23.11.2017 г.
Конспект урока по биологии в 11 классе № 20
Тема урока: Из истории сближения генетики и дарвинизма. Формирование синтетической теории эволюции (СТЭ).
Цель урока:
Образовательная: Сформулировать основные положения современной синтетической теории эволюции и дать ей оценку.
Воспитательная: Воспитывать убежденность в возможности познания живой природы, воспитывать уважение к мнению оппонента при обсуждении вопросов эволюции
Развивающая: Развивать познавательный интерес к вопросам эволюции,
развивать интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения противоречивых вопросов СТЭ
Тип урока: обобщающий урок с использованием технологии "критическое мышление"
Оборудование: проектор, справочные материалы.
План урока.
Организационный момент.
Актуализация изучения нового материала.
Дайте определение вида.
Дайте определение понятию «популяция».
Какими параметрами характеризуется каждая популяция?
Назовите условия, необходимые для осуществления эволюции
Мотивация изучения нового материала.
Какие существуют причины изменения численности особей в популяции?
В чем заключается роль мутаций в процессе эволюции?
Изучение нового материала.
Современный мир живой природы очень разнообразен. Он представлен - вирусами и бактериями, растениями и грибами, лишайниками, животными и человеком. Откуда такое многообразие? Кто и как сотворил это чудо?
Креационисты утверждают, сиё - есть результат божественного сотворения. Доказать это с позиции науки невозможно, но и опровергнуть тоже, т.к. процесс сотворения был единожды. Оппозиционеры утверждают, что современный органический мир есть результат эволюционного развития. Первый ученый, который создал научную теорию эволюции был Ч.Дарвин. Давайте вспомним основные положения его теории.
Впоследствии эта теория была дополнена открытиями современных ученых.
Что вам известно о синтетической теории эволюции?
Познакомимся с её положениями на основе презентации.
Ваша цель на уроке - сопоставить положения теории Ч.Дарвина с современными открытиями и попытаться составить современную синтетическую теорию эволюции.
1. Теория эволюции Ч. Дарвина
Единица эволюции – вид
Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор
Приспособленность организмов, образование новых видов возникают в результате накопления видом мелких полезных изменений, которые оказываются полезными в новых условиях среды. Особи с такими изменениями сохраняются и в течение длительного времени, их количество внутри вида возрастает
Результаты эволюции: возникновение приспособлений, образование новых видов, многообразие видов в природе
2. Синтетическая теория эволюции
Минимальная единица эволюции – популяция
Мутации – это главные поставщики эволюционного материала
Миграции, волны жизни - это факторы, которые не направленно меняют генофонд популяций
Естественный отбор обеспечивает избирательное воспроизведение отдельных генотипов в популяции
Эволюция протекает тремя путями – арогенезом, аллогенезом, катогенезом
Эволюция протекает медленно и постепенно, не имеет финала, не обратима
Крупные таксоны образуются в результате макроэволюции под действием ароморфозов
В основе макроэволюции лежат микроэволюционные процессы
Первичное закрепление.
Работа в группах.
а) на втором этапе урока каждая группа выступает у доски, презентуя результаты домашней работы.
Вопросы домашнего задания:
1 группа
Назовите единицу эволюции органического мира. Аргументируйте свой ответ.
2 группа.
Назовите причины эволюции органического мира. Покажите их роль в эволюции.
3 группа.
Выясните направления и пути эволюции органического мира. Дайте им краткую характеристику.
4 группа.
Выявите правила и закономерности эволюции органического мира. На конкретных примерах раскройте их сущность.
5 группа.
Назовите результаты эволюции органического мира. Объясните механизм их формирования.
6 группа - эксперты.
Изучите основные положения современной теории эволюции. Какие вопросы теории вам кажутся спорными?
Выясните их суть у специалистов каждой группы.
По результатам дискуссии сделайте вывод о правомерности полученных результатов СТЭ.
Обсуждение результатов работы ( выступление учащихся от каждой группы (3-5 мин.), по окончании выступления рецензенты задают вопросы по спорным моментам выступления;
учитель предлагает учащимся сравнить СТЭ составленную ими, с теорией эволюции, которая имеет место быть в науке, оценить получившийся результат;
Какое значение имеет СТЭ в общенаучной картине мира? Какие положения теории научно не обоснованы и вызывают сомнения?
Итоги урока.
Оценка полученной теории.
Анализ выступлений учащихся.
Общий вывод по уроку:
До сих пор не утихают споры вокруг теории эволюции. Самым сложным остаётся вопрос о видообразовании, а именно он является основополагающим. Может быть в скором будущем, фундаментальные научные открытия позволят исправить этот недостаток. А пока можно сказать, мы изучаем, скорее философскую доктрину, а не научную теорию. Вопрос образования новых видов открыт! Наука нуждается в великих открытиях.
Домашнее задание:
§ 44, стр. 105, ответить на вопросы
Приложения.
1. Теория эволюции Ч. Дарвина
Единица эволюции – вид
Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор
Приспособленность организмов, образование новых видов возникают в результате накопления видом мелких полезных изменений, которые оказываются полезными в новых условиях среды. Особи с такими изменениями сохраняются и в течение длительного времени, их количество внутри вида возрастает
Результаты эволюции: возникновение приспособлений, образование новых видов, многообразие видов в природе
2. Синтетическая теория эволюции
Минимальная единица эволюции – популяция
Мутации – это главные поставщики эволюционного материала
Миграции, волны жизни - это факторы, которые не направленно меняют генофонд популяций
Естественный отбор обеспечивает избирательное воспроизведение отдельных генотипов в популяции
Эволюция протекает тремя путями – арогенезом, аллогенезом, катогенезом
Эволюция протекает медленно и постепенно, не имеет финала, не обратима
Крупные таксоны образуются в результате макроэволюции под действием ароморфозов
В основе макроэволюции лежат микроэволюционные процессы