СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"формирование положительной самооценки подростка– важнейшая составляющая семейного воспитания"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для родительского собрания "Формирование   положительной самооценки подростка - важнейшя составляющая семейного воспитания"

Просмотр содержимого документа
«"формирование положительной самооценки подростка– важнейшая составляющая семейного воспитания"»

ПСИХОЛОГИЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ ПОДРОСТКА  ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ  САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКА – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ореховская средняя школа»  педагог – психолог Эйхвальд Ольга Ивановна

ПСИХОЛОГИЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ ПОДРОСТКА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКА – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ореховская средняя школа»

педагог – психолог Эйхвальд Ольга Ивановна

НАШИ ДЕТИ - ПОДРОСТКИ АССОЦИАЦИИ К СЛОВУ ПОДРОСТОК, ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ ПОДРОСТОК УПРЯМСТВО КОНФЛИКТ ПРОБЛЕМЫ ВЗРОСЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ ПЕРЕЛОМНЫЙ КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ТРУДНЫЙ ВОЗРАСТ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ ПОДРОСТОК - УЖЕ НЕ РЕБЁНОК, НО ЕЩЁ НЕ ВЗРОСЛЫЙ!!!

НАШИ ДЕТИ - ПОДРОСТКИ

АССОЦИАЦИИ К СЛОВУ ПОДРОСТОК, ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

ПОДРОСТОК

  • УПРЯМСТВО
  • КОНФЛИКТ
  • ПРОБЛЕМЫ
  • ВЗРОСЛЕНИЕ

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

  • ПЕРЕЛОМНЫЙ
  • КРИТИЧЕСКИЙ
  • ПЕРЕХОДНЫЙ
  • ТРУДНЫЙ
  • ВОЗРАСТ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ

ПОДРОСТОК - УЖЕ НЕ РЕБЁНОК, НО ЕЩЁ НЕ ВЗРОСЛЫЙ!!!

Переходный возраст: особенности психики - ЭТО  ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА  С ДРУГОЙ СТОРОНЫ  С ОДНОЙ СТОРОНЫ Наплевательское отношение к тому, что их одежда неуместна  и все смотрят на них как на чучело неуверенность в себе и самокритика  страстное желание выделиться из толпы  Частые смены настроения Повышенная чувствительность подростка к оценке их внешности посторонними Самоуверенность и резкие суждения об окружающих и их поведении Желание быть как все, быть частью группы Частые смены настроения  апатия  радость  человеколюбие   жестокость  стремление быть в группе  желание закрыться в своей комнате и не видеть вообще ничего поведение и внешний вид чаще всего определяется той группой, принадлежность к которой он ощущает САМОВЫРАЖАТЬСЯ ЛЮБЫМИ СПОСОБАМИ

Переходный возраст: особенности психики - ЭТО ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ

С ОДНОЙ СТОРОНЫ

  • Наплевательское отношение к тому, что их одежда неуместна  и все смотрят на них как на чучело
  • неуверенность в себе и самокритика 
  • страстное желание выделиться из толпы 
  • Частые смены настроения
  • Повышенная чувствительность подростка к оценке их внешности посторонними
  • Самоуверенность и резкие суждения об окружающих и их поведении
  • Желание быть как все, быть частью группы
  • Частые смены настроения

апатия

радость

человеколюбие 

жестокость

стремление быть в группе

желание закрыться в своей комнате и не видеть вообще ничего

поведение и внешний вид чаще всего определяется той группой, принадлежность к которой он ощущает

САМОВЫРАЖАТЬСЯ ЛЮБЫМИ СПОСОБАМИ

САМОВЫРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - ЭТО ЕСТЕСТВЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ каждого ЧЕЛОВЕКА  Подросток и самовыражение:  что приемлемо и с чем бороться?    Безопасные :  Опасные:   Тату и пирсинг Одежда и прическа Музыка Спорт, танцы  туризм  Приобщение к субкультуре не экстремального толка.  Привычки, вызывающие зависимость: курение, алкоголь, психотропные препараты, азартные игры; Экстремальные субкультуры: радикальные группировки с элементами жестокости; культ суицида и пр.   Некоторые пищевые пристрастия – чрезмерное увлечение диетами, приводящее к заболеваниям.  Беспорядочная половая жизнь, незащищенные контакты.

САМОВЫРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - ЭТО ЕСТЕСТВЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ каждого ЧЕЛОВЕКА Подросток и самовыражение: что приемлемо и с чем бороться?

Безопасные :

Опасные:

  •   Тату и пирсинг
  • Одежда и прическа
  • Музыка
  • Спорт, танцы
  • туризм
  • Приобщение к субкультуре не экстремального толка. 
  • Привычки, вызывающие зависимость: курение, алкоголь,
  • психотропные препараты,
  • азартные игры;
  • Экстремальные субкультуры: радикальные группировки с элементами жестокости; культ суицида и пр. 
  • Некоторые пищевые пристрастия – чрезмерное увлечение диетами, приводящее к заболеваниям. 
  • Беспорядочная половая жизнь, незащищенные контакты.
Здесь нужно четко разделять: пирсинг, правильно сделанный, безвреден, как бы он ни выглядел, татуировку, если уж совсем надоест, можно и свести, тотального вреда здоровью она не нанесет.  А вот употребление психотропных препаратов может навсегда изменить жизнь не в лучшую сторону.   Суицидальные наклонности опасны для жизни. Приобщение к группировке, для которой норма – поймать и до полусмерти избить человека – это не только разрушительно для нравственности, но и преследуется по закону.  На этом этапе жизни главная задача - это сохранение жизни и здоровья ребенка. И справиться с ней легче тем, у кого ближе и доверительнее были отношения в семье и какая самооценка у подростка до наступления переломного момента.
  • Здесь нужно четко разделять: пирсинг, правильно сделанный, безвреден, как бы он ни выглядел, татуировку, если уж совсем надоест, можно и свести, тотального вреда здоровью она не нанесет.
  • А вот употребление психотропных препаратов может навсегда изменить жизнь не в лучшую сторону. 
  • Суицидальные наклонности опасны для жизни.
  • Приобщение к группировке, для которой норма – поймать и до полусмерти избить человека – это не только разрушительно для нравственности, но и преследуется по закону. 

На этом этапе жизни главная задача - это сохранение жизни и здоровья ребенка. И справиться с ней легче тем, у кого ближе и доверительнее были отношения в семье и какая самооценка у подростка до наступления переломного момента.

Что же такое самооценка?  Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, свои поступки    Заниженная самооценка  Завышенная самооценка Неуверенность Тревожность Безынициативность Обидчивость Подозрительность Агрессивность Человек самоуверен, переоценивает свои силы. Игнорирует неудачи, ради сохранения своей привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Справедливые замечания воспринимаются как придирка, а объективная оценка результатов работы, как не заслуженно заниженная. Проявляется в высказываниях «Это у меня никогда не получится», «Я это не смогу выучить», «Я не виноват, что…» и т.п. КАКОЙ ЖЕ ДОЛЖНА БЫТЬ САМООЦЕНКА ЧЕЛОВЕКА? АДЕКВАТНОЙ, т.е СООТВЕТСТВОВАТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, КАКОЙ ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ .

Что же такое самооценка? Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, свои поступки

Заниженная самооценка

Завышенная самооценка

  • Неуверенность
  • Тревожность
  • Безынициативность
  • Обидчивость
  • Подозрительность
  • Агрессивность

Человек самоуверен, переоценивает свои силы. Игнорирует неудачи, ради сохранения своей привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Справедливые замечания воспринимаются как придирка, а объективная оценка результатов работы, как не заслуженно заниженная.

Проявляется в высказываниях

«Это у меня никогда не получится», «Я это не смогу выучить», «Я не виноват, что…» и т.п.

КАКОЙ ЖЕ ДОЛЖНА БЫТЬ САМООЦЕНКА ЧЕЛОВЕКА?

АДЕКВАТНОЙ, т.е СООТВЕТСТВОВАТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, КАКОЙ ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ .

                                                                                Здесь важна роль семьи, в формировании положительной самооценки учащегося!   Особенно важно помочь поверить в себя , в свои возможности , в свою ценность  В этом главная роль, уважаемые родители - ваша!  Вам ребёнок доверяет свои секреты, делится своими успехами и неудачами. Вы должны поддержать его, формируя положительную адекватную самооценку

Здесь важна роль семьи, в формировании положительной самооценки учащегося! Особенно важно помочь поверить в себя , в свои возможности , в свою ценность В этом главная роль, уважаемые родители - ваша! Вам ребёнок доверяет свои секреты, делится своими успехами и неудачами. Вы должны поддержать его, формируя положительную адекватную самооценку

                                                 СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ В ФОРМИРОВАНИИ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКА    Не оберегайте ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи для выполнения которых он ещё не дорос, оставляйте ребёнку право выбора Не перехваливайте своего сына или дочь, но не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает Поощряйте в ребёнке инициативу Не забывайте, что ребёнок внимательно наблюдает за вами, показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра) Не бойтесь искренне любить своего ребёнка и , главное – показывать ему свою любовь!

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ В ФОРМИРОВАНИИ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКА

  • Не оберегайте ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи для выполнения которых он ещё не дорос, оставляйте ребёнку право выбора
  • Не перехваливайте своего сына или дочь, но не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает
  • Поощряйте в ребёнке инициативу
  • Не забывайте, что ребёнок внимательно наблюдает за вами, показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам
  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра)
  • Не бойтесь искренне любить своего ребёнка и , главное – показывать ему свою любовь!
                                                    СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТЕ от 13-16 лет Приняло участие 30 учащихся, отмечать можно было несколько вариантов ответов 1. Как ты проводишь свое свободное время? а) Гуляю с друзьями, хожу на дискотеки 7 б) Смотрю телевизор, сижу за компьютером 11 в) Я много времени провожу в секции, кружке и т.п . 0 г) Учу уроки, занимаюсь дополнительно 10 д) Да я б пошла (пошел) гулять, но меня не пускают, приходиться сидеть дома 1 е) свой вариант ответа прихожу со школы делаю уроки, а потом делаю дела на улице 1 гуляю 5 занимаюсь спортом 1 помогаю по дому 1 сижу дома 1 2. Посещаешь ли ты какие-либо секции или студии? а) Да 7 какую (-ие) спортивный кружок, краеведение б) Нет 21 3. Если ты не ходишь ни в какие кружки, секции то почему? а) Мне это не нравится 4 б) Нет времени 13 в) Да кому это надо 2

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТЕ от 13-16 лет

Приняло участие 30 учащихся, отмечать можно было несколько вариантов ответов

1. Как ты проводишь свое свободное время?

а) Гуляю с друзьями, хожу на дискотеки 7

б) Смотрю телевизор, сижу за компьютером 11

в) Я много времени провожу в секции, кружке и т.п . 0

г) Учу уроки, занимаюсь дополнительно 10

д) Да я б пошла (пошел) гулять, но меня не пускают, приходиться сидеть дома 1

е) свой вариант ответа

  • прихожу со школы делаю уроки, а потом делаю дела на улице 1
  • гуляю 5
  • занимаюсь спортом 1
  • помогаю по дому 1
  • сижу дома 1

2. Посещаешь ли ты какие-либо секции или студии?

а) Да 7

какую (-ие) спортивный кружок, краеведение

б) Нет 21

3. Если ты не ходишь ни в какие кружки, секции то почему?

а) Мне это не нравится 4

б) Нет времени 13

в) Да кому это надо 2

4. Как твои родители относятся к тому, как ты проводишь свободное время? а) Не знаю 9 б) Не в восторге, но не запрещают 5 в) Они против 1 г) Они против, но кто их слушать будет? 0 д) Хорошо относятся 11  5. Что ты можешь сказать о своих сверстниках? а) Не знаю, люди, как люди 13 б) Агрессивные, боюсь по улице вечером идти 0 в) В основном их вообще ничего не интересует 4 г) свой вариант ответа гуляем, разговариваем 2 ничего 2 хорошие, во всём помогают 1 хорошие 2 хорошие, но некоторые могут обсмеять 1 не знаю 2 позитивные личности 2 весёлые, умные 1

4. Как твои родители относятся к тому, как ты проводишь свободное время?

а) Не знаю 9

б) Не в восторге, но не запрещают 5

в) Они против 1

г) Они против, но кто их слушать будет? 0

д) Хорошо относятся 11

5. Что ты можешь сказать о своих сверстниках?

а) Не знаю, люди, как люди 13

б) Агрессивные, боюсь по улице вечером идти 0

в) В основном их вообще ничего не интересует 4

г) свой вариант ответа

  • гуляем, разговариваем 2
  • ничего 2
  • хорошие, во всём помогают 1
  • хорошие 2
  • хорошие, но некоторые могут обсмеять 1
  • не знаю 2
  • позитивные личности 2
  • весёлые, умные 1
6 . Чему ты и твои друзья отдают предпочтение на досуге? а) Пиво, сигареты 0 б) Дискотеки 1 в) Очень люблю читать 7 г) Компьютер, телевизор 12 д) У меня вообще нет свободного времени 1 е) свой вариант ответа ведение личных дневников 1 делаю дела во дворе 2 много чего, кроме пива и сигарет и всего вредного 1 гулять и играть 4 не знаю 3 спорт 1 ни с кем не общаюсь 1 7. Как часто ты посещаешь музеи, театры, выставки? а) не более 1 раза в год 8 б) 2-3 раза в год 8 в) я там ни разу не был 2 г) это пустая трата времени 4 д) нет, но мне очень хотелось бы 3 е) свой вариант ответа я не люблю туда ходить 1

6 . Чему ты и твои друзья отдают предпочтение на досуге?

а) Пиво, сигареты 0

б) Дискотеки 1

в) Очень люблю читать 7

г) Компьютер, телевизор 12

д) У меня вообще нет свободного времени 1

е) свой вариант ответа

  • ведение личных дневников 1
  • делаю дела во дворе 2
  • много чего, кроме пива и сигарет и всего вредного 1
  • гулять и играть 4
  • не знаю 3
  • спорт 1
  • ни с кем не общаюсь 1

7. Как часто ты посещаешь музеи, театры, выставки?

а) не более 1 раза в год 8

б) 2-3 раза в год 8

в) я там ни разу не был 2

г) это пустая трата времени 4

д) нет, но мне очень хотелось бы 3

е) свой вариант ответа

  • я не люблю туда ходить 1
8 . Как твоя семья проводит свободное время? а) походы 6 б) пикники 4 в) спортивные игры 3 г) культурные мероприятия 8 д ) другое отдыхаем 4 выходим во двор и убираемся 1 по – разному 3 работа по дому 1 9. Какие традиции существуют в твоей семье? Дни рождения 2 все праздники 3 Отмечать национальные праздники 3 Не знаю 4 Нет 13 Много 1 Каждую субботу ходить на пикник или кататься вместе на коньках 1 Слушать старших, уважать; 1 Новый год 5

8 . Как твоя семья проводит свободное время?

а) походы 6

б) пикники 4

в) спортивные игры 3

г) культурные мероприятия 8

д ) другое

  • отдыхаем 4
  • выходим во двор и убираемся 1
  • по – разному 3
  • работа по дому 1

9. Какие традиции существуют в твоей семье?

  • Дни рождения 2
  • все праздники 3
  • Отмечать национальные праздники 3
  • Не знаю 4
  • Нет 13
  • Много 1
  • Каждую субботу ходить на пикник или кататься вместе на коньках 1
  • Слушать старших, уважать; 1
  • Новый год 5
 10. В каких, из ниже перечисленных мероприятий ты бы принял участие: а) дискотеки 7 б) фотовыставки 4 в) экскурсии 9 г) выставка и конкурс творческих работ 4 д) концерт 7 е) соревнования по хоккею 1 ж) соревнования по шахматам 6 з) соревнования футболу 11 и) мама, папа, я – спортивная семья 1 к) соревнования по волейболу 11 л) свой вариант ответа ни в каких 3 11. ТВОИ предложения о кружках, секциях и клубах по интересам, в которые ты бы ходил и мероприятиях, в которых ты хотел бы принять участие а) ни в какие; ни в какие, потому что скучно, нудно 12 б) спортивные (бокс, футбол, волейбол, баскетбол, каратэ, лёгкая атлетика, тяжёлая атлетика) 10 в) шашки 1 г) походы 1 д) кружок бисероплетения, «умелые ручки» 1 е) кружок рисования 1 ж) не знаю 2 з) кружки 2

10. В каких, из ниже перечисленных мероприятий ты бы принял участие:

а) дискотеки 7

б) фотовыставки 4

в) экскурсии 9

г) выставка и конкурс творческих работ 4

д) концерт 7

е) соревнования по хоккею 1

ж) соревнования по шахматам 6

з) соревнования футболу 11

и) мама, папа, я – спортивная семья 1

к) соревнования по волейболу 11

л) свой вариант ответа

  • ни в каких 3

11. ТВОИ предложения о кружках, секциях и клубах по интересам, в которые ты бы ходил и мероприятиях, в которых ты хотел бы принять участие

а) ни в какие; ни в какие, потому что скучно, нудно 12

б) спортивные (бокс, футбол, волейбол, баскетбол, каратэ, лёгкая атлетика, тяжёлая атлетика) 10

в) шашки 1

г) походы 1

д) кружок бисероплетения, «умелые ручки» 1

е) кружок рисования 1

ж) не знаю 2

з) кружки 2

МОЛОДЁЖЬ – ОНА РАЗНАЯ! ЭНЕРГИЧНАЯ И ПАССИВНАЯ, РАБОТОСПОСОБНАЯ И ЛЕНИВАЯ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННАЯ И ИНЕРТНАЯ, КРЕАТИВНАЯ И ОГРАНИЧЕННАЯ, ТОЛЕРАНТНАЯ И НЕТЕРПИМАЯ.  ЭТО ВАШЕ БУДУЩЕЕ – КАКИМ ВЫ ЕГО ВОСПИТАЕТЕ, ТАКОВА БУДЕТ ВАША СТАРОСТЬ!

МОЛОДЁЖЬ – ОНА РАЗНАЯ!

ЭНЕРГИЧНАЯ И ПАССИВНАЯ, РАБОТОСПОСОБНАЯ И ЛЕНИВАЯ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННАЯ И ИНЕРТНАЯ, КРЕАТИВНАЯ И ОГРАНИЧЕННАЯ, ТОЛЕРАНТНАЯ И НЕТЕРПИМАЯ.

ЭТО ВАШЕ БУДУЩЕЕ – КАКИМ ВЫ ЕГО ВОСПИТАЕТЕ, ТАКОВА БУДЕТ ВАША СТАРОСТЬ!

благодарю за внимание!

благодарю за внимание!