СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Формирование познавательной самостоятельности учащихся,  устойчивости мотивов учения".

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения.»

Формирование познавательной самостоятельности учащихся,

устойчивости мотивов учения.

В условиях современного общества особую актуальность приобретает проблема формирования самоценной личности, ее творческого потенциала, умения ориентироваться в огромном многообразии информации и оперативно перерабатывать ее, исходя из собственных возможностей и потребностей. Основу личности, способной ориентироваться во все возрастающем потоке информации, обладающей рациональными способами ее обработки, осуществляющей перенос знаний и умений в новую ситуацию, составляет познавательная самостоятельность.

Особенности, характеризующие  самостоятельность учащегося в познавательном процессе:

  • умение работать целенаправленно и по плану,

  • выбирать наиболее рациональные приемы учебного труда,

  • правильно рассчитывать свои силы и учитывать результаты собственной деятельности.

Современный педагог должен быть нацелен на такую организацию учебной деятельности учащихся, которая предполагает самостоятельную работу школьников по самодобыванию знаний под руководством учителя, который соединяет познавательный процесс с заинтересованностью в результатах своего труда.

Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения на уроке.

Организация учебного процесса в новой информационно-образовательной среде основана на современных педагогических технологиях: 1.     Информационно – коммуникационная технология 2.     Технология развития критического мышления 3.     Проектная технология 4.     Технология развивающего обучения 5.     Технология проблемного обучения 6.     Игровые технологии 7.    Технология интегрированного обучения 8.     Групповые технологии. 9. Технологии уровневой дифференциации

Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения, а также радостно от общения с учителем, одноклассниками. Важно отметить занимательность, необычное изложение учебного материала; использование познавательных игр, дискуссий и споров; анализ жизненных ситуаций.

Необходима включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе; построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка на уроках.

На формирование учебной мотивации также влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, то есть затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач. Ведь для любого человека значимы мнение и оценка окружающих, важно быть уважаемым человеком, слышать слова одобрения. А без одобрения или недовольства со стороны окружающих крайне трудно сориентироваться в том, правильно поступаешь или нет. Действуя тем или иным образом, ты не желаешь, чтоб тебя наказывали, а наоборот, рассчитываешь на поддержку окружающих. Благодаря одобрению, как основному виду такой поддержки, у человека формируется социально желательное поведение и интерес к учебной деятельности. Поэтому важно, чтобы учитель поощрял и подкреплял достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.

Нельзя признать плодотворной практику, когда всем учащимся предлагают одно и то же задание. Одни усваивают новый материал сразу, другие после длительной работы, есть и такие, которые к моменту овладения новым материалом не успели овладеть и тем, что изучалось ранее. И если не учитывать индивидуальные особенности этой категории учащихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть. На уроке необходимо создавать ситуацию успеха:

- помогать сильному ученику реализовывать свои возможности в более трудной и сложной деятельности;

- слабому – выполнять посильный объем работы.

Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает этот успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развитию способностей учащихся. Ведь все дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться.

Самостоятельность – результат воспитания и самовоспитания. Она же – важнейшее условие самореализации личности, ее творческих возможностей. Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальные усилия. Самостоятельная работа как метод обучения может использоваться на всех этапах процесса обучения. Но во всех случаях необходимо учить учащихся приемам самостоятельной работы. Целенаправленный отбор содержания самостоятельной работы и выбор приемов ее организации обеспечивают создание условий для формирования умений в любой самостоятельной деятельности.

Академик Н.Е Введенский писал: «Устают и изнемогают не от того, что много работают, а от того, что плохо организуют свою деятельность».

Общий путь формирования учебной мотивации заключается  в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов. Формированию мотивации  в целом способствуют:

  • общая атмосфера положительного отношения  к учению;

  •  включенность  учащихся  в совместную учебную деятельность в коллективе  учебной группы (через парные, групповые формы работы);

  • построение  отношения «педагог- учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха, использования  различных методов стимулирования ( похвала, дача дополнительных заданий на оценку)

  • занимательность, необычное  изложение  нового материала;

  • использование познавательных  игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное  разрешение;

  • построение  изучения  материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих педагогов и учащихся;

  • развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся  в учебной деятельности, планирования, постановки  целей и реализации их  в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.

Мотивация учения - не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Её надо специально формировать, развивать, стимулировать.

Свои уроки стараюсь проводить так, чтобы детям на них было интересно, комфортно, доступно. В структуре урока предусматриваю своевременную смену деятельности, поддерживаю интерес обучающихся к изучаемому материалу, использую различный дидактический материал, применяю информационно-компьютерные технологии. Дифференцирую задания, чтобы все обучающиеся видели свои достижения, в мягкой форме указываю на недостатки. Дети должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, и тогда они с удовольствием будут работать  в группе, общаясь с товарищами, оказывать помощь, прислушиваться к их мнению.

После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, что нужно знать и уметь для выполнения заданий, чего обучающимся не хватает. Таким образом, создается обстановка на необходимость подготовки к изучению материала. Невозможно выполнить практическую работу без теоретических знаний. Здесь сразу видна взаимосвязь теории и практики. Это помогает мне легче осуществить индивидуальный подход, узнать сильные и слабые стороны обучающихся, их способности и возможности реализации знаний на практике. Имея опыт работы, могу сказать, что групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Она «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных обучающихся.

Психологические исследования учебной деятельности на сегодняшний день демонстрируют следующее: для того, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к ней, содержательная её мотивация, нужно учебную деятельность строить особым образом. Изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данную тему, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу.

Операционально-познавательный этап. Основная часть урока должна быть направлена на подкрепление и усиление мотивации. Этого можно достичь чередованием различных видов учебной деятельности (легких и трудных, репродуктивных и поисковых, индивидуальных и фронтальных), использование активного поиска самими учащимися, включение учащихся в процесс оценки и самооценки.

Рефлексивно-оценочный этап. Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.

Необходима такая организация обучения, при которой учащиеся вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, когда решают ситуации проблемного характера. Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Для появления интереса к предмету необходимо понимание его нужности, важности, целесообразности изучения конкретного материала. Чем больше новый материал увязан с усвоенными ранее знаниями, приобретенным ранее опытом, тем он интереснее для учащихся, тем больше их мотивация. Слишком легкие, слишком трудные задания не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

Таким образом, формирование учебной познавательной и мыслительной мотивации учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее значимость обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных обучающихся разный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия.











































Литература

  1. Зейналова Н. О повышении познавательной активности учащихся.

  2. Исмиханов М. А. Современное состояние проблемы учебно-познавательной самостоятельности учащихся в педагогической практике и теории

  3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпритация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

  4. Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000.- 221с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!