ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ
С ПРОШЛЫМ И НАСТОЯЩИМ МАЛОЙ РОДИНЫ
Е.А.Митрофанова, педагог-психолог
Ю.В. Бельш, инструктор по ФК
И.В. Логинова, музыкальный руководитель
МА ДОУ «Детский сад № 29», г. Краснотурьинск
Основополагающая идея государственных документов: закона «Об образование в Российской Федерации» («О национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года»), программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2025 годы», – органическое единство интересов человека, семьи, общества и государства в деле воспитания гражданина России, патриота, активного члена гражданского общества.
Патриотизм – это любовь к Родине, большой и малой, к родной природе, к своему народу, это готовность верно служить делу их процветания, любить свой дом, защищать его. С чего начинается Родина…? Родина для ребёнка, как впрочем, и для каждого из нас, начинается с улицы, на которой он родился, с места, где находится его отчий дом. От первой улыбки ребёнка в ответ на нежность, ласку и заботу матери, через любовь к семье, своему детскому саду, к своему городу (его красоте, и уважение к жителям, её сохранившим и приумножившим) постепенно растёт и чувство привязанности к родному краю. Формируя и воспитывая любовь к малой Родине, мы развиваем у подрастающего поколения любовью к большой стране России.
Воспитывая любовь к родному краю, необходимо подвести детей к пониманию того, что их город (деревня, посёлок) – это частичка Родины, так как и в больших, и в маленьких местах есть много общего. Все люди, с маленького ли хутора или же из столицы, все кто хочет, чтобы Отчизна становилась всё краше и сильнее трудятся (учителя, врачи, воспитатели, строители и т.д.) на благо не только себя и своей семьи, но и для общего благосостояния и укрепления авторитета своей страны в мире. Повсюду живут люди разных национальностей, помогают друг другу, не забывая о своих корнях, стараются не принижать значимость традиций другого народа и соблюдать общечеловеческие законы общения и проживания на одной земле. Помнят и чтят героев, защитивших от врагов Родину, отмечают общие профессиональные, общественные и внутрисемейные праздники. А главное, радуются да и печалятся по одним и тем же поводам. Всех их заботит то, будут ли их дети здоровыми, умными и счастливыми, будут ли они жить в мире и достатке, не зная бед и тягот войны.
В период дошкольного детства закладываются основы будущей личности ребёнка и именно, на личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Сущность организации нравственно-патриотического воспитания на примере развития любви к своему родному городу состоит в воспитании у детей дошкольного возраста патриотизма в единстве трех его компонентов:
– когнитивного компонента, посредством расширения представлений и понятий о Краснотурьинске, традициях национальностей его населяющих, истории, гербе; углубления знаний о природе родного края, в том числе о полезных ископаемых, добываемых на территории городского округа; формирования правильных взглядов на факты общественной жизни малой Родины;
– эмоционального компонента – это любовь к родной природе (через восприятие её красоты к возникновению желания беречь и охранять), любовь к родному городу и развитие чувства сопереживания людям в нём проживающим; развитие чувства гордости, в связи с трудовыми достижениями краснотурьинцев и их успехами в спорте и культурной жизни; воспитание уважения к прошлому и деятельное переживание за его настоящее и будущее (появление личной мотивации к участию в жизни Краснотурьинска);
– поведенческого компонента, через осознание деятельности, приносящей пользу горожанам и городу (проявление заботы к младшим и старшим в семье, оказание помощи, в ней нуждающимся, в том числе птицам и животным, готовность «делами за слова в ответе быть»; формирование бережного отношения к природе, вещам, общественному и личному имуществу, и мнению); развитие способностей и умений в продуктивных видах деятельности отразить чувства, связанные с проявлением патриотизма, а в будущем, способствующим возникновению стремления приумножать богатства родного края).
Работа по формированию у воспитанников в ДОО патриотических чувств к малой Родине является организованной, систематизированной и целенаправленной. Осуществляется это направление нравственно-патриотического воспитания в МА ДОУ «Детский сад № 29», г.о. Краснотурьинск, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослых и детей, а также в сотрудничестве и партнерстве в разных видах и формах детской деятельности посредством использования следующих форм и методов работы:
– наблюдения – за объектами и явлениями живой и неживой природы, за трудом людей, событиями, происходящими в общественной и культурной жизни города Краснотурьинска;
– целевые прогулки и экскурсии по улицам родного города, к памятным местам и в природу, посещение Краеведческого музея, Дома-музея А.С. Попова, Фёдоровского музея и Музея боевой славы, Выставочного зала;
– рассказ воспитателя (родителя), встречи и беседы с представителями: старшего поколения//какой-либо профессии//обладателями каких-либо способностей, преуспевших в их развитие//почётными горожанами, героями ВОВ и участниками миротворческих акций);
– рассматривание готовых альбомов, фотографий и картин «Краснотурьинск», «Природа родного края», «Наши достопримечательности», «Градообразующие предприятия города Краснотурьинска» и, создание собственных художественных работ в различной технике «Моя семья живёт в Краснотурьинске», «Флора и фауна окрестностей Краснотурьинска», «Большие люди из маленького Ленинграда», «Мой любимый город», «Праздники родного города» и др.;
– чтение художественных произведений о родном городе и об Урале и, в том числе поэтов и писателей Краснотурьинска (посещение читательских встреч в Центральной детской библиотеке);
– знакомство с народным творчеством (сказками, песнями, танцами, ремёслами) и самобытностью национальных культур; участие детского сада в городском фестивале «Многонациональный Краснотурьинск»: фотовыставках и видео презентациях «Живут народы разные», «История ДОУ в истории города», «Блюда национальной кухни Краснотурьинска» и др.; подготовка вокальных и хореографических номеров и их художественное оформление; организация спортивно-развлекательного мероприятия «Игры народов Урала» на базе ДОУ, а затем, в рамках фестивального движения, среди дошкольных учреждений города;
– организация развивающей предметно-пространственной среды группы и детского сада (оформление выставок с информацией об истории города, мини-музеев, отражающих разнообразие культурных традиций Краснотурьинска; изготовление предметов быта, одежды для «кукол разной национальностей»);
– создание детьми (самостоятельно, совместно с другими детьми и (или) с педагогами//родителями) творческих проектов, с применением умений и навыков в различных видах предметно-практической деятельности (в изобразительной деятельности, конструировании, моделировании, сочинительстве, дидактических играх, художественном труде, труде в природе, исследованиях и т.д);
– организация на территории детского сада квест-игр экологического содержания и, игр по пространственному ориентированию, с элементами геокэшинга;
– очное и заочное участие в детских проектах Краснотурьинской станции юного натуралиста, с целью изучения природного богатства и многообразия, географии окрестностей малой Родины;
– ознакомление детей с государственными, общественно значимыми, и народными календарными, праздниками; проведение мероприятий, в том числе «Дня города» и дни рождения улиц, фестиваль «Мы всё можем» (для детей с ОВЗ и детей-инвалидов);
– приглашение к взаимодействию творческих коллективов города: ансамбля «Зоренька» и «Верея» – знакомство детей с русской народно песней и казачьими игрищами;
– участие ДО в городских мероприятиях нравственно-патриотической направленности, знакомящих воспитанников военными профессиями и воспитывающих такие качества, как смелость, ловкость, товарищество; дисциплинированность; мероприятий (военно-спортивная игра «Зарничка», военно-полевые сборы), где от внешних представлений о Вооружённых силах страны дети дошкольного возраста приходят к пониманию более существенного – патриотизма советских воинов, их готовности защищать Родину, постоянного совершенствуя силу духа и боевую выучку;
– участие в социальных (природоохранных, культурных, спортивных, др.) акциях в жизни города «Мой родной Краснотурьинск», «Бессмертный полк», «Окна Победы», «Флэшмоб "Вперёд, Россия!"», «Фотография в триколоре на фоне достопримечательностей Краснотурьинска», фотоконкурсе «Мой любимый музейный экспонат», посвященный 125-летию Краснотурьинского краеведческого музея, «Открытие городской набережной», «Открытие Бурундук-парка», «Минуты спорта!», «Светлая пасха», «Лапа помощи», «Посади дерево», концерты в «Обществе слепых», «Краснотурьинск будущего – рисуют дети», «Супер-игрушка» (изготовление новогодних игрушек на главную городскую ёлку» и др..
Используются различные формы методической и организационной работы, которые обеспечивают переход педагогов ДОУ № 29 на новый уровень понимания необходимости приобретения теоретических знаний, практических умений, способности к моделированию единой системы комплексно-тематического планирования по нравственно-патриотическому воспитанию, с интеграцией содержания образовательных областей и детской деятельности.
Важным также является тесное взаимодействие с родителями воспитанников, так как именно в семье закладываются основы патриотизма. Для них организуются: открытые мероприятия, презентация опыта семейного воспитания, лекции, конференции, и др.. Вместе с ними, совместные экскурсии, фотоконкурсы, досуги, праздники, проекты. С их помощью, развивающая предметно-пространственная среда группы и детского сада, благоустройство территории ДОУ, экскурсии по родному городу, посещение отдельных производственных предприятий и общественных учреждений Краснотурьинска и т.д.
Организация доступной дошкольному возрасту деятельности, с усилением нравственно-патриотической направленности, помогает развивать у воспитанников умения заботиться об окружающей природе, близких людях, оказывать помощь, проявлять дружелюбие, считаться с интересами других людей, договариваться со сверстниками, анализировать свои и чужие поступки. Способствует, на основе приобретенных детьми представлений и знаний о жизни города Краснотурьинска, формированию у них положительного эмоционального отношения к воспринимаемой действительности: интереса, живого эмоционального отклика, эмоционально-положительного отношения к социальному миру; активной включенности в доступные общественные события, традиции, праздники, в созидательную продуктивную деятельность.
Выстроенная система нравственно-патриотической работы в МА ДОУ «Детский сад № 29», г.о. Краснотурьинск, отражает, последовательность и постепенность введения детей в многообразный, многогранный и многоликий социальный окружающий мир с направленностью на формирование целостного образа малой Родины, развитию у детей дошкольного возраста чувства патриотизма.
Список источников
Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду – М.: Аркти, 2010.
Воронов Г.И., Кайёта Г.М. Краснотурьинск – Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, серия «Города нашего края»,1978.
Затулина Г.Я. Россия – Родина моя. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: метод. рекомендации – М.: Центр педагогического образования, 2017.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2025 годы» (Постановление правительства РФ от 05.10.2019 №795).
Краснотурьинск: малая краеведч. энцикл. (ред.-сост. Степанова И.П.). – Екатеринбург, 2004.4.
Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой практико-ориентированный проект – Волгоград: Учитель, 2016.
Наборы открыток о Краснотурьинске (изд-во разных лет).
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Вераксы, Н.Е., Комаровой, Т.С., Васильевой, М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
Подборка статей о Краснотурьинске (из местных периодических изданий): газеты «Вечерний Краснотурьинск», «Заря Урала».
ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).