СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование технических и технологических компетенций на уроках технологии в рамках реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос о компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире.

Просмотр содержимого документа
«Формирование технических и технологических компетенций на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

ГОКУ«СКШИ г.Черемхово»




Сообщение на семинаре-практикуме учителей СБО, технологии и черчения по проблеме «Технологии обучения и преподавания предметов в условиях перехода на ФГОС»

по теме:

«Формирование технических и технологических компетенций на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»






Подготовила и прочитала

учитель технологии:

Уренцева Е.Д.



Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить, а не ставим

перед ними проблемы, которые надо решить.

Роджер Левин

Вопрос о компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с разработкой новых подходов в преподавании и обучении. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для современной школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач.

В нашей школе в основном уроки технологии имеют профессиональную направленность, поэтому большую роль играет формирование профессиональных компетенций у обучающихся.

Задача профессионального обучения — дать школьникам профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.

Профессионально-трудовую компетенцию учащихся можно представить в виде схемы:

  1. Умение планировать свою деятельность.

  2. Умение самостоятельно (под руководством учителя) выполнять работу для достижения определенного результата.

  3. Умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы.

  4. Умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

  5. Владение различными способами контроля и оценки деятельности.

Относительно моего предмета «технология» – это создание определенного изделия, при изготовлении которого ученики самостоятельно (под руководством учителя) применяют знания, умения, навыки, дает необычное решение.

Основные составляющие деятельности учителя, направленные на создание на уроке технологии «новой образовательной среды»:

  • Дать определенную сумму знаний.

  • Идти от простого к сложному.

  • Много и терпеливо вырабатывать аккуратность, учить видеть красоту.

  • Готовить не ремесленника, а современного работника, знающего свое дело.

  • Создание атмосферы увлеченности.

  • Поощрение за попытки что-то сделать самостоятельно.

  • Демонстрация заинтересованности в успехе обучающихся по достижению поставленных целей.

  • Побуждение к постановке трудных, но реалистичных целей.

  • Побуждение к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих.

  • Создание разных форм мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

  • Создание условий для проявления инициативы на основе собственных представлений.

  • Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы.

  • Учить задавать вопросы и высказывать предположения.

Для самостоятельного выполнения трудового задания выпускницы школы, кроме умения выполнять ручные и машинные швы должны:

  • Разбираться в чертежах и рисунках программного изделия.

  • Знать контурные срезы изделий и их названия.

  • Уметь определять лицевую и изнаночную сторону (изделия) ткани.

  • Определять последовательность выполнения задания.

  • Выполнять задания по инструкции (письменной и устной) и по образцу.

Чтобы успешно подготовить учащихся к профессиональной деятельности, использую в своей работе различные методы и приемы обучения, в том числе индивидуальный и дифференцированный подходы.

Для успешного формирования технологических компетенций у обучающихся большую роль играет использование на уроках технологии наглядность, которая активизирует и направляет практическое мышление учащихся.

Одной из таких наглядностей являются предметно-технологические карты, которые отражают основные этапы изготовления изделия, состоят из предметных образцов, выполняемых операций. Применение технологической карты позволяет более осознанно приступать к практической работе и способствует развитию умения ориентироваться в задании, планировать свои действия, действовать по алгоритму, инструкции, умению пользоваться техническими терминами.

Предметно-технологические карты, содержат предметные образцы с названием технологических операций. Такие карты позволяют учащимся точнее представить предстоящую практическую работу, усвоить более подробный план изготовления изделия, они дают возможность выполнять большее число вариантов упражнений в процессе составления плана работы. Кроме технологических карт использую в своей практике образцы изделий, таблицы, схемы и чертежи.

Немаловажную роль в формировании профессиональных компетенций играет применение современных педагогических технологий. Например, технология проблемного обучения. Проблемное обучение уже при проведении вводного инструктажа заставляет обучающихся включаться в работу: думать, решать, отвечать на вопросы. Проблемные ситуации способствуют формированию навыков самостоятельного поиска, построенного на использовании знаний, опыта. Как подтверждает практика, ошибки, обнаруженные самими учащимися, в дальнейшем ими не повторяются.

Применение технологии проблемного обучения позволяет развивать у школьников творческое мышление, а также способность анализировать и контролировать свою деятельность. Обучающимся становится интересно, появляется уверенность в том, что профессия, которой они овладевают, им по силам. В результате учащиеся легче и успешнее справляются с выполнением заданий.

Также использование на уроках игровых и информационно-коммуникационных технологий повышает интерес к учебному предмету. Применение компьютерных технологий позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание обучающихся, повышает творческий потенциал личности и мотивацию, стимулирует деятельность учителя, упрощая подготовку к занятиям.

Знания, полученные на уроках труда, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач (ориентироваться в полученном задании, планировать и контролировать свою работу).

Трудовые умения и навыки закрепляются во время практической работы и практического повторения. На уроках практического повторения для лучшей социализации учащихся выполняются индивидуальные заказы (в основном это – несложные операции: ремонт одежды, обработка нижнего среза брюк, юбки, платья), заказы школы: пошив штор, покрывал, фартуков.

На своих уроках применяю метод проектаПроект – это итоговая творческая самостоятельная работа учащихся под руководством учителя. 

Цель проектов: способствовать самостоятельному (под руководством учителя) формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности.

Методика творческого проектирования позволяет:

  1. Видеть в каждой ученице, что она умеет и что ей нужно знать (индивидуальный подход).

  2. Учить эстетически оформлять изделие (развитие творчества и инициативы).

  3. Систематически формировать у учениц умения и навыки самостоятельной работы.

  4. Формировать умение активно оценивать качество выполненной работы.

На занятиях работу начинаем со снятия мерок, построения чертежей, знакомимся с правилами раскроя. Затем раскраиваем основу, например, фартука, моделируем. И я стараюсь подвести детей к тому, что по одной основе можно сшить много разных красивых фартуков. После того, как мы их сошьем, то сможем в них дежурить по столовой, т.е. девочки знают для чего нужен этот фартук. В основе этого этапа работы лежит формирование рефлексивной компетентности – это способность человека действовать в соответствии с позициями:

  • Что я делаю?

  • Для чего я это делаю?

  • Как я буду это делать?

  • Что я получу в результате?

Материальные затраты – это основные вопросы, на которые нужно ответить. Проводим экономические расчеты:

  • Какое количество ткани необходимо.

  • Цена ткани.

  • Стоимость отделки.

  • Стоимость ниток.

  • Стоимость работы.

Таким образом, мы сравниваем, сколько стоит, например, пижама в магазине, и во сколько обойдется она нам, и делаем вывод: выгодно или нет шить своими руками. Это служит формированию социальной компетентности – это способность использовать ресурсы социума для решения проблем, т.е. ребенок сам видит выгоду для себя и своей семьи.

В старших классах изучаем более сложные изделия – платье, халат, блузку, которые моделируется и выкраивается по замыслу ученицы. Идет способность к продуктивному решению проблем. Перед детьми ставится проблема: как изменить основу выкройки, чтобы мое изделие было не похоже на изделие подруги. Изучив основы раскроя, моделирования девочки начинают решать проблемы.

На уроке мы работаем с журналами мод, где выбираем модели. Делаем эскиз той модели, которую хотелось бы сшить. Но при этом обязательно разбираем особенности фигуры, выясняем, подойдет ли тебе этот фасон. На занятиях по моделированию мы разбираем еще раз выбранные модели.

Продуктивность творческой работы прямо зависит от эффективности руководства ею со стороны учителя. Руководство творческой деятельностью учащихся требует от учителя соблюдения определенных правил.

Я руководствуюсь следующими:

  1. Прямой зависимости между успеваемостью и достижениями творческой деятельности нет, поэтому нельзя запрещать участие в ней из-за слабой успеваемости.

  2. Учитель не должен навязывать ученику своего мнения. Он может посоветовать, предложить тему, помочь, причем в доброжелательной тактичной форме.

  3. Не надо бояться лишний раз похвалить ученика, тем более, если его работа достойна похвалы.

Если вещь не удалась, следует начинать не с критики, а с разбора того, что в ней есть хорошего, что удалось. Нельзя внушать ученику мысль о том, что он берет работу не по силам. Когда работа закончена (изделие выполнено) дети учатся делать выступление, анализировать свои работы. На данном этапе формируется коммуникативная компетентность – это способность вступать в общение с целью быть понятым.

Таким образом, уже с первых уроков технологии начинается формирование технических и технологических компетенций и самостоятельности.

Потенциал продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность. Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить следующие правила:

  • Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.

  • Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.

  • Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”

  • Помните, что главное умение – это умение, используемое на практике.

  • Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

  • Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем.

  • Чаще показывайте ученикам перспективы иx обучения.

  • Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение знаний.

  • В процессе обучения используйте дифференцированный подход.

  • Учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы.

  • Применяйте ИКТ.

  • Поощряйте работу учеников.

  • Учите так, чтобы ученик понимал, что знание пригодится в жизни.

Эти полезные правила-советы только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, следовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение важнейшей цели – формирования и развития личности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!