СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование положительного отношения к физкультуре

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование положительного отношения к физкультуре»


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ФИЗКУЛЬТУРЕ

Автор: Тихомиров Дмитрий Леонидович, МБОУ гимназия11 г. Дубна

Привлекательность/ недостатки физкультуры

Эффективность учебного процесса по физической культуре в школе в значительной степени определяется текущим функциональным состоянием организма ребенка, и прежде всего, устойчивостью к воздействию средовых факторов, в том числе и неблагоприятных. При планировании физического воспитания учитывается суммарное воздействие различных видов деятельности обучающихся школ (учебной и физической нагрузки), а также неблагоприятных факторов внешней среды.

Скоростно-силовая направленность физических упражнений, совпадающая по времени с периодами инфекционной активности, сопровождается срывом процессов адаптации и ростом простудной заболеваемости.

Мнение руководящих работников системы образования: основными причинами, препятствующими успешной реализации программы физического воспитания школьников являются: недостаточная материальная база – 63,9%; отсутствие интереса у школьников к занятиям физкультурой – 36,1%; низкая заработная плата учителя физической культуры – 16,5%; недостаточное количество часов для занятий физкультурой в школе – 14,6%; недооценка роли уроков физкультуры педагогическим коллективом общеобразовательных школ – 13,6%; недостаточный уровень профессионализма учителей физкультуры – 12,3%.

Интерес к предмету у школьников

По данным многих авторов, абсолютное большинство школьников заявляют, что их интересует физическая культура. В старших классах число таких обучающихся достигает 80–90%.

Однако интерес этот пассивный, так как большинство этих школьников сами физкультурой не занимаются. «Знаемый» мотив, сформировавшийся под влиянием родителей и средств массовой информации, не становится убеждением, не превращается в мотив действия.

Удовлетворенность от занятий. Полную удовлетворённость от занятий физической культурой испытывает лишь 14% старшеклассников; недостаточную удовлетворённость испытывают 65% старшеклассников и 21% обучающихся старших классов выражают неудовлетворённость занятиями. Существенно не изменило данное положение и увеличение количества уроков физической культуры, введение новой образовательной программы. Наиболее позитивно оценивают и удовлетворены уроками физкультуры в школе обучающиеся младших классов (81,2% мальчиков, 74,9% девочек. С возрастом наблюдается негативная тенденция к снижению интереса обучающихся к урокам физической культуры (77,9% - младшие школьники, 52,3% - среднего школьного возраста, 50,9% - старшие школьники), особенно у девочек, что наиболее выражено в старшем школьном возрасте.

Состояние обучающихся после уроков физической культуры

Радость, хорошее настроение испытывают 39,4% обучающихся средних и 39,2% старших классов. У остальных обучающихся преобладает или состояние усталости (30,5% средних, 26,9% старших классов), что в основном является следствием неправильно построенного урока или равнодушия (19,2% средних, 29,3% старших классов). Отмечается достаточно высокий процент обучающихся, испытывающих негативное состояние после уроков физкультуры (10,3% среднего, 3,3% старшего школьного возраста. Наибольшую усталость после уроков испытывают обучающиеся среднего школьного возраста, особенно девочки. При этом, если к старшим классам у мальчиков это состояние уменьшается, то у девочек практически не меняется. Достоверно увеличивается процент девочек средних классов, испытывающих раздраженность, плохое настроение после занятий.

Основными мотивами посещения уроков физкультуры в школе обучающимся являются:

  • игровой – 51,6%,

  • принуждение учителей и родителей – 28,2%,

  • получение оценки – 24,4%,

  • осознанное желание быть сильным и красивым – 15,2%.

Причины снижения активности школьников:

  • неудовлетворенность результатами занятий (32,5%),

  • неустойчивость физкультурно-спортивных интересов (25,4%),

  • нерегулярность и эпизодичность занятий (18,6%),

  • дефицит свободного времени (29,4%),

  • переутомление, перетренировки, травмы, болезни (15,6%), ✔ несоответствие уровня притязаний возможностям (14,9%),

  • отсутствие необходимых условий для занятий (9,4%),

  • конфликтность в сфере межличностных отношений (16,8%),

  • трудности материального и морального порядка (5,1%),

  • интимные чувства (2,4%).

Причины снижения интереса:

  • уроки проходят однообразно и неинтересно;

  • не учитывается уровень физиологических особенностей обучающихся при сдаче контрольных нормативов;

  • несоответствие содержания школьной программы интересам обучающихся;

  • недостаточная реализация личностного подхода в процессе занятий физической культурой;

  • низкий уровень преподавания.


В качестве основных были выделены недостаток игр, эстафет; не интересно на уроках; отсутствие индивидуального подхода к ученикам; большие нагрузки; плохое отношение учителя.


В этой связи формирование физической культуры ученика – это, прежде всего, проблема воспитания мотивационно-ценностного отношения к ней. Что мотивирует: выбор содержания учебного материала и методика преподавания: заложены основные возможности повышения интереса к занятиям. Образовательная подготовка по физическому воспитанию: должна представлять практически полезный и важный для занимающихся учебный материал, содержащий неизвестные ранее сведения. Педагогическое мастерство учителя заключается в умении приводить в движение собственную активность занимающихся, направленную на самосовершенствование, что и рассматривается как объективный показатель качества работы учителя физической культуры. С целью улучшения системы физического воспитания в школе большинство работников образования, считают необходимым, в первую очередь, отменить оценку по физической культуре, ввести более раннее разделение обучающихся на группы девочек и мальчиков с подбором физических упражнений соответственно полу, ввести в программу виды спорта по желанию детей.

Кроме этого специалисты сферы физической культуры и спорта, медицинские работники предлагают ввести в программу по физической культуры теоретический и практический курс по здоровому образу жизни. Отход от существующих регламентов программы по физической культуре, по мнению участников опроса, будет способствовать повышению интереса обучающихся к физкультурно-спортивной деятельности. Отношение к учебным занятиям по физическому воспитанию определяется соответствием или несоответствием личностной программы ученика с основными установками учебного процесса, реализуемыми через личность учителя.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!