СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование самооценки детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Даны рекомедации родителям в становлении адекватной  самооценки младшего школьника.

Просмотр содержимого документа
«Формирование самооценки детей младшего школьного возраста»


ЛЕКТОРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


В начальной школе происходит усиленный биологический рост растущего ребенка (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В этот период ребенок начинает понимать самого себя, мотивы и потребности в отношениях между людьми, в этот период очень важно заложить основы для адекватного оценивания себя.

Самооценка – это знание индивида о самом себе и соотношение к себе в их цельности. Самооценка - распознавание ребенком собственных поступков, умений, качеств, мотивов и целей своей манеры действий, осознанное и оценочное к ним отношения. Немалый смысл в усовершенствовании человека имеет умение личности оценить свои силы и ресурсы, умение без помощи других людей ставить перед собой любую цель, соотнесение их с внешними условиями, стремления, правилами окружающей среды».

В психологии отмечают три зоны, в которых осуществляется развитие личности: самосознание, общение, деятельность.

«Самооценка – элемент самосознания, включающий в ряд со знаниями о самом себе, оценки о человеке, нравственных качествах и поступках, своих способностей».

Жизнь школьника приводит к другому расписанию дня, рождает новый круг обязанностей. Возникает необходимость каждый день учиться, вытекающая из многих изменений в жизни ребенка. Расписание дня предполагает вставать в одно и тоже время, своевременно готовить домашнее задание, готовиться к урокам и приносить в школу необходимые принадлежности для занятий, умения состыковывать свои действия с требованиями педагога, с распорядком школы, с действиями и потребностями сверстников. В повседневной жизни первоклассника происходит осознание всего нового и вызывает изменения отношения ребенка ко многому. Поняв, что он является школьником, начинает менять свой образ жизни в различных аспектах. Появляются новые мотивы манер действия – быть прилежным учеником, добиться поощрения педагога. Уроки в школе побуждают и новые переживания – потребности и ожидание победы, и страх поражения. Учащихся начальной школы волнуют замечания педагога, и они стараются приложить усилия для того, чтобы их обойти. Учащиеся обычно с удовольствием подчиняются новому режиму, дают согласие на требования родителей о распорядке дня, досуга, прогулок. Поступая в 1 класс, ребенок ставится в семье в новом положении, среди окружающих и изменяет их отношение к нему – и с этим считаются близкие.

Социум является одним из основных факторов, влияющие на формирование самооценки. Формирование у учащихся нормальной самооценки обусловлено учебной и воспитательной деятельностью.

Семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности. Воспитание детей – сложное, но в то же время благодарное занятие. Родители должны понимать, насколько велика их роль для успешного развития их ребёнка.

Большое значение в становлении самооценки младшего школьника, имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. В данном случае уровень самооценки выступает как показатель нервно-психического здоровья подрастающего поколения. Семья, в первую очередь, может помочь ребёнку преодолеть объективно возникающие трудности.

Самооценка в детстве – это первоначально присвоение ребёнком оценки родителей. Позже самооценка начинает дифференцироваться. Силу набирает стиль воспитания, принятый в семье. Поощрения (подарки, слова ободрения), поддерживая и закрепляя конкретное поведение, работают на формирование позитивной оценки себя, а наказания и игнорирование – на попытку найти поощряемый вариант и негативную оценку себя в настоящем. Если воспитание грешит однообразием, не способствуя различению типов поведения (ребёнок получает только похвалы или только наказания, что бы ни сделал), эта неадекватность переходит в неадекватную самооценку. Помимо действий важны слова, так как то, что говорят родители, проецируя свои ожидания или надежды на ребёнка, также сохраняется в детской памяти. Слова взрослых могут стать путеводителем по жизни в одном случае или вредными советами, где все нужно делать строго наоборот, в другом. На этом этапе детская самооценка зависит от особенностей семейной воспитательной политики.

Низкая самооценка не дает способностям школьника полностью раскрыться. А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребёнок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнёт всё расставлять на свои места.

Часто родители, придумывают, каким должен быть ребёнок в идеале, а когда он не соответствует их мечтам, упрекают его за это, не замечая достоинств, которые просто не были включены в их, родительские, планы. Поэтому, чтобы у ребёнка не воспиталось низкой самооценки и ощущения ущербности, не стоит возлагать на него каких-то огромных надежд, чтобы впоследствии не прийти к разочарованию. И, наоборот, нужно старательно замечать достоинства, открывать в ребёнке ему присущие черты.

Похвала и критика тоже должны иметь разумное соотношение: нельзя всё, что делает ребёнок, безоговорочно хвалить, но и ругать за всё подряд – тоже не стоит. Если критика будет превышать похвалу, то ребёнок начнет избегать общения с родителями. И, критикуя ребёнка (если есть в этом необходимость), нужно найти, за что его можно похвалить, например, за самостоятельность, за ум, силу воли. Более того, в конце разговора нужно выразить искреннюю надежду, что ребёнок понял критику и быстро всё исправит.

Другая ошибка родителей — отсутствие понимания или признания неповторимости своего ребёнка. Большинство родителей уделяют мало внимания чувствам, желаниям и мнениям своих детей. Они воспринимают несогласие либо как личное оскорбление, либо как открытое неуважение к себе. Подобное поведение обусловлено низкой самооценкой и проявляется в потребности всегда быть правым. Такие родители считают, что проблемы существуют только у их детей, тогда как на самом деле они есть и у них, и у их чад.

Некоторые родители, по мнению М. Феннел, высоко ценят деньги и материальное состояние. В такой семье ребёнок отождествляет себя с этими ценностями и попадает в оковы накопительского стиля жизни, требующего от него постоянной борьбы и интриг. По мере того как материализм разрушает в ребёнке восприятие собственного достоинства, он втягивается в погоню за богатством, компенсируя чувство неполноценности. Чрезмерно властные, заботливые или потакающие, родители превращают своего ребёнка в эмоционального калеку. Лишённый побуждения встречать жизненные ситуации с уверенностью и достоинством ребёнок медлит и выбирает путь наименьшего сопротивления. Отсутствие уверенности в своих силах рождает чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.

Особенно аккуратно нужно вести себя с детьми, если их двое и больше. Есть родители, которые откровенно сравнивают детей, ставят одного другим в пример. Таким образом, ребёнок сравнивает себя с детьми такого же возраста, которыми все восхищаются, и страдает от своих воображаемых изъянов. Ребёнок верит, что другие наделены большей силой и уверенностью в себе и пользуются большей популярностью, в результате чего его наполняет разрушительное чувство неполноценности. Это отражается на самооценке ребёнка, вызывает у него чувство зависти, сомнение в родительской любви и откровенную неприязнь к тем, кого постоянно превозносят.

Фактически, самооценка – это разница между собой реальным и собой идеальным, а дети любят создавать себе идеалы. Порой они хотят быть похожими на героев книг или фильмов, но проблема в том, что это недостижимо. В результате разрыв между идеалом и ребёнком настолько велик, что самооценка падает порой до нуля.

Другой личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учёбой со стороны родителей. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребёнка, по мнению Е.Н. Каменской, всё больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребёнка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция, в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребёнка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребёнка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий

Для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на формирование самооценки ребёнка, необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

-принимать активное участие в жизни семьи;

-всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;

-интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

-не оказывать на ребёнка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

-иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;

-уважать право ребёнка на собственное мнение;

-уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку, как к равноправному партнёру, который просто на данный момент обладает меньшим жизненным опытом;

-с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Таким образом, влияние семьи на самооценку младшего школьника трудно переоценить, так как то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей будущей жизни. Поэтому родители должны понимать, как велико значение правильного семейного воспитания в развитии адекватной самооценки ребёнка. А.Н. Букин выделяет три основных стиля воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, – среди которых наиболее успешным считает демократический, или авторитетный, стиль воспитания, так как в нём внимание к личности ребёнка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью, что позволяет детям расти с высокой, но не с завышенной самооценкой.


Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Ребенок начинает вести себя соответственно оценке, думая, что он такой: бесполезный, несимпатичный и бездарный человек. Для формирования адекватной самооценки у учащихся необходимо решить задачи:

1. Понизить степень эмоционального напряжения.

2. Повышение уверенности личности в себе.

3. Совершенствовать способность видеть в себе «хорошее».

4. Усовершенствование навыков общения.

5. Совершенствовать способность видеть позитив в отношения с людьми.

Необходимые условия для формирования адекватной самооценки

у младшего школьника.

У детей с завышенной самооценкой – проводить коррекцию в сторону более критического оценивания учеником своей учебной деятельности, а у детей с заниженной – формировать большую уверенность в себе и своих возможностях. Здесь есть одно обязательное условие: самооценка ученика всегда предшествует оценке учителя. В случае расхождения оценочных суждений ученика и учителя, ребёнок аргументирует свою позицию. Динамику самооценки следует проверять каждые полгода. Очень важным является то, что эффективность учебной деятельности ребёнка зависит как от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, так и от уровня самооценки. И завышенная, и заниженная самооценка негативно сказывается на учебной деятельности школьника. В этих ситуациях у детей пропадает положительная мотивация к обучению, что ведёт к потере интереса к учёбе и к снижению успеваемости. Нежелающий учиться ученик, не достигнет успехов в образовательном процессе.
Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоконтролем. Следовательно, наряду с адекватной самооценкой, необходимо вырабатывать у обучающихся навыки самоконтроля.
1.Анализировать и сравнивать результаты своей деятельности с образцом, находить ошибки, определять причины ошибок и находить способы их исправления;
2.Строить и планировать процесс собственной учебно–познавательной деятельности;
3.Организовывать свою учебно-познавательную деятельность;
Как учитель я систематически анализирую результаты деятельности ученика, создавая положительную психологическую атмосферу, ситуацию успеха. Вы, уважаемые родители знаете, что каждый ребенок ведет Дневник достижений. На каждом уроке ребенок оценивают свою деятельность на уроке по критериям цветами красного, зелёного и желтого цветов. Ученики читают или слушают задание. После этого спрашиваю, какой результат выполнения они планируют получить, дети показывают карточку соответствующего цвета или ставят цветную точку возле номера. Красный цвет обозначает – «я не справился, мне нужна помощь», зелёный цвет – «я все хорошо понял, все получилось, я доволен своей работой», желтый – «я знаю, как выполнить задание, но я сомневаюсь».

В процессе практики уже могу сказать, что этот способ ученикам понятен и очень нравится. Он формирует не только адекватную самооценку, но и навыки самоконтроля.
Ко второму классу у большинства учеников, должна сформироваться адекватная самооценка, а переход к отметочной системе они воспринимают спокойно, без повышения тревожности.

В качестве дополнительного приёма предлагаю и взаимооценку обучающихся. Этот вид работы хорошо развивает навыки контроля, формирует умение работать в паре, взаимопомощь. Как правило, ребёнок лучше анализирует чужую работу. Способствует процессу самоопределения. Также у обучающихся формируется умение доказать и отстоять свою точку зрения.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь вас родители, чтобы были единые требования в школе и дома. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее. Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.


Рекомендация родителям (советы)

1) Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?», «Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д.

 

  1. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.

  2. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях.

  3. Покупайте и дарите книги, пластинки, картины.

  4. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.

  5.  Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки, так как замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.

  6. Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.

  7. Избегайте сравнения своего ребёнка с другими. Пусть он знает, что его любят таким, какой он есть

  8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.

  9. Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.