«Формирование творческой компетенции
на уроках математики»
«Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет». Леонардо да Винчи
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Лев Николаевич Толстой.
Что такое творчество?
Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
Творчество неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, креативностью.
Творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, лёгкость комбинирования извлекаемой из памяти информации. Творческие возможности зависят не только от умственных способностей, но и от определённых черт характера.
Условия формирования творческой компетенции
- Свободная атмосфера в школе и классе.
- Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь детям.
- Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя.
- Внимание к интересам каждого ученика, его склонностям, здоровью, к его способностям.
Виды творчества на уроке математики
Виды
творчества
«научное»
практическое
художественное
творчество
творчество
творчество
Этапы развития творческой компетенции
- Подготовительный (элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности)
- Исследовательский (творчество в изучении предмета, через решение проблемных ситуаций)
- Самовыражение через различные виды деятельности (например, сочинение «хитрых» задач, математических сказок, составление математических кроссвордов, закономерностей, ребусов)
Творческое развитие доступно каждому ребёнку .
Формированию и развитию творческой компетенции способствует решение задач, в которых от учащихся требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их различные и схожие свойства, а также ставить различные вопросы относительно данного объекта.
1.Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 метров канавы. Сколько землекопов выкопают 100 метров канавы за 100 часов?
2.Пильщики распиливают бревно на метровые обрубки. Длина бревна – 5 метров. Распиловка бревна поперек отнимает каждый раз полторы минуты. Сколько минут потребуется, чтобы распилить все бревно?
3.Пусть записано подряд семь цифр от 1 до 7: 1234567. Как соединить их знаками “плюс” и “минус” так, чтобы получилось 40?
4.Выразите число 100 пятью одинаковыми цифрами. Предложите четыре способа решения.
Развитию творческой компетенции способствует и аналогия.
По аналогии с первой парой подберите недостающее слово в другой паре:
- влево – вправо, вверх - …
- сумма – сложение, частное - …
- квадрат – куб, круг - …
- уменьшаемое – вычитаемое, делимое …
Классификация - следующий прием мышления, способствующий формированию творческой компетенции.
Дайте общее название объектам, входящим в одну группу:
а) прямоугольник, ромб, квадрат – это…
б) 2 и-2; 3 и -3;-1,5 и 1,5 – это…
в) отрезок, луч – это…
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СОФИЗМЫ
ВЕС СЛОНА = ВЕСУ КОМАРА!
Пусть Х-вес слона, а У - вес комара.
Обозначим Х+У=2V
X-2v=-y, x=-y+2v
= y-
x-v=y-v
x=y
РАЗБЕРИТЕСЬ – КА, В ЧЕМ ТУТ ДЕЛО?
РЕБУСЫ
Поверхность
Точка
Конус
Задачи со спичками
П ередвиньте 1 спичку так, чтобы получилось 4 идентичных треугольника.
Бокал составлен из четырех спичек. Внутри него - вишенка.
Как нужно переместить "бокал", переложив две спички,
чтобы вишенка оказалась снаружи?
Задачи на разрезание
Попробуйте разрезать изображенную на рисунке фигуру
на 3 равные по форме части
Крестик из пяти клеток, показанный на рисунке требуется разрезать (можно резать сами клетки) на такие части, из которых можно было бы сложить квадрат .
«Развивающие каноны — это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями».
Утро
80
День
90
о
з
п
о
Вечер
100
?
?
Утро
День
з
Вечер
о
?
Улыбнитесь…
Математическая поэзия
Пушкин
17 30 48
47 3 9 5
140 10 01
3 4 20
126 138
220 305
2 105 17?
140 3 501
Маяковский
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Крошка сын к отцу пришёл
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
И что такое плохо?
В заключении…
Работа над развитием творческих способностей у детей должна быть длительной и целенаправленной. Конечно, умственную самостоятельность и «смекалку» нельзя ни «вдолбить», ни «вложить» ни в чью голову. Результаты будут видны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в легкой и приятной форме, на предметах и примерах обыденной и повседневной обстановки, подобранные с надлежащим остроумием и занимательностью.
«Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи».
К.Г. Паустовский
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!