СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование регулятивных универсальных учебных действий средствами современных образовательных технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целенаправленная планомерная работа по формированию УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых условиях развития общества.

Просмотр содержимого документа
«Формирование регулятивных универсальных учебных действий средствами современных образовательных технологий»

«Формирование регулятивных универсальных учебных действий средствами современных образовательных технологий»

«Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя.»

Николай Васильевич Гоголь!


Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жиз­ни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. ИКТ-компетентность - это способность обучающихся использовать информа­ционные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку постоянно приходится учиться и переучиваться. Стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования выдвигают «Развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий». В широком значении термин «Универсальные учебные действия» и означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебный действий проявляется в том, что они носят над предметный, метапредметный характер, т.е. каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности, обучающихся имеет возможности для формирования универсальных учебных действий.

Иными словами, универсальные учебные действия (далее – УУД) должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

В соответствии с ФГОС в основной образовательной программе представлены четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.

Личностные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

Регулятивные действия обеспечивают обучающимся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность.

Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

  • формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;

  • формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности;

  • УУД могут быть сформированы на основании использования технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся.

Задача учителя состоит в том, чтобы научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимися основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивающих развитие умения самостоятельно искать, находить и усваивать знания, т.е. компетенцию «Научить учиться». Отбор содержания учебных предметов, определение форм и методов обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания имеет определенные возможности для формирования УУД. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:

  • УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
    – коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
    – познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
    – регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности,
    – личностные – определяющие мотивационную ориентацию.

  • Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

  • Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

  • Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

  • Способы учета уровня их сформированности – в требованиях к результатам освоения учебного плана по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

  • Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

  • Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

В каждой школе, каждым педагогом содержание УУД должно варьироваться в зависимости от различных условий: от возраста обучающихся и их индивидуальных особенностей, от класса, от педагогического стиля и приоритетных педагогических подходов учителя, предметной специфики и др.

Рассмотрим деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те УУД, которые могут быть сформированы при правильной организации процесса обучении.

1. Целеполагание.

Учитель подводит обучающихся к осознанию темы, цели и задач урока и их формулированию. Обучающимся важно осознать на данном этапе границы своего знания и незнания. Данная деятельность способствует формированию познавательных, регулятивных (целеполагание), коммуникативных (предметное общение) и личностных (мотивация) УУД.

2. Планирование.

Обучающиеся планируют способы достижения намеченной цели, а учитель оказывает им помощь в этом, советует. При этом у обучающихся формируются регулятивные УУД (планирование).

3. Практическая деятельность обучающихся.

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Здесь возможно использование групповой работы или индивидуальной. Учитель консультирует обучающихся. При этом развиваются познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД.

4. Контроль.

Обучающиеся осуществляют контроль сами (это может быть самоконтроль, взаимоконтроль). Учитель также выполняет роль консультанта.

Формируются УУД: регулятивные (контроля, самоконтроля), коммуникативные.

5. Коррекция деятельности.

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют самостоятельно коррекцию. Задача учителя – оказать необходимую помощь.

Формируются УУД: регулятивные, коммуникативные.

6. Оценивание обучающихся.

Обучающиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, взаимооценка). Учитель консультирует.

Формируются УУД: регулятивные (оценивания, самооценивания), коммуникативные.

7. Итог урока.

Проводится рефлексия. В этой деятельности формируются УУД: регулятивные (саморегуляции), коммуникативные, личностные.

8. Домашнее задание.

Полезно предлагать обучающимся задания на выбор (с учетом индивидуальных возможностей). При этом формируются познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.

Конечно, здесь представлены УУД в обобщенной форме. Но именно такая работа помогает увидеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты можно сформировать, если правильно организовать деятельность обучающихся.

А сейчас рассмотрим более конкретно, какие методы, приемы, средства обучения, формы организации деятельности обучающихся можно использовать при проведении урока, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов.

1.Целеполагание. Ведение проблемного диалога.

2.Планирование. Работа с картой урока.

3. Практическая деятельность обучающихся.

а) Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности обучающихся.

б) Работа по решению проектных задач.

д) Применение словарей, справочников, энциклопедий, ИКТ – технологий.

4. Контроль.

а) Применение методики безотметочного обучения.

б) Самоконтроль и взаимоконтроль по заранее определенным критериям.

5. Коррекция деятельности.

а)Организация взаимопомощи;

б) Использование различных памяток.

6. Оценивание обучающихся.

а) Применение методики безотметочного обучения

б) самоконтроль и взаимоконтроль устных и письменных ответов по критериям, определенным заранее.

6. Домашнее задание.

а)Применение творческих заданий, практико-значимых заданий;
б)Использование дифференцированных заданий.

Безусловно, это не единственные возможности построения урока, направленного на формирование УУД. Новый стандарт, определив требования к образовательным результатам, требует от учителя строить урок по – новому. Однако, если методы работы, которыми пользовался учитель раньше, могут работать на новые результаты, им, безусловно, необходимо найти применение в новой образовательной среде.

Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающегося, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у обучающихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то им будет несложно учиться в основном звене школы.

Для контроля овладения обучающимися УУД, их важно диагностировать (дважды в год). Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий должны учитывать две составляющие:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

  • соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формируются для каждого вида УУД с учетом определенной стадии их развития. Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень выполнения действия, полноту, сознательность, обобщенность, критичность и освоенность. Остановимся на тех позициях, которые мы диагностируем при изучении уровня сформированности УУД младших школьников через выполнение заданий.

Для изучения сформированности познавательных УУД диагностируются умения:

  • определять необходимость и достаточность информации для решения задачи;

  • отбирать источники информации, необходимые для решения задачи;

  • извлекать информацию их текстов, таблиц, схем, иллюстраций;

  • сравнивать и группировать факты и явления;

  • определять причины явлений и событий;

  • делать выводы на основе обобщения знаний;

  • представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм.

Для изучения сформированности регулятивных УУД диагностируются умения:

  • самостоятельно формулировать цель деятельности;

  • составлять план действий;

  • действовать по плану;

  • сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки;

  • проверять и оценивать результаты работы.

Для изучения сформированности коммуникативных УУД диагностируются умения:

  • вычитывать информацию, данную в явном виде;

  • объяснять смысл слов и словосочетаний;

  • вычитывать информацию, данную в неявном виде;

  • понимать смысл текста в целом (главную мысль);

  • истолковывать текст (через творческий пересказ).

Для изучения сформированности личностных УУД диагностируются умения:

  • оценивать поступки с позиции нравственных ценностей;

  • объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей;

  • определять важные для себя и окружающих правила поведения;

  • выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам;

  • отделять оценку поступка от оценки самого человека;

  • определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить, как хороший или плохой).

Нужно помнить, что личностно-ориентирванный подход к диагностике УУД не предполагает сравнения результатов ученика с результатами его одноклассников, а личностные результаты не оцениваются индивидуально, а только в целом по классу.

Результаты диагностики дают возможность учителю определять эффективность реализации образовательного процесса, корректировать при необходимости собственную деятельность и содержание образования, видеть возможности осуществления индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося. Неоднократное проведение диагностики позволяет отслеживать динамику формирования универсальных учебных действий и влиять на их дальнейшее развитие.

Формирование универсальных учебных действий является целена­правленным системным процессом, который реализуется через все пред­метные области и внеурочную деятельность. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в процессе обуче­ния. Мультимедийное сопровождение на уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учи­тель дает возможность каждому ребенку «путешествовать» по миру зна­ний, что дает новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности. Ученик становится активным субъектом учеб­ной деятельности, а учитель выступает в роли помощника, поощряющего оригинальные находки, симулирующего активность, инициативу и само­стоятельность. Уроки с применением ИКТ становятся более эмоционально насыщенными и наиболее наглядными. Включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ способствует закреплению ключевых понятий кур­са, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала. Данный вид работы позволяет детям принимать уча­стие в конкурсах, творческих проектах училищного, районного, всероссий­ского и международного уровней. Решающим фактором развития интеллектуального потенциала ребен­ка выступает организация урочной и внеурочной предметной деятельности с использованием информационных технологий, в ходе которой создаются условия для формирования коммуникативных УУД, обеспечивающих со­циальную компетентность и поисковую активность личности. Использование информационно-коммуникационных технологий позво­ляет сформировать систему теоретических знаний, являющихся основой последующей практической деятельности, предоставляет возможность творческого самовыражения, создает условия для целостного развития ре­бенка, его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы и, в целом, позволяет более эффективно формировать коммуникативную компе­тентность обучающегося и подготовить к реальному взаимодействию с миром.

В заключении необходимо отметить, что, если формированию УУД не уделять должного внимания, это приведет к острым проблемам школьного обучения: несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности значительной части обучающихся, трудностям произвольной регуляции учебной деятельности, низкому уровню общепознавательных и логических действий, трудностям школьной адаптации, росту отклоняющегося поведения. Именно целенаправленная планомерная работа по формированию УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых условиях развития общества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!