деятельность следующих видов: типовая, доминантная, тематическая, комплексная, интегрированная, – каждая из которых имеет специфическую структуру. Вокальные упражнения включаю в разделы: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения.

Непосредственно образовательную деятельность вокальной направленности планирую по следующей структуре:

1 Вокально – двигательная гимнастика.

2 Танцы с пением.

3 Упражнение на развитие дыхания.

4 Вокально – хоровые упражнения.

5 Артикуляционная гимнастика.

6 Дикционная разминка.

7 Речевые и ритмические игры.

8 Песни.

9 Музыкальные пальчиковые игры или вокализация при слушании музыки.

10 Музыкальные игры с пением.

Один раз месяц провожу доминантные занятия, направленные на развитие певческих умений. Они могут быть тематическими, сюжетными, игровыми.

Основные трудности при составлении структуры занятия – это правильно распределить нагрузку на голосовой аппарат ребенка; сделать занятие ярким, интересным.

     Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от педагогов терпения и бережного отношения.

      Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры заложен.

                                                                                                             









                               





















Список литературы

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду – М., 1981.

  2. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. Методика музыкального воспитания в детском саду – М.,1989.

  3. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологиимузыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010..

  4. Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей – Ярославль, 2007.

  5. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М.: Просвещение, 1985.

  6. Емельянов, В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая

  7. разработка / сост. И. Трифонова. – СПб. : 2000.

  8. Емельянов, В.В. Развитие голоса, координация и тренинг / В.В. Емельянов. – СПб.: Лань, 2000.

  9. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста – М., 2000.

  10. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитаня детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург: издательство «Композитор», 2002.

  11. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению – Санкт - Петербург, 2005. 

  12. Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки – М., 2005.

  13. Метлов Н.А. Музыка – детям – М., 1985.

  14. Орлова Г.М., Бекина С.И. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-4 лет – М , 1988.

  15. Орлова Г.М., Бекина С.И. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 4-5 лет – М , 1988.

  16. Орлова Г.М., Бекина С.И. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет – М , 1988.

  17. Орлова Г.М., Бекина С.И. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет – М , 1988.

  18. Радынова О. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 1994, № 2, стр.24 - 30.

  19. Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000.

  20. Суязова Г.А. Мир вокального искусства – Волгоград, 2007.

  21. Тарасова К. К постановке детского певческого голоса – Музыкальный руководитель, №3 2005.

  22. Шереметьев В. Хоровое пение в детском саду – Музыкальный руководитель, №5 2005, №1 2006. 

  23. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. - Дошкольное воспитание, 1992.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!