Тема
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС
Условия формирования личного вклада в развитие образования
Теоретический анализ научной, педагогической и
методической литературы по теме «Формирование
познавательных универсальных учебных действий младших
школьников», изучение передового педагогического опыта
Составление учебных планов и программ,
использование ведущих форм, методов и средств обучения,
направленных на активизацию познавательной деятельности,
развитие познавательных УУД,
изучение психофизиологических условий развития младших школьников,
наблюдение за познавательной деятельностью учащихся,
психолого - педагогическая диагностика
Выступление на Педагогическом совете школы, работа в
проблемно-творческой группе по теме «Диагностика и формирование
универсальных учебных действий», открытые уроки для учителей школы
Ведущее место занимают познавательные УУД.
Актуальность
- развитие науки и техники, появление новых информационных технологий
- запросы общества
- смена парадигмы образования
- приоритет развивающего потенциала начального общего образования
- цель – не накопление знаний, а умение действовать с ними
Роль начальной школы
Формирование умения учиться
Развитие
познавательных
процессов
Познавательные
УУД
Развитие мышления у младших школьников - это залог качественного овладения познавательными УУД
Исследования школьного психолога выявили:
Недостаточное
владение
навыками
мыслительной
деятельности
Несформирован-ность учебно – познавательных мотивов
Трудности
произвольной
регуляции
учебной
деятельности
Низкая
любознательность
и
инициатива
Систематическая и целенаправленная работа по
формированию познавательных УУД
Теоретическое обоснование
- системно – деятельностный подход, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина
- программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся предложена Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым
- подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г.Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А.Володарской
- поэтапное формирование умственных действий П.Я.Гальперина
- формирование познавательной активности Н.Ф.Талызиной
- формирование интеллектуального базиса
соцализации Л.Н.Захаровой и Р.П.Шинкарюк
Цель
П овышение качества знаний учащихся по русскому языку и формирование познавательных учебных действий через использование на уроках различных методов и приёмов обучения
Задачи
- Формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике, морфологии и синтаксисе.
2. Развивать у учащихся познавательные универсальные учебные действия, инициативу, логическое мышление, речь, внимание, память; содействовать развитию успешной личности.
3. Воспитывать интерес к учебной деятельности, к родному языку.
Ведущая педагогическая идея
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка через внедрение различных методов и средств обучения, сотрудничество педагога и учеников на основе взаимного уважения и доверия, обеспечение успешного учения без принуждения, развитие и саморазвитие каждого ученика на основе его индивидуальных способностей.
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Формирование познавательных универсальных учебных действий
Содержание
предмета
Продуктивные
задания
Сочетание
методов и
приёмов
Образовательные
технологии
деятельностного
типа
Сотрудничество
педагога и учеников
на основе взаимного
уважения и доверия
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Образовательные технологии
деятельностного типа
Компетентно –
ориентированное
обучение
Проблемное
обучение
Информационно – коммуникативные
технологии
Индивидуально –
дифференцирован-ный подход
Педагогика
сотрудничества
Формы организации учебного процесса
Фронтальная
Групповая
Парная
Индивидуальная
урок
нетрадиционный урок
внеклассная
работа
учебная
домашняя работа
Диапозон личного вклада педагога в развитие образования
Решение
проблемных
ситуаций
Игры и игровые
ситуации
Упражнения
Метод
проектов
Методы и
приёмы развития
познавательных УУД
Работа с
текстом
Приёмы
развития понятийного
мышления
Приёмы
развития
критического
мышления
Работа со
справочными
материалами
Построение
алгоритмов
Результативность профессиональной педагогической деятельности
Успеваемость и качество обучения по предмету
Динамика развития
логических УУД
Динамика развития общеучебных УУД
Динамика развития
познавательтных УУД
Диагностическая методика Э.Ф. Замбацявичене
Выводы по результатам диагностик
- улучшились количественные и качественные показатели успеваемости учащихся;
- имеется положительная динамика развития общеучебных и логических навыков у большинства учащихся;
- по результатам обратной связи можно сделать вывод, что урок, с использованием заданий на развитие познавательных УУД, вызывает позитивное отношение у детей.
Продолжить изучать
теоретический
материал по теме
Осуществлять поиск
новых приёмов
и методов по
развитию
познавательных УУД
Проводить диагностику
и анализ результатов
Транслируемость
практических достижений
Выступление на школьном
методическом объединении
учителей
начальных классов
«Формирование общеучебных
и логических действий
у младших школьников»
Выступление на
педагогическом
совете школы
«Формирование
познавательных УУД
на уроках русского языка»
Предложенные методы и приёмы работы над формированием познавательных универсальных учебных действий младших школьников можно использовать в рамках любого УМК
Данная система работы может быть рекомендована как для начинающих, так и для опытных учителей начальных классов
Меняется мир непрерывно, неспешно.
Меняется всё – от концепций до слов.
И тот лишь сумеет остаться успешным,
Кто сам вместе с миром меняться готов.
П.Калита
Литература
1.Агафонова И.Н. Учимся думать. Сборник занимательных логических задач, текстов, упражнений. Санкт –Петербург: МиМ – Экспресс, 1996.
2.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
3.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. М., 2001.
4. Деменева Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики: Методическое пособие. –М.:, 2005.
5.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, Владос, 1994г.
6.Кайнова, А.Л. Особенности использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся . Гродно: ГрГУ, 2008.
7.Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В. Рабочие программы 1-4 класс. Русский язык. 2013.
8.Канакина В.П. Методическое пособие с поурочными разработками. – М.: Просвещение, 2013.
9.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. – М., 2006.
10.Овсянникова В.И., Яшина Н.Ю. Развитие логического мышления младших школьников на уроках
русского языка. - Н.Новгород, 2005
11.Речевое развитие младших школьников: коммуникативно – деятельностный подход: сборник статей/ под редакцией С.К.Тивиковой. – Н.Новгород: НИРО, 2011.
12.Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие/ Под редакцией Н.Н.Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013.
13.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988.
14.Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьников»/ Тихомирова Л.Ф. -Академия развития, 1999г
15.Шинкарюк Р.П. Интеллектуальный базис социализации.- Н.Новгород, 2008
16.Фентисова Л. А. « Развитие интеллектуальных умений младших школьников в системе развивающего обучения Л.В.Занкова на основе совершенствования технологии организации урока», из опыта работы.