Просмотр содержимого документа
«Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни»
Первое условие - гигиеническая организованная, социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении
Второе условие - воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни по специальной обучающей программе, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек: ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям.
Третье условие - формирования у детей потребности в здоровом образе жизни, овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.
Четвертое условие - формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Создания взрослыми ситуаций для проявления детьми своих растущих физических возможностей.
Основные компоненты здорового образа жизни: - рациональный режим дня. - правильное питание. - рациональная двигательная активность. - закаливание организма. - сохранение стабильного психо-эмоционального состояния
Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие. При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил: 1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). 2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели. 3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах. 4. Формирование культурно-гигиенических навыков. 5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов. 6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Основные принципы рационального питания : 1. Обеспечение баланса 2. Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах. 3. соблюдение режима питания .
Основными условиями формирования двигательной культуры являются: 1. Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий. 2. Развитие воображения при выполнении двигательных действий. 3. Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры. 4. Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и формирует способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления.
Психоэмоциональное состояние является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций .
Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников
- направленность воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);
- комплекс оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
- создание оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
- формирование подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
Планомерное сохранение и развитие здоровья необходимо осуществлять по нескольким направлениям
1. Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.).
2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка: - психологически комфортная организация режимных моментов; - оптимальный двигательный режим; - правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок; - использование приемов релаксации в режиме дня; - применение необходимых средств и методов, элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия.
Оздоровительная направленность воспитательно - образовательного процесса: - учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения; - создание условий для оздоровительных режимов; - бережное отношение к нервной системе ребенка; - учет его индивидуальных способностей и интересов; - предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; - ориентация на зону ближайшего развития ребенка