СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Туртасская средняя общеобразовательная школа» Уватского муниципального района









ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

«Методический инструментарий для оценивания образовательных достижений обучающихся в освоении ООП с учётом требований ФГОС»

Направление: «Эффективное использование учебно-познавательных, учебно-практических и продуктивных задач на уроках как средство формирования и развития УУД».

Тема работы: «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии».







Автор: Созонова Галина Петровна

учитель географии

МАОУ «Туртасская СОШ»

Уватского муниципального района







2020 год

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии

Главной целью школьного образования, вместо традиционной передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности школьника самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их решения, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Благодаря системе формирования универсальных учебных действий эту цель возможно достичь. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и других.

Чтобы на уроках проходило эффективное формирование УУД, необходимо подбирать продуктивные (творческие) задания или вопросы. На эти вопросы в тексте учебника нет ответа, а есть лишь подсказка. Обучающийся, выполняя такое задание или отвечая на такие вопросы, должен выйти за пределы привычного для него алгоритма действий и осуществить умственное усилие по проектированию новых способов действий. Эти способы действий можно перенести на другой предмет и ими можно воспользоваться в любой ситуации. Именно в этом случае происходит развитие личности ученика – познавательное, эмоциональное, нравственное.

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того, география – единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

Географическое образование – надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества. Именно это образование дает осознанное понимание единства современного мира и человечества в его многообразии и единстве. География учит, как интегрировать информацию, полученную из множества источников, пользоваться специфическим международным языком общения – географической картой

На процесс развития познавательных УУД при изучении географии влияет ряд условий: содержание знаний, последовательность курсов географии, учебное время, отведенное программой, особенности средств обучения, с которыми работают школьники.

Источники знаний по-разному передают географическую информацию, что также влияет на формирование познавательных УУД. Поэтому важно познакомить учащихся с познавательными особенностями каждого источника. Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению карты – ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать карту очень разнообразны. К ним относятся умение найти на карте изучаемые объекты и явления, умение развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинные связи, умение характеризовать природный или экономический объект, явление. Например.

  • Найти на карте крупнейшие горы мира.

  • Показать на карте зоны землетрясений и вулканизма.

  • Используя карту дать характеристику равнинной и горной реки.

  • Сопоставив физическую, геологическую и тектоническую карты России, определите характер рельефа России, взаимосвязь форм рельефа, тектонического строения и размещения полезных ископаемых.

  • Используя различные карты, дайте комплексную характеристику Северного экономического района.

Характерная черта современной методики обучения географии – широкое использование типовых планов описания или характеристики природных или социально-экономических объектов и явлений. Чаще всего типовые планы применяют при чтении карт различного содержания. Однако такие планы полезны и при работе с текстом учебника, описания содержания видеофрагментов, картин и т.д.

Также учитель знакомит школьников с другими источниками географической информации: энциклопедии, периодические издания, образовательные сайты Интернет, кинофильмы, статистические материалы, графики, художественная литература и т.д.

Познакомив учащихся с различными источниками географической информации, умение работать с которыми является информационными познавательными УУД, мы начинаем формировать логические и исследовательские УУД.

Умение давать определения понятиям.

Понятия в школьной географии – это единицы усвоения, наиболее важная часть содержания дисциплины. Умение давать определения понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо на установление значения термина. Определение понятия – необходимое умение, позволяющее раскрыть его содержание, а, следовательно, позволяющее в дальнейшем отличать одно понятие от другого.

Примеры.

  • Прочитайте определения понятия «гранит»:

  1. Это широко распространенная в земле горная порода;

  2. Это глубинная кристаллическая порода серого или розовато-серого цвета;

  3. Это глубинная магматическая горная порода, имеющая зернистое строение;

  4. Магматическая горная порода.

Какое из приведенных определений верное? Объясните в чем неточность остальных определений.

  • Прочитайте определение понятия:

Параллель – это линия, с помощью которой можно определить направления запад и восток.

Полное ли это определение? Назовите, какие признаки понятия «параллель» в этом определении не указаны. «Отредактируйте» данное определение.

  • Прочитайте и объясните, в чем ошибочность определения:

Магматическая горная порода – это застывшая магма.

  • Прочитайте определение:

Вулканический кратер – это чашеобразное углубление на суше, на глубине которого находится одно или несколько жерл, через которые на земную поверхность поступают лава и другие продукты вулканической деятельности.

Проанализируйте: верно ли это определение и можно ли сформулировать его короче.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Усвоение причинно-следственных связей является условием умственного развития школьников. Это умение позволяет не только объяснить процессы и явления, но и прогнозировать будущее. Задания на усвоение связей начинаются со слова объяснить, причем в одних случаях необходимо объяснить причины того или иного явления (образования атмосферных осадков, демографического кризиса), а в других – влияние одного объекта на другие (влияние оледенения на природу материка, влияние близости океана на климат территории).

  • Объясните влияние типа воспроизводства населения на его половозрастную структуру.

  • Почему западные склоны Уральских гор получают больше осадков, чем восточные?

  • Определите причинно-следственные связи, отражая причину и следствия:

  1. Образование ветра

  2. Разница атмосферного давления

  3. Географическая широта местности

  4. Различие в нагревании земной поверхности

  5. Угол падения солнечных лучей

Для формирования познавательных учебных действий, которые включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач, умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, вступать в дискуссию, ставить вопросы, делать выводы, умозаключения, объяснять, доказывать, структурировать материал, защищать свои идеи на основе полученных теоретических знаний, можно предложить следующие задание:

- Проектное обучение предполагает использование широкого спектра исследовательских, проблемных, поисковых методов, направленных на практический результат. Проектной деятельностью можно заниматься на уроках, а также на внеклассных и факультативных занятиях. Работая над проектом, всегда задаешь вопрос: как сделать, чтобы работа была действительно проектной. Важный момент – это пробуждение у учащихся интереса к идее и теме проекта. Чтобы идея, положенная в основу, была интересна и актуальна, она должна быть в зоне ближайшего развития.

В курсе «Экономическая география России» в 9 классе учащимся предлагается создать проект – творческую работу под названием «Уровень развития сферы обслуживания в своем регионе.

Можно предложить проекты и по другим темам:

1. Особенности экологической ситуации в своем районе.

2. Изменение численности населения в своем районе за последнее десятилетие.

3. Каково значение лесного комплекса в структуре хозяйства вашего района.

4. Существует ли зависимость между уровнем загрязнения окружающей среды и здоровьем населения вашего района.

В 8 классе, при изучении природных районов предлагается ребятам составить проект «Достопримечательности нашей страны». В данном случае можно использовать материал по отдельному природному району, например, Дальнему Востоку, ведь здесь очень много достопримечательностей – Долина гейзеров на Камчатке, Уссурийский край, остров Сахалин и другие. Ребята разбиваются на группы, и начинается работа над проектом: читают литературу, используют интернет – ресурсы, составляют презентации, даже рисуют плакаты.

Умение наблюдать.

Это вид восприятия, характеризующийся целью, соответствующей познавательной задаче. Государственным стандартом предусмотрены наблюдения за объектами гидросферы, за погодой, за растительным и животным миром, за природными компонентами и географическими объектами. Значение наблюдение заключается в том, что они помогают учащимся выделять главное в окружающих их предметах и явлениях, выделять существенные признаки предметов и явлений путем сравнения и сопоставления, выделять существующие взаимосвязи.

  • Провести наблюдение за погодой в течение месяца, оформить результаты в виде календаря погоды. По данным наблюдений описать погоду.

  • Правда ли, что подо мхом почва всегда холоднее, чем под обычной растительностью? И почему?

  • Напишите заметки о вашем летнем путешествии и укажите как можно больше географических подробностей и объектов.

Типовые задания для формирования познавательных УУД в 5 классе.


Виды познавательных УУД

Пример задания

Состав действий

Обшеучебные

Задание «Сделай открытие»
Обучающимся необходимо подготовить
рассказ о великом географическом
открытии от лица первооткрывателя.

Задание «Слушай и будь внимателен!»
Обучающимся предлагается послушать
стишки и найти ошибки в них. «Солнце за день устаёт, На ночь спать оно идёт.На полянку, за лесок, Ровно-ровно на восток, (на запад)
Шесть океанов на планете.
Согласны с этим все ли, дети? (Четыре)
Край снегов, морозов, вьюг называем словом юг. (Север)

Поиск и выделение
необходимой информации,
применение методов
информационного поиска,
в том числе с помощью
компьютерных средств.

Смысловое чтение

Знаково-символические 

Задание «Жизнь на Земле»
Была бы возможна жизнь на Земле, если бы она двигалась по орбите Венеры? Обоснуйте свою точку зрения.

Моделирование
географических ситуаций

Логические

Задание «Две карты»
Обучающимся дается задание сравнить
две карты и задается вопрос: В чем
состоит различие карты составленной
Птолемеем и современной картой?


Задание «Помоги найти ответ»
Обучающимся предлагается прочитать
текст и ответить на вопрос .Ребята пошли на экскурсию. Неподалеку
стояли одиноко стоящие деревья. По ним они начали определять стороны
горизонта. Вдруг учительница спросила, возможно ли по этим же одиноким деревьям, определить преобладающие направление ветра в данной местности если возможно, то, каким образом?

Сравнение двух карт,
выделение общих
признаков и различий




Построение логической
цепочки рассуждений


Постановка и 
решение проблем 

Задание «Помоги безграмотному»
На слайде показано фото ребят и отдельно стоящего мальчика. Учитель объясняет, что этот мальчик заблудился. У него есть листок, на котором написано, как ему дойти до дома. Но беда в том, что он не умеет читать. Могут ли ребята как то ему помочь?
На листочке написан текст «Сынок, тебе нужно идти прямо по тропинке через лиственный лес, на краю леса ты увидишь небольшое озеро, обойди его и пройди мимо оврага и ты увидишь наш дом. Дети должны предложить пути решения, и попробовать зарисовать содержание этого текста.

Самостоятельное создание
способов решения проблем творческого и поискового характера.


Типовые задания для формирования познавательных УУД в 6 классе.


Виды познавательных
УУД

Пример задания

Состав действий

Обшеучебные

Задание «Наблюдение за погодой»
Обучающимся предлагается провести наблюдение за погодой в течения недели. Данные записывать в дневник. Затем проанализировав данные, ыявить какой тип погоды преобладал в данной местности.

Задание «Узнай тему урока»
Обучающимся читается текст из
книги М.Ф. Мори: «Есть река в океане:
она не высыхает во время сильных засух и не разливается во время самого большого половодья. Берегами ее и руслом служат слои холодной воды, между которыми быстро струится ее теплые синие воды. Нигде на земном шаре нет столь величественного потока. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса обеих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объема воды, который несет он»?
Обучающимся необходимо высказать свои мысли по прочитанную, сформулировать цель урока и попытаться назвать тему.

Проведение наблюдения,
выведение следствий







Самостоятельное
определение темы урока,









самостоятельное
выделение и 
формулирование
познавательной цели

Знаково-символические 

Задание «Сможешь ли ты выжить?»
Обучающимся предлагается ситуация: Вы попали в джунгли. Несмотря на довольно влажный климат, в джунглях человек может погибнуть от потери влаги. Вопрос водообеспечения – один из важнейших. Как ты его будешь решать?
Задание «Остановка»
Обучающимся задается вопрос: Какие
последствия для природы Земли вызовет остановка ее вращения вокруг своей оси?

моделирование
географических ситуаций






моделирование
географических ситуаций

Логические

Задание «Объясни инопланетянину» Учитель предлагает обучающимся
представить ситуацию, что на Землю
прилетели инопланетяне. Они знают
известно лишь минимальное количество
наших слов. Объясни им кратко и точно, что такое: Река, озеро, ледник.

Задание «Выдвини гипотезу»
Школьникам задается вопрос: Какую
одежду носят зимой? После перечисляются ответы: куртка, пуховик,
шуба. Что служит «шубой» для планеты Земля? Ведь земля проносится в космосе, где господствует леденящий холод.

Подведение под понятие










Выдвижение гипотез и их
обоснование

Постановка и 
решение проблем 

Задание «Чья вина?»
Обучающимся предлагается посмотреть
видеоролик «Прогноз погода» Учитель спрашивает. Всегда ли метеорологи говорят правду? Могут ли они ошибаться? Затем вместе с детьми формулирует проблемный вопрос: «Почему метеорологи всегда виноваты?
Ученики, рассуждая и приводя примеры
из жизни, приходят к выводу об
изменчивости погоды.

Формулирование
проблемы.


Самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового
характера.


Типовые задания для формирования познавательных УУД в 7 классе


Виды познавательных УУД

Пример задания

Состав действий

Обще учебные

Задание «Интересные факты»
Учащимся необходимо изучить
историю заселения материка и 
ответить на вопрос: Почему южные районы Северной Америки были
описаны ещё в 20 веке до н.э.

Задание «Крупнейшие реки Евразии»
Учащимся необходимо
составить таблицу «5 крупнейших рек Евразии».
Используя данные таблиц в 
учебнике «Крупнейшие реки
Евразии по длине» и диаграммы
«крупнейшие реки Евразии по
площади водосборного бассейна.

Поиск и выделение необходимой
информации, применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств.


Структурирование знаний

Знаково-символические 

Задание «Я на острове в Северном ледовитом океане» Обучающимся предлагается написать рассказ: Что я вижу? Что меня окружает? Что я 
чувствую? Как я одет? А также
нужно описать климат, рельеф,
почвы, растительный и животный
мир.

Преобразование модели с целью выявления общих законов.

Логические

Задание «Животные в Африке»
Обучающимся предлагается прочитать предложения и вставить пропущенные слова, при этом можно использовать карту или учебник.
В пустыне Сахара можно встретить верблюдов, _______,__________, ________ и гиен. В зоне саванн - страусов,________ и _____________. А
также жирафов, антилопу гну и 
______________.В экваториальных влажных лесах обитают _________, ___________,_________, окапи, гориллы и муха цеце. В переменно-влажных лесах живут леопарды и _____________.

Задание «Горы и равнины Южной
Америки»
Обучающимся задаются вопросы:
Какие типы рельефа вы знаете.
Сравните рельеф восточной и 
западной Южной Америки. Назовите причины различия? Затем им предлагается заполнить таблицу: 
сравнительная характеристика
форм рельефа Южной Америки.
Пункты таблицы:

1-происхождение (Геологическое
строение)
2-Средние высоты
3- полезные ископаемые
4- климат
5-страны

Синтез, самостоятельное
достраивание с восполнением
недостающих компонентов














Сравнение, классификация
объектов по выделенным
признакам.


Постановка и 
решение проблем 

Задание «Самое сухое место на Земле»
Школьникам задается вопрос в 
начале урока: Почему на самом
влажном материке мира находится самое сухое место на земле пустыня Атакама?

Самостоятельное создание
способов решения проблем творческого и поискового
характера.


Им необходимо при ответе на
вопрос сформулировать тему
урока и решить проблему.
Подобное задание «Животный
мир Австралии»
Почему на самом маленьком
материке мира такое разнообразие
эндемиков?

Формулирование проблемы.
Самостоятельное создание
способов решения проблем творческого и поискового
характера.


География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации. Формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий.

Уроки, построенные в соответствии с технологией cистемно-деятельностного подхода, где на каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий учат школьников лучше рассуждать, думать, анализировать. Главное самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться. Они учатся общаться, уважать мнение каждого и считаться друг с другом.