Формирование познавательной активности на занятиях по
учебной дисциплине «Литература»
Вопросы активизации обучения относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества обучения, как деятельности, зависит результат обучения, развития и воспитания обучающихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения обучающихся. Ее особая значимость состоит в том, что обучение, являясь отражательно- преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения к самой познавательной деятельности.
Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации обучающихся.
Профессионально-педагогическое образование должно строиться с учетом требований российского общества. От педагогов, прежде всего, требуется умение проектирования развивающей среды обучения.
Основу профессионального образования составляют дисциплины, при изучении которых, у обучающихся формируются знания и умения, необходимые в их дальнейшей работе по специальности. Одной из актуальных проблем профессиональной педагогики является активизация мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения. Овладение особенностями профессии будет эффективным только в том случае, если молодой специалист сам целенаправленно участвует в формировании необходимых компетенций.
Существует несколько направлений активизации мыслительной деятельности обучающихся. Это активизация мышления через использование нетрадиционных педагогических методов, методов проблемного обучения и методов на основе включения в образовательный процесс деловой игры.
Задача педагогов – строить свою работу так, чтобы заинтересовать в обучении, помочь сформировать убеждения и взгляды в соответствии с общечеловеческими ценностями, создать условия для личностного развития обучающихся.
В настоящее время назрели вопросы: как сделать процесс обучения интересным, какой метод преподавания наиболее оптимален для изучения гуманитарного цикла, что позволит развивать самостоятельность, упражнять мыслительные способности, пробуждать положительные эмоции и, как следствие, повышать мотивацию к овладению практическими навыками. Как сделать обучение продуктивным?
Опираясь на принципы продуктивности, необходимо создать положительную атмосферу сотрудничества педагога и обучающегося в процессе обучения. Решению этой задачи помогает технология личностно-ориентированного обучения, основанная на педагогике сотрудничества.
Проблема активизации мыслительной деятельности обучающихся была и остается одной из главных в дидактике. Обычно на занятии преподаватель излагает новый материал, а обучающийся слушает, записывает, запоминает. Но коэффициент полезного действия такого урока не всегда высок. Сказывается разный уровень знаний обучающихся, психо-соматическое состояние и другие факторы. Известно, что самостоятельно приобретенные знания более прочны и надежны. Обучающийся ими владеет более свободно и рационально.
Что можно сделать для повышения интереса к предмету и качества обучения, к сближению учебных задач обучающегося и преподавателя? Для активизации мыслительной деятельности можно использовать фронтальный опрос постановкой проблемных вопросов; блиц-опрос, когда преподаватель зачитывает вопрос, а обучающийся дают краткий ответ на него; графический диктант, когда на поставленные преподавателем вопросы обучающиеся отвечают графически: если «да» - плюс, если «нет» - минус. Это позволяет быстро проверить правильность ответов, в том числе с помощью обучающихся, путем взаимопроверки.
Особое значение имеет развитие познавательного интереса на занятиях гуманитарных дисциплин: литература, история, мировая художественная культура и другие. Эти дисциплины содержат в основном новый для учащихся, интересный теоретический и фактический материал, который раскрывает вопросы литературоведения, т. к. литература тесно связана с предметами гуманитарного цикла с усвоением значительного объема разнообразных знаний, обучающиеся должны приобрести определенные компетенции, непосредственно связанные с их будущей профессиональной деятельностью. Нужно учитывать и другую особенность содержания этих предметов – органическую связь, отражающую связь с окружающим. Поэтому формирование познавательных интересов является во многом и формированием профессиональных и общих компетенций обучающихся.
Таким образом, литература и другие гуманитарные дисциплины, занимая важное место в подготовке квалифицированных профессиональных работников, имеют свои специфические особенности, что требует применения на занятиях разнообразных форм, методов и средств обучения. Решение различных практических вопросов проблемного характера, работа на занятиях с готовым текстом, организация самостоятельной работы, поисковая работа, работа со справочной литературой, анализ художественных произведений, проектирование литературных сюжетов в реальную жизнь, разбор и составление схем, кластеров, синквейнов, использование на занятии различных видов натуральной и схематической наглядности, проведение литературных практикумов – все это дает возможность организовать учебную деятельность таким образом, чтобы наряду с реализацией других учебно-воспитательных задач занятия вызвать и развить у обучающихся стойкий познавательный интерес. Для этого я широко использую различные методы и методические приемы.
Хорошо развивают внимание, тренируют память, способствуют более глубокому усвоению и закреплению обучающимися получаемых на занятии знаний кроссворды, ребусы, головоломки, которые составляются обучающимися. Эти задания основаны на знаниях дисциплин, литературных текстов, содержаний произведений, биографии авторов, теории литературы, поэтому способствуют решению задач познавательного и воспитательного характера.
Для реализации объективных возможностей формирования развития познавательного интересов, заложенных в содержание учебного материала, необходимо при подготовке к учебному году, составить перспективно-тематические планы занятий и с этой позиции проанализировать содержание тем курса литературы.
Существует ряд специальных методических приемов, направленных на повышение стимулирующего влияния содержания обучения: - рассмотрение достижений и перспектив развития новых инновационных технологий:
- развитие практической, научной, социальной значимости изучаемого учебного материала;
- показ новизны изучаемого материала;
- использование сведений научно-технической и справочной литературы.
При показе достижений и перспектив развития инновационных технологий в литературе обучающихся следует знакомить не только с широко известными, но и с новыми методами получения и обработки материалов. При умелом изложении материала, убедительности примеров, это неизменно вызовет интерес у обучающихся к предмету. Уже на первых занятиях раскрываю значимость предмета, чтобы первые впечатления были положительными, способствовали возникновению у обучающихся заинтересованности, а впоследствии и устойчивого интереса к предмету.
На первых занятиях знакомлю обучающихся с необходимостью изучения литературы, отслеживаю связь литературы с другими дисциплинами: физикой, на примере произведений известных писателей: М.А. Булгаков «Роковые яйца», «Собачье сердце». А.П. Чехов «Палата №6», «Душечка». Ф. М. Достоевский «Идиот» и многие другие.
Необходимо подчеркнуть цель изучения материала, его практическую, научную значимость. Более устойчивым будет внимание обучающихся и их интерес, если преподаватель раскрывает важность изучения темы или сообщает новое, опираясь на уже имеющиеся знания обучающихся, расширяя и углубляя их, перенося в новые условия и ситуации.
Чтобы поддерживать внимание обучающихся на протяжении всего занятия, использую активные методы обучения, выставляя оценки за работу на протяжении всего занятия, подаю новый материал в форме беседы, создавая проблемные ситуации, которые обучающиеся решают сами или с помощью преподавателя, развиваю дух соревнования.
Цель проблемного обучения состоит в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления, закон.
Практическая реализация проблемного обучения является одним из основных факторов развития и потому предлагает использование проблемных ситуаций не только в учебной деятельности, но и в творческой работе.
Проблемное обучение предлагает создание на занятиях проблемных ситуаций, самостоятельную работу обучающихся по их разрешению. В результате мы получаем творческое овладение компетенциями, развитие мыслительных способностей обучающихся.
Для контроля знаний можно проводить устный зачет в форме деловой игры, объединив группу в бригады. От каждой бригады выделяется в жюри по одному человеку для оценки знаний своих товарищей. Оценивать предлагаю с помощью жетонов. В конце зачета подсчитывается количество жетонов и выставляется оценка.
Периодический контроль можно проводить в форме динамического зачета, опять же объединив группу в бригады. Из членов бригад выделяются консультанты. Они и проводят опрос обучающихся. При этом каждому дается свой вопрос. Преподаватель выслушивает ответы выборочно. Подобная форма активизации мыслительного процесса несет большую воспитательную нагрузку; не возникает вопроса о дисциплине, прививаются умения слушать других, работать в коллективе.
Также обучающиеся изучают самостоятельно вопросы, которые дает преподаватель. При этом они работают с учебником. Консультирую обучающихся, помогаю. На следующем уроке проводится зачет. Формы зачета могут быть разнообразные: собеседование, письменный опрос, технический диктант, карточка индивидуального контроля, литературные пазлы, литературный дешифровщик и др.
После изучения темы обучающимися предлагается дома составить синквейны, заполнить кластеры, написать эссе, сочинения – рассуждения и т.п. Этому предшествует подготовительная работа: на занятии объясняю как это делать. Обучающиеся с большим интересом воспринимают такое задание, обсуждают, предлагают свои варианты. Эти задачи анализируют все обучающиеся, обсуждают, применимы ли они на практике.
В процессе работы я организую учебный процесс так, чтобы придать обучающимся уверенность в своих возможностях. Обучение каждого осуществляю на доступном для него уровне. Стараюсь закрепить учебный материал на занятии, а домашнее задание даю творческого или познавательного характера.
На занятиях по МХК и литературе я применяю гибкую систему оценивания знаний, при объяснении учебного материала использую наглядные примеры, которые способствует активизации учебной и мыслительной деятельности обучающихся, побуждает самообразованию и самоконтролю.
Чтобы повысить активность обучающихся, раскрыть их потенциал на занятиях, даю задания творческого характера. При развитии интереса к литературе, показываю возможности творчества в данных дисциплинах, зачитываю поэтические произведения, отрывки из прозаических… При этом
демонстрирую различные творческие работы обучающихся. Для этого создала комплекс творческих работ студентов «Истоки творчества». Также предлагаю обучающимся сделать самим какие-либо творческие работы, необходимые как для теоретических занятий, так и для проведения литературоведческих практикумов.
Для лучшего усвоения материала я применяю элементы педагогической технологии развития критического мышления. Эта технология предусматривает осмысление содержания – т. е. обучающиеся вступают в контакт с новой информацией, систематизируют ее, соотносят с первоначальными представлениями.
Я не только объясняю новый материал, но и даю задания по информационному тексту, который они анализируют и составляют кластер. На заключительном этапе обучающиеся составляют синквейн. Это способствует лучшему запоминанию материала, активизации мыслительной деятельности, творческого представления. В результате обучающиеся овладевают профессиональными и общими компетенциями с творческой направленностью, которые необходимы на современном рынке профессий.