Гайнетдинова М.А.
г. Арск, МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1
им. В.Ф. Ежкова с углубленным изучением
отдельных предметов», учитель географии
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Современный этап развития общественных отношений в нашей стране характеризуется нарастанием ряда проблем, в том числе проблем межкультурного и межэтнического взаимодействия представителей различных этносов. Значимость этих проблем обусловлена увеличивающейся мобильностью трудовых мигрантов, как в самой России, так и представителей других этносов из стран бывшего СНГ. Уважение и утверждение культурных различий – высокий уровень поликультурного образования для детей и взрослых. Патриотизм и толерантность в современной России неотделимы друг от друга, т.к. Россия – страна многонациональная. Быть патриотичным - значит быть толерантным.
География - единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящих с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Значение географии определяется огромным воспитательным и развивающим потенциалом, способствующим развитию личности:
- понимание современного мира как многоликого, но единого, неделимого;
- реализация идей гуманизации, проявляющихся в «очеловечивании» географического содержания, рассматривающего природу и хозяйство через человека, формирование «географических образов мест», более глубоким изучением тем, связанных с населением. Учебный предмет «География» представляет собой определённую систему знаний, ценностей и способов деятельности, обеспечивает развитие понимания и принятие учащимися другой культуры, то есть религии, языка, традиций. Носители культуры – это народы, каждый из которых имеет свои традиции и культуру отношений, поведение. На уроках географии я знакомлю учащихся с другими традициями, религией, нормами определённого поведения разных народов, воспитываю патриотизм и толерантность.
Урочная работа, предполагающая изучение учащимися национально-регионального и страноведческого содержания образования, построена на основе единства общечеловеческих и этнокультурных ценностей. На своих уроках географии я стремлюсь показать учащимся, что, соприкасаясь с другой нормой поведения, люди удивляются «чудачествам» другого народа. Например, арабы считают бесстыдством не закрытые лица женщин, а европейцы – многоженство. Такой деликатес корейской кухни, как мясо собаки, приводит кого-то в изумление.
Религиозные и национальные различия породили большинство крупных политических конфликтов в истории человечества. Демонстрация карты «Горячие точки планеты» и объяснение возникновения очагов напряженности приводят учащихся к пониманию серьёзности проблемы.
Для обучающихся важно понимание, что Россия – многонациональное государство. Уроки географии позволяют вводить в мировоззрение учащихся понятие толерантности. В результате проведения такой работы у ребят появляются новые интересные и необычные знания традиций разных народов мира, вырабатывается уважительное отношение к ним, а значит, развивается толерантность.
В школе, где процесс образования идёт на фоне воспитания, где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов, нужна терпимость в отношении друг к другу, невзирая на цвет кожи, социальное положение, разные точки зрения. Поэтому толерантности нужно учить, наравне со своими учебными предметами. Учить принимать других такими, какими они есть. Учить терпимо, умно разрешать конфликты, творчески преобразовывать различия
Для граждан России важно понимание, что Россия – многонациональное государство и многонациональность – специфический фактор формирования и развития. Выпускник школы должен уметь использовать географические знания для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений, особенно для нас, жителей Татарстана. Содержание образования современной школы создает предпосылки для формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной «поликультурной среде», обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, а также формирует и воспитывает навыки толерантного поведения и сознания.
Список использованных источников:
1. Байбородова Л. В. Ярославский «Педагогический вестник №1, Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников, Ярославль, 2003.
2. Максакова В., Полякова С. “Учимся договариваться”, издательство “Магистр”, Москва, 1998.
4. Степанов П.В. Классный руководитель № 3, «Феномен толерантности» автор: « Издательский дом 1 сентября»2004, С. 5–14.