СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа поможет учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.»

Тема Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС

Тема

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС

 Условия формирования личного вклада  в развитие образования   Теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по теме «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников», изучение передового педагогического опыта Составление учебных планов и программ, использование ведущих форм, методов и средств обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности, развитие познавательных УУД, изучение психофизиологических условий развития младших школьников, наблюдение за познавательной деятельностью учащихся, психолого - педагогическая диагностика Выступление на Педагогическом совете школы, работа в проблемно-творческой группе по теме «Диагностика и формирование универсальных учебных действий», открытые уроки для учителей школы

Условия формирования личного вклада в развитие образования

Теоретический анализ научной, педагогической и

методической литературы по теме «Формирование

познавательных универсальных учебных действий младших

школьников», изучение передового педагогического опыта

Составление учебных планов и программ,

использование ведущих форм, методов и средств обучения,

направленных на активизацию познавательной деятельности,

развитие познавательных УУД,

изучение психофизиологических условий развития младших школьников,

наблюдение за познавательной деятельностью учащихся,

психолого - педагогическая диагностика

Выступление на Педагогическом совете школы, работа в

проблемно-творческой группе по теме «Диагностика и формирование

универсальных учебных действий», открытые уроки для учителей школы

Ведущее место занимают познавательные УУД.  Актуальность развитие науки и техники, появление новых информационных технологий запросы общества смена парадигмы образования приоритет развивающего потенциала начального общего образования цель – не накопление знаний, а умение действовать с ними Роль начальной школы Формирование умения учиться

Ведущее место занимают познавательные УУД.

Актуальность

  • развитие науки и техники, появление новых информационных технологий
  • запросы общества
  • смена парадигмы образования
  • приоритет развивающего потенциала начального общего образования
  • цель – не накопление знаний, а умение действовать с ними

Роль начальной школы

Формирование умения учиться

Развитие познавательных  процессов  Познавательные УУД Развитие мышления у младших школьников - это залог качественного овладения познавательными УУД Исследования школьного психолога выявили:         Недостаточное владение  навыками мыслительной деятельности Несформирован-ность учебно – познавательных мотивов Трудности произвольной  регуляции учебной деятельности Низкая любознательность и инициатива Систематическая и целенаправленная работа по формированию познавательных УУД

Развитие

познавательных

процессов

Познавательные

УУД

Развитие мышления у младших школьников - это залог качественного овладения познавательными УУД

Исследования школьного психолога выявили:

Недостаточное

владение

навыками

мыслительной

деятельности

Несформирован-ность учебно – познавательных мотивов

Трудности

произвольной

регуляции

учебной

деятельности

Низкая

любознательность

и

инициатива

Систематическая и целенаправленная работа по

формированию познавательных УУД

Теоретическое обоснование системно – деятельностный подход, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина  программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся предложена Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г.Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А.Володарской  поэтапное формирование умственных действий П.Я.Гальперина формирование познавательной активности Н.Ф.Талызиной  формирование интеллектуального базиса  соцализации Л.Н.Захаровой и Р.П.Шинкарюк

Теоретическое обоснование

  • системно – деятельностный подход, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина
  • программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся предложена Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым
  • подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г.Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А.Володарской
  • поэтапное формирование умственных действий П.Я.Гальперина
  • формирование познавательной активности Н.Ф.Талызиной
  • формирование интеллектуального базиса

соцализации Л.Н.Захаровой и Р.П.Шинкарюк

Цель   П овышение качества знаний учащихся по русскому языку и формирование познавательных учебных действий через использование на уроках различных методов и приёмов обучения  Задачи Формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике, морфологии и синтаксисе. 2. Развивать у учащихся познавательные универсальные учебные действия, инициативу, логическое мышление, речь, внимание, память; содействовать развитию успешной личности. 3. Воспитывать интерес к учебной деятельности, к родному языку.

Цель

П овышение качества знаний учащихся по русскому языку и формирование познавательных учебных действий через использование на уроках различных методов и приёмов обучения

Задачи

  • Формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике, морфологии и синтаксисе.

2. Развивать у учащихся познавательные универсальные учебные действия, инициативу, логическое мышление, речь, внимание, память; содействовать развитию успешной личности.

3. Воспитывать интерес к учебной деятельности, к родному языку.

Ведущая педагогическая идея  Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка через внедрение различных методов и средств обучения, сотрудничество педагога и учеников на основе взаимного уважения и доверия, обеспечение успешного учения без принуждения, развитие и саморазвитие каждого ученика на основе его индивидуальных способностей.

Ведущая педагогическая идея

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка через внедрение различных методов и средств обучения, сотрудничество педагога и учеников на основе взаимного уважения и доверия, обеспечение успешного учения без принуждения, развитие и саморазвитие каждого ученика на основе его индивидуальных способностей.

Деятельностный аспект личного вклада  в развитие образования Формирование познавательных универсальных учебных действий Содержание предмета Продуктивные задания Сочетание методов и приёмов  Образовательные технологии деятельностного  типа Сотрудничество педагога и учеников на основе взаимного  уважения и доверия

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

Формирование познавательных универсальных учебных действий

Содержание

предмета

Продуктивные

задания

Сочетание

методов и

приёмов

Образовательные

технологии

деятельностного

типа

Сотрудничество

педагога и учеников

на основе взаимного

уважения и доверия

Деятельностный аспект личного вклада  в развитие образования Образовательные технологии деятельностного типа Компетентно – ориентированное обучение Проблемное  обучение Информационно – коммуникативные технологии Индивидуально – дифференцирован-ный подход Педагогика сотрудничества  Формы организации учебного процесса Фронтальная Групповая Парная Индивидуальная урок нетрадиционный урок внеклассная  работа учебная домашняя работа

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

Образовательные технологии

деятельностного типа

Компетентно –

ориентированное

обучение

Проблемное

обучение

Информационно – коммуникативные

технологии

Индивидуально –

дифференцирован-ный подход

Педагогика

сотрудничества

Формы организации учебного процесса

Фронтальная

Групповая

Парная

Индивидуальная

урок

нетрадиционный урок

внеклассная

работа

учебная

домашняя работа

Диапозон личного вклада педагога  в развитие образования   Решение проблемных  ситуаций Игры и игровые ситуации Упражнения Метод проектов Методы и приёмы развития познавательных УУД Работа с  текстом Приёмы развития понятийного мышления Приёмы развития критического  мышления Работа со  справочными материалами Построение алгоритмов

Диапозон личного вклада педагога в развитие образования

Решение

проблемных

ситуаций

Игры и игровые

ситуации

Упражнения

Метод

проектов

Методы и

приёмы развития

познавательных УУД

Работа с

текстом

Приёмы

развития понятийного

мышления

Приёмы

развития

критического

мышления

Работа со

справочными

материалами

Построение

алгоритмов

Результативность профессиональной  педагогической деятельности Успеваемость и качество обучения по предмету Динамика развития логических УУД Динамика развития общеучебных УУД Динамика развития познавательтных УУД Диагностическая методика  Э.Ф. Замбацявичене

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Успеваемость и качество обучения по предмету

Динамика развития

логических УУД

Динамика развития общеучебных УУД

Динамика развития

познавательтных УУД

Диагностическая методика Э.Ф. Замбацявичене

Выводы по результатам диагностик улучшились количественные и качественные показатели успеваемости учащихся; имеется положительная динамика развития общеучебных и логических навыков у большинства учащихся; по результатам обратной связи можно сделать вывод, что урок, с использованием заданий на развитие познавательных УУД, вызывает позитивное отношение у детей. Продолжить изучать теоретический материал по теме Осуществлять поиск новых приёмов и методов по развитию познавательных УУД Проводить диагностику и анализ результатов

Выводы по результатам диагностик

  • улучшились количественные и качественные показатели успеваемости учащихся;
  • имеется положительная динамика развития общеучебных и логических навыков у большинства учащихся;
  • по результатам обратной связи можно сделать вывод, что урок, с использованием заданий на развитие познавательных УУД, вызывает позитивное отношение у детей.

Продолжить изучать

теоретический

материал по теме

Осуществлять поиск

новых приёмов

и методов по

развитию

познавательных УУД

Проводить диагностику

и анализ результатов

Транслируемость практических достижений Выступление на школьном методическом объединении учителей  начальных классов «Формирование общеучебных  и логических действий у младших школьников» Выступление на педагогическом совете школы «Формирование познавательных УУД на уроках русского языка» Предложенные методы и приёмы работы над формированием познавательных универсальных учебных действий младших школьников можно использовать в рамках любого УМК Данная система работы может быть рекомендована как для начинающих, так и для опытных учителей начальных классов

Транслируемость

практических достижений

Выступление на школьном

методическом объединении

учителей

начальных классов

«Формирование общеучебных

и логических действий

у младших школьников»

Выступление на

педагогическом

совете школы

«Формирование

познавательных УУД

на уроках русского языка»

Предложенные методы и приёмы работы над формированием познавательных универсальных учебных действий младших школьников можно использовать в рамках любого УМК

Данная система работы может быть рекомендована как для начинающих, так и для опытных учителей начальных классов

Меняется мир непрерывно, неспешно. Меняется всё – от концепций до слов. И тот лишь сумеет остаться успешным, Кто сам вместе с миром меняться готов. П.Калита

Меняется мир непрерывно, неспешно.

Меняется всё – от концепций до слов.

И тот лишь сумеет остаться успешным,

Кто сам вместе с миром меняться готов.

П.Калита

Литература

1.Агафонова И.Н. Учимся думать. Сборник занимательных логических задач, текстов, упражнений. Санкт –Петербург: МиМ – Экспресс, 1996.

2.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.

3.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. М., 2001.

4. Деменева Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики: Методическое пособие. –М.:, 2005.

5.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, Владос, 1994г.

6.Кайнова, А.Л. Особенности использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся . Гродно: ГрГУ, 2008.

7.Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В. Рабочие программы 1-4 класс. Русский язык. 2013.

8.Канакина В.П. Методическое пособие с поурочными разработками. – М.: Просвещение, 2013.

9.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. – М., 2006.

10.Овсянникова В.И., Яшина Н.Ю. Развитие логического мышления младших школьников на уроках

русского языка. - Н.Новгород, 2005

11.Речевое развитие младших школьников: коммуникативно – деятельностный подход: сборник статей/ под редакцией С.К.Тивиковой. – Н.Новгород: НИРО, 2011.

12.Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие/ Под редакцией Н.Н.Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013.

13.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988.

14.Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьников»/ Тихомирова Л.Ф. -Академия развития, 1999г

15.Шинкарюк Р.П. Интеллектуальный базис социализации.- Н.Новгород, 2008

16.Фентисова Л. А. « Развитие интеллектуальных умений младших школьников в системе развивающего обучения Л.В.Занкова на основе совершенствования технологии организации урока», из опыта работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!