«Формирование ценностного отношения к самостоятельной деятельности у школьников на уроках русского языка».
Подготовила учитель I КК МКОУ «Рыканская СОШ» Новоусманского муниципального района Воронежской области
Седых Татьяна Ивановна
2016год
Приоритетной задачей современной методической науки и практики преподавания русского языка следует признать формирование у школьников представлений о языковом эстетическом идеале. Методологическая наука определяет родной язык как главную духовную ценность народа и основу формирования у школьников ценностного отношения к миру, человеку, родной природе, искусству и к самому языку. Изучение русского языка как национального достояния создаёт условия для формирования у школьников общечеловеческих культурных ценностей.
К.Г. Паустовский говорил о русском языке : «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск». В этом фрагменте заключается яркая характеристика русского языка как эстетического феномена. Действительно, эстетический идеал сознавался многими русскими писателями и поэтами и как недосягаемая вершина и как абсолютная норма. Однако учителя-практики отмечают снижение уровня культуры речи в обществе, а также у учащихся, падение интереса к родному языку, уважительного к нему отношения, изменение языкового эстетического вкуса. Остаётся ряд нерешённых проблем - формирование у учащихся средней школы языкового эстетического идеала, стимулирование потребности учащихся в совершенствовании собственной речи. В научных трудах известных учёных-лингвистов Кулаевой Г.М., Дроздовой О.Е., Купировой Е.А., Суворовой Е.П. мы находим отражение данных проблем и пути их решения. В первую очередь нужно отметить, что отчасти она уже решается в учебниках нового поколения, в которые уже включены сведения о русском языке как средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии, красоте, эстетической ценности русского языка. В сочетании научного подхода и практики решение такой задачи следует связать с работой над созданием у школьников представлений о выразительности русского языка, его уникальной природе. Становится понятно, что «воспитание у школьников ценностного отношения к русскому языку может осуществляться через идею языкового эстетического идеала». Воспитание ценностного отношения к языку будет успешным, если на уроке созданы ситуация, эмоциональный и интеллектуальный фон, сочетание таких форм и методов работы, которые будут способствовать выработке собственной аргументированной позиции учащихся о сохранении русского языка как национального достояния. Приведу в качестве примера урок в 9 классе на тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными». В качестве эпиграфа урока я взяла слова В.Г. Распутина «Пока жив язык, жива и нация». После сообщения темы и цели урока проводится беседа. - Большое значение имеет родной язык в жизни каждого человека. Для нас – русский язык. Ребята, как вы понимаете, что такое «нация»? Давайте посмотрим толкование этого слова в толковом словаре С.И.Ожегова. - Как вы понимаете смысл высказывания В.Распутина, исходя из лексического значения и своего жизненного опыта?
После беседы составляем сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, используя слово «нация». В помощь учащимся я предлагаю схему: [Сущ…, (которую объединяет…), …]. (Общность людей, которую объединяет язык, территория, экономика, культура, называют нацией.) Затем переходим к проверке домашнего задания. Пока один из учащихся воспроизводит таблицу«СПП с придаточными определительными», остальные – пишут самодиктант высказываний о русском языке. 1) Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит. (Д.С. Лихачёв.); 2) Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого остаются в языке – в наследие потомкам. (К.Д. Ушинский.)
Затем проводим самопроверку передачи высказывания, постановки знаков препинания; проводим синтаксический разбор предложений, составляем схемы предложений. (Повествовательное, СПП с придаточным определительным, прикрепляется союзным словом на котором, поясняет существительное язык). […сущ.], (на котором…); (Повествовательное, СCП, с противительным союзом но, значение противопоставления). [ ], но [ ]). Предлагаем учащимся ответить на вопрос: «Что общего и что различного в этих предложениях по структуре и по мысли?» Потом проверяем таблицу, воспроизведённую на доске. (Листочки с таблицей находятся у учащихся на столах).
Вид СПП. Что поясняет придаточное. На какие вопросы отвечает. Союзные слова. Указательные слова. Место придаточной части. Значение придаточной части.
Образцом письменной речи для учащихся служит текст, который в современной методике считается ключевой единицей обучения и предметом анализа. Работе со связным текстом придавали большое значение такие учёные, как Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский и другие. Обращение к тексту позволяет не только улучшить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но воспитать чувство национального достоинства . Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста . Внимание к эстетическим представлениям учащихся, пробуждение у них чуткости к красоте родного слова, несомненно, благотворно скажется на формировании у школьников языкового эстетического идеала и осознанного уважительного отношения к русскому языку как национальному культурному и эстетическому достоянию русского народа.
На уроках русского языка создаются условия для воспитания отношения к родному языку как инструменту познания, творческое владение которым даёт возможность приобщиться к духовным и интеллектуальным ценностям. Считаю, что учебный диалог является одним из главных условий духовно – нравственного развития учащихся. Как особая дидактико-коммуникативная среда учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. В процессе учебного диалога ученики овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия. Такая обучающая среда является развивающей.
Детское творчество неисчерпаемо. Формирование самостоятельности осуществляется эффективно, если обеспечивается постоянная и своевременная диагностика, стимулирование активности школьника в различных видах деятельности, изменение позиции учителя в организации деятельности детей от непосредственного руководства к опосредованному. В первую очередь нужно отметить, что отчасти она уже решается в учебниках нового поколения. В эти учебники и учебные пособия уже включены сведения о русском языке как средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии, красоте, эстетической ценности русского языка и русского слова.
Подводя итог сказанному , я хочу обратить внимание на важность приобщения современного школьника к национальной культуре посредством чтения как важнейшего вида речевой деятельности. Он будет лучше других подготовлен к освоению любых видов деятельности, связанных с получением и восприятием информации, будет относиться к своему языку и культуре как значимой для него ценности.
Список литературы:
Кулаева, Г.М. О формировании у учащихся ценностного отношения к русскому языку. // Русский язык в школе. – 2007. - №8. – С. 3-7.
Дроздова, О.Е. Развитие лингвистической активности школьников в разных предметных областях обучения. // Русский язык в школе. - 2010. - №8. – С. 3-7
Купирова, Е.А., Суворова Е.П. Формирование интеллектуально-речевой культуры – условие становления ученика как субъекта познавательной деятельности. // Русский язык в школе. – 2010. - №10. – С. 3-7.
Паустовский К.Г. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2. М.: Государственное издательство художественной литературы, с.с. 487-699.
Бунин И.А. Повести и рассказы. – Л.: Лениздат, 1985. – 639 с., портр. – (Мастера русской прозы XX века).