Семенова Л.В. Учитель начальных классов МБОУ Воротынская средняя школа
«Формирование регулятивных УУД у младших школьников на уроках математики»
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: под руководством А.Г. Асмолова.
Несмотря на то, что понятие «регулятивные универсальные учебные действия» появилось сравнительно недавно, вопросы формирования способности младших школьников к самоорганизации учебной деятельности неоднократно рассматривались на протяжении последних десятилетий многими учёными (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Э.Ф. Зеер, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн, Л.М. Фридман, А.В. Хуторской, Д.Б. Эльконин и др.).
По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение». Тем не менее проблема поиска средств формирования навыков самоорганизации у младших школьников актуальна и по сей день, а введение нового термина «регулятивные универсальные учебные действия» в ФГОС лишь подтверждает это.
Особый интерес для нашего исследования представляет понятие
«регулятивные универсальные учебные действия».
В определении данного термина также просматривается единая точка зрения разных учёных.
А. А. Леонтьев трактовал понятие следующим образом: «Регулятивные УУД – это самоуправление познавательной и учебной деятельностью, и именно они обеспечивают умение организовывать любую деятельность человека».
Регулятивные УУД – это умение определять цель деятельности .
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.
Т. В. Василенко пояснила понятие «регулятивные действия», как целесообразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, саморегуляция .
Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности.
К регулятивным УУД относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Одной из задач начального обучение является освоение нового вида деятельности – учебной, поэтому в процессе обучения ребенок должен овладеть способами и приемами, которые помогут ему продолжить обучение самостоятельно.
При формировании действий целеполагания учитываю следующие условия:
Побуждение учащихся к достижению цели.
Построение диалога. (Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои).
Принятие учащимися цели. («Зачем?», «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»)
Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные знания?»
Живой интерес вызывает у маленьких школьников при определении цели урока использование фрагментов мультфильмов. Так после просмотра мультфильма «38 попугаев», путем диалога дети формулируют цели: познакомиться с новой единицей длины – дециметром, научиться измерять дециметром, узнать, как соотносится дециметр с сантиметром.
В своей работе по формированию действий целеполагания опираюсь на приёмы организации принятия цели, выделенные к. п. н., доцентом З. А. Кокаревой:
– опора на личный жизненный опыт обучающихся;
– использование занимательного игрового материала;
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
– моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;
– постановка цели, в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.
Работа по удержанию цели
Проговаривание;
Фиксация на доске;
Обращение во время урока к поставленной цели;
Разбивка цели на задачи;
Сформулировать цель при помощи опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться…
Для формирование действия целеполагания использую следующие приёмы:
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого Например, тема урока "Прямоугольник". Далее, от значения слова определяем цель урока.
Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Ситуация Яркого пятна
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Например: Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.
Исключение
Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие. Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Формулируется учебная цель.
Домысливание
1. Предлагается тема урока и слова "помощники": повторим, изучим, узнаем, проверим. С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока. 2.Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?" (63 + 7) : 10 24 : (16 – 4·2) (42 – 12 + 5) : 7 8 ·(7 – 2 · 3)
Проблемная ситуация
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: Самостоятельное решение Коллективная проверка результатов Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения Постановка цели урока.
Приёмы формирования УУД планирования собственной учебной деятельности
работа с деформированным планом урока;
Данный прием можно использовать с обучающимися уже в 1 классе. Детям предлагается восстановить план работы, данный на разрезанных карточках в разбивку. Предложенное задание ребята могут выполнять сначала в группах, затем в парах и потом самостоятельно.
- рисуночный план урока или план урока в виде моделей.
Данный прием используется в первом классе, когда первоклассники еще недостаточно хорошо читают.
Обучающиеся не только составляют план урока, используя рисунки-модели, но поскольку в течение урока я постоянно обращаю их внимание на составленный план, следят за его выполнением, называют следующий этап, анализируют, как прошел предыдущий. План помогает организовать рефлексию в конце урока. Если план урока есть у каждого ученика на столе, рядом со значками плана обучающиеся могут поставить самооценку деятельности, отметить свои достижения и трудности.
план урока в виде цветовой диаграммы;
Такой план урока используется, когда работа идет не по учебнику, а на основе заданий на карточках. Цвета в диаграмме соответствуют цветам карточек. Специальным цветом помечаются задания повышенной сложности. Ученики, выбирая задание, ориентируются на диаграмму. Весьма эффективен и другой прием: ученикам предлагается в начале урока изучить содержание карточек, составить индивидуальный план и по нему работать.
- планирование с использованием опорных слов;
На первом этапе работы помощь в составлении плана урока оказывают опорные слова, например: «изучить…», «узнать…», «учиться…», «сравнить…», «потренироваться», «закрепить…», «оценить»
- планирование с опорой на страницу учебника;
Данный прием используется, если урок строится по учебнику. Я предлагаю ученикам рассмотреть страницу учебника по данной теме и составить план работы на уроке. Если обучающиеся испытывают затруднения, используются опорные слова.
работа с листом продвижения.
Лист продвижения по заданию — это лист, в котором определены этапы работы учащихся, начиная с цели работы, заканчивая оценкой. Лист продвижения помогает учащимся упорядочить работу, контролировать свои шаги. Данный лист используется и для фронтальной работы, и для организации работы в группах, когда учащимся необходимо самостоятельно выполнить ряд действий. Лист продвижения в этом случае выполняет не только функцию планирования, но и контроля.
Прогнозирование – это забегание вперёд, умение увидеть то, что будет, с целью вынесения коррективов в выполнение. Так при обучению письму букв и цифр, мы с детьми прогнозируем, сколько потребуется элементов, для написания, из каких элементов будет состоять буква или цифра, а затем проверяем предположения конструированием. В процессе работы над текстовыми арифметическими задачами использую прием прикидки результата. На этапе осмысления условия задачи учащиеся предполагают, больше или меньше какого–либо из данных чисел должен получиться ответ. После решения мы сравниваем прогноз с ответом.
Прием «Прогнозирование результатов деятельности»
Данный прием используется на этапе или после этапа планирования.
Педагог спрашивает:
«Как вы считаете, с какими трудностями мы можем встретиться при выполнении данной работы (задания, проекта и т.д.)?
Как эти трудности преодолеть?
Каких помощников будем использовать в работе? (справочники, словари, Интернет, помощь взрослого и пр.)
Как думаешь, какой результат может получиться?» и т.д.
Затем организуется обсуждение: оправдался ли прогноз и почему.
Прием прогнозирование по иллюстрации, схеме, рисунку.
Учащимся предлагается рисунок, схема или иллюстрация. Они выдвигают свои теории и предположения о том, что изображено и как это связано с темой урока.
Для формирования действия прогнозирования применяют следующие задания:
Выполняя деление в следующих случаях:
9870 : 35
136576 : 64
95345 : 485
76171 : 19
720036 : 36
ученик в частном получил: 1) трёхзначное число; 2) четырёхзначное число; 3) двухзначное число; 4) четырёхзначное число; 5) трёхзначное число.
В каких случаях частное найдено неверно?
Не выполняя действия деления, укажи, какие из равенств неверны:
116174 : 58 = 20344
172 : 9 = 4908
21476 : 7 = 368
Найди ошибки, не производя вычислений, способом прикидки:
8004 х 9 = 7236
978 х 8 = 73484
4567 х 8 = 325536
= 58464
Не вычисляя, определите, сколько цифр будет в записи значений выражений:
2395 х 3
2395 х 6
12395 х 5
22395 х 5
Упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.
Игра «Лесенка»
Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:
Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан:
Записывая ответ примера на каждой ступеньке,
дети контролируют себя: по порядку ли они идут.
Игра «Число-контролер»
Ученики получают карточки с примерами:
Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать. Сумма всех ответов равняется числу 10.
Коррекция
Оценка
Прием «Выработка критериев оценки»
Учащимся предлагается список критериев оценки выполнения учебных заданий. Предлагается расположить их по порядку: на первом месте самый важный для учащихся критерий, потом менее важный и т. д.
Перечень критериев может включать:
• правильность ответа,
• аккуратность,
• оригинальность способа решения,
• привлечение дополнительной информации сверх программы,
• эрудированность,
• приложенные усилия,
• аргументированность,
• понимание существа проблемы,
• умение доказать свою точку зрения,
• самостоятельность,
• скорость ответа (решения),
• уверенность.
Прием «Выработка критериев оценки»
Учащимся предлагается список критериев оценки выполнения учебных заданий. Предлагается расположить их по порядку: на первом месте самый важный для учащихся критерий, потом менее важный и т. д.
Перечень критериев может включать:
• правильность ответа,
• аккуратность,
• оригинальность способа решения,
• привлечение дополнительной информации сверх программы,
• эрудированность,
• приложенные усилия,
• аргументированность,
• понимание существа проблемы,
• умение доказать свою точку зрения,
• самостоятельность,
• скорость ответа (решения),
• уверенность.
Прием «Три М»
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Прием «Анализ динамики собственных образовательных результатов»
Учебный предмет | Стало лучше | Стало немного лучше | Не заметил изменений | На что обратить внимание |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Прием «Взаимооценка»
Возможные способы оценивания:
1-ый способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.
2-ой способ: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.
Прием «Прогностическая оценка»
Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему. После того, как учащиеся познакомились с заданием, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+» - все знаю, «-» - не знаю, «?» - сомневаюсь.
Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если учащийся оценил себя знаком «+» и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.
Приемы оценочной деятельности (при безотметочном обучении)
Дети в 1 классе оценивают работу по заданным учителем критериям, используя разные знаково-символические средства.
• Лесенка – ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал:
Нижняя – не понял, 2-я ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно.
• Светофор – оценивать выполнение заданий с помощью цветовых сигналов:
Красный – нужна помощь!
Зелёный – я умею сам.
Жёлтый – умею, но не уверен ещё.
• Смайлики – весёлый –я доволен собой (справился с заданием), простой – мне было трудно, но я справился, грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).
Алгоритм самооценки
1. Какова была цель задания?
2. Удалось ли получить результат(решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой выполнено задание?
4. Самостоятельно или с помощью выполнено задание?
Инструкция по развитию самооценки первоклассника
- Даем проявить свою самооценку
- Развиваем эмоциональную рефлексию
- Устанавливаем порядок самооценки
- Учим признавать свои ошибки
- Используем развитое умение самооценки
Волевая саморегуляция
Подборка игр по саморегуляции эмоционального состояния для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
1.«А-а-ах».
( с 6 лет).
Цель: обучение детей умению владеть своими чувствами.
Ход игры: Ведущий кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» с тем, чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить её громким совместным «ах» и мгновенно замолчать.
2.«Гора с плеч».
(с 5 лет.)
Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5—6 раз, и тебе сразу станет легче.
3.«Дыши и думай красиво».
(с 5 лет).
«Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:
— мысленно скажи: «Я — лев», выдохни, вдохни;
— скажи: «Я — птица», выдохни, вдохни;
— скажи: «Я — камень», выдохни, вдохни; — скажи: «Я — цветок», выдохни, вдохни;
— скажи: «Я спокоен», выдохни. Ты действительно успокоишься».
4.«Замри» .
(с 5 лет).
«Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно».
5.«Качели».
(для детей 6-7 лет).
Ребенок стоя качается на качелях. Выразительные движения. 1. Ноги слегка расставить, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. 2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.
Этюд сопровождается музыкой Я. Степовой «На качелях».
6.«Конкурс лентяев».
(для детей 5-6 лет).
Ведущий читает стихотворение В. Викторова:
Хоть и жарко,хоть и зной,
Занят, весь народ лесной.
Лишь барсук —лентяй изрядный
Сладко спит в норе прохладной.
Лежебока видит сон ,будто делом занят он
На заре и на закате все не слезть ему с кровати.
Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или коврик и, пока звучит Песня Д. Кабалевского «Лентяй», стараются как можно глубже расслабиться.
7.«Спящий котенок».
(для детей 3 — 4 лет)
Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).
8.«Кукушонок кланяется».
(для детей 4-5 лет)
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Кукушкин кукушонок в капюшоне смешон.
Этюд сопровождается детской песенкой «Кукушка кукушонку». Во время этюда ребенок наклоняется вперед –вниз без всякого напряжения, затем выпрямляется.
9.«Насос и мяч».
(для детей 6-7 лет).
Играют двое. Один - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух). звуком «с». С каждой подаче воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями.
10.«Очищающее дыхание».
(с 8 лет.)
Цели: Это важная техника на "осознанное" дыхание, соединяющее тело и дух, особенно поможет детям в школе. Если они смогут научиться сосредотачиваться таким способом, то им будет легче настроиться на учителя, на других детей и на то многое, что от них требуется в школе.
Инструкция:
Назовите мне день, в который вы охотно идете в школу... Назовите день, когда вы не очень охотно идете в школу... Назовите ситуацию, в которой вы бываете собранными... Назовите ситуацию, когда вы взволнованы и невнимательны...
Я хочу вам показать, как можно научиться чувствовать себя уверенным, довольным и бодрым...
Сядь, выпрямившись, на стул и держи спину совсем прямо. Положи руки на стол или на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотри в центр своей груди. Вдохни глубоко и выдохни без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит несколько быстрее, чем выдох... Когда ты выдыхаешь, представь себе, что твой выдох долетает до двери нашей комнаты. А когда ты вдыхаешь — не напрягайся, пусть воздух просто снова войдет в твое тело... Если хочешь, можешь своему дыханию придать какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух. И представь себе, что ты выдыхаешь свое беспокойство, свой страх, свое напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный цвет, например, голубой. И представь себе, что ты вдыхаешь спокойствие, уверенность и легкость.
Чтобы дети привыкли к этой релаксационной технике, вы можете ставить классическую инструментальную музыку в стиле барокко или отрывки из Моцарта. Повторите важнейшие пункты инструкции и дайте детям две-три минуты времени на это прекрасное упражнение.
11.«Петрушка прыгает».
(для детей 4-5 лет).
Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой. Выразительные движения: ноги согнуть в коленях, корпус тела слегка наклонить вперед, руки вдоль тела, голову опустить вниз. Этюд сопровождается музыкой Кабалевского «Клоуны».
12.«Просыпайся, третий глаз!»
(для детей с 5 лет).
«Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз...» 6—10 раз.
13.« Пылесос и пылинки».
(для детей 6-7 лет)
Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.
Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.
Игра № 1. «Зайцы в огороде»
Целью проведения первой игры являлось ознакомление детей с играми по правилам, а так же формированию у них таких волевых качеств как, решительность, дисциплинированность, ответственность. Время, отведенное на проведение игры, составило - 20 минут. Нами было использовано следующее оборудование: мел, свисток, карточки с морковками, нарисованные ружья. Ход проведения игры: Перед тем как начать игру, ребятам были озвучены ее правила. «Сторожа», находились во внутреннем круге (огороде), а остальные игроки – «зайцы» во внешнем. Ребятам нужно было прыгать на двух ногах, то в огород, то за его пределы. По сигналу ведущего, «сторожа» ловили зайцев, которые оказались в огороде, стараясь догнать их в пределах внешнего круга. Те ребята, которых удавалось поймать «сторожам» выбывали из игры, и когда все зайцы были пойманы, игра начиналась сначала, при этом «сторожами» выбирались уже другие ребята. Данная игра способствует проявлению фантазии, воображения, а так же таких волевых качеств как, решительность, дисциплинированность, ответственность.
Игра № 2. «Белые медведи»
Данная игра направлена на формирование таких волевых качеств, как решительности, выдержки, настойчивости. Время, отведенное на проведение игры, составило - 35 минут. Нами было использовано следующее оборудование: мел. Ход проведения игры: На площадке, где проходила игра, мы с ребятами очертили синим мелом, сторону, которая представляла собой море, и в другой стороне нарисовали льдину. Для того чтобы начать игру, мы выбрали водящего «белого медведя». Правила игры, которые рассказаны детям, заключались в следующем: «медвежонок» не может выскальзывать из - под рук окружившей его пары, пока его не поймает «медведь». Вводилось ограничение, при ловле запрещалось хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки. Игра начинается с того, что «медведь» рычит: – «Выхожу на ловлю!», и начинает ловить «медвежат». Сначала он ловит одного «медвежонка» и отводит его на льдину, затем занимается ловлей следующего. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. После чего «Медведь» отходит на льдину. Когда два «медвежонка» настигают одного из игроков, они быстро соединяют свободные руки так, чтобы пойманный игрок очутился между руками, и кричат: – «Медведь, на помощь!». Подбегает «Медведь», хватает пойманного «медвежонка» и отводит на льдину. Следующие двое пойманных проделывают ту же работу, берутся за руки и ловят «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата». Тот игрок, которого поймали последним, становится «белым медведем».
Игра 3. «Защита крепости»
Данная игра направлена на формирование таких волевых качеств, как упорства, настойчивости. В ходе игры у детей развивалось внимание. Время, отведенное на проведение игры, составило - 25 минут. Нами было использовано следующее оборудование: мел, волейбольный мяч, кегли. Игра заключалась в следующем, на площадке, где проходила игра, мы начертили большой круг. И все ребята, должны были встать за линию этого круга, смотря в центр. Был выбран водящий игры, За его спиной выстраиваются пять кеглей, это крепость, которую водящий должен защищать. Задачей ребят было, перебрасывая волейбольный мяч между собой, поймать такой момент, когда защитник крепости отвлечется, и ударом мяча сбить кегли, тем самым разрушить крепость. Защитник имеет право отбивать мяч любым способом. Тот, кому удастся разрушить крепость, становится новым защитником.
Игра 4. «Бой петухов» (игра-эстафета)
С помощью проведения данной игры - эстафеты у детей формируются такие волевые качества как настойчивость, упорство, ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность. Время, отведенное на проведение игры, составило - 15 минут. Ход проведения игры: Перед тем, как начать игру - эстафету, ребята разделились на две команды. Выбрали капитана своей команды и придумали название. Затем они становятся в две шеренги друг напротив друга. Между ними чертится большой круг. Капитаны выбирают одного игрока «петуха» и посылают его в круг. «Петухи» должны были встать в круг на одной ноге, подгибая другую, руки держа за спиной. По сигналу «петухи» стараются вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обе ноги. Кому это удается – получает очко для своей команды. Когда все «петухи» приняли участие в игре, то подсчитываются очки.
Игра 5. «Совушка»
Игра формирует у школьников умение двигаться в разных направлениях, контролируя свои движения и не наталкиваясь, друг на друга, совершенствует умение реагировать на сигнал, развивает ориентацию в пространстве, в игре формируются такие волевые качества как сила воли, решительность, самостоятельность, выдержка. Время, отведенное на проведение игры, составило - 25 минут. Ход проведения игры: Для начала, чтобы приступить к игре, среди ребят выбирается «Совушка». Для проведения игры мы выбрали место на площадке, где растут деревья. Игроки расположились произвольно, по ширине всей площадки. А. «Совушка» остается в гнезде. По сигналу ведущего: - «День наступает, всё оживает!» ребята начинали бегать, прыгать, подражая различным животным. По второму сигналу: - «Ночь наступает, всё замирает!» - «Совушка» вылетает из гнезда. Играющие останавливаются, и замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Ребятам важно было сохранить равновесие, не пошевелиться. Заметив шевельнувшегося игрока, «Совушка» брала его за руку и уводила в гнездо. За один полет «Совушки» удавалось поймать двух или трех участников. После чего, «Совушка» возвращалась в своё гнездо, и дети вновь начинали свободно резвиться на площадке. Побеждали игроки, которые не были пойманы ни разу. В этой игре у детей развивалась сила воли.