СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у младших школьников сознательного отношения к учению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование у младших школьников сознательного отношения к учению»

Эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета физиологических и психологических особенностей ребенка. Еще К.Д.Ушинский писал: «Изучение педагогики предполагает уже некоторое предварительное знакомство с устройством и законами жизни и развития человеческого организма, изучение педагогики предполагает уже некоторое предварительное знакомство с физиологией и психологией. Без этого сколько-нибудь рациональное преподавание педагогики невозможно». При этом К.Д.Ушинский подчеркивал, что конкретные практические рекомендации педагогами должны «выводиться из обширного и глубокого знания анатомии, физиологии и патологии».

Эти положения, которые высказывал выдающийся педагог, в настоящее время являются особенно актуальными. С одной стороны, непрерывное увеличение объема и сложности учебного материала, интенсификация учебного процесса требуют мобилизации психофизиологических возможностей школьников, поэтому педагог должен четко представлять себе уровень этих возможностей и уметь максимально их использовать. С другой стороны, в последние годы наблюдается тотальное ухудшение состояния здоровья детского населения, следовательно, построение учебного процесса требует от учителя глубоких знаний физиологии и гигиены ребенка.

Здоровье, которое понимается как интегральная характеристика физиологического, психического и функционального развития ребенка с высоким уровнем адаптированности к среде, – основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно и полностью овладеть школьной программой без чрезмерного напряжения. Снижение уровня здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма ученика.

Охрана и укрепление здоровья – важнейшего из жизненных приоритетов – является одной из насущных проблем нашего общества. Как показывают данные медиков, уже в дошкольном возрасте около 2/3 детей имеют различные патологии. Переход ребенка к режиму школьного обучения вызывает глубокую функциональную перестройку в его организме, причем у многих детей при этом страдает здоровье. За последние 10 лет отмечено сокращение числа здоровых детей в 4–5 раз. Официальная статистика за последние 5 лет отмечает ухудшение здоровья наших школьников на 47%.

Конечно, причины снижения уровня здоровья многообразны: это и отягощенная наследственность, и экологические проблемы, и социальный кризис. Однако влияние школы, где ребенок проводит около 70% своего времени, на растущий и развивающийся организм выражено особенно сильно. Еще в XIX веке сформировалось представление о так называемых «школьных болезнях». Один из основоположников отечественной гигиенической науки Ф.Ф. Эрисман писал о нарушениях здоровья, причиной которых является обстановка в учебных заведениях: «Мы видели, что у ребенка появляется неправильное кровообращение, что его питание страдает, что он делается кривым и близоруким... в течение школьной жизни дитя нередко становится и умственным калекой».

Современная школа с ее повышенными физическими и психическими нагрузками зачастую оказывает на ослабленный организм детей особенно резкое отрицательное воздействие, вызывая дезадаптацию, хроническое переутомление, провоцируя рост заболеваний. Не случайно уже на протяжении младшего школьного возраста резко увеличивается число детей, имеющих хроническую патологию. В стремлении интенсифицировать процесс обучения, реализовать свои узкопрофессиональные, дидактические цели педагоги нередко создают условия, при которых возникает перенапряжение функциональных систем организма ученика, что и приводит к неблагоприятным последствиям. Характерно, что учебная задача при этом неизбежно оказывается не выполненной.

Влияние учебных нагрузок и условий школьной жизни на организм может быть как прямым – непосредственно воздействующим на вегетативные системы жизнеобеспечения, так и опосредованным, – воздействующим на психику, регуляторные системы ребенка. Возникающее в учебном процессе нервно-психическое напряжение вместе с другими неблагоприятными социальными факторами в современном обществе может вызывать у детей со сниженными психофизиологическими возможностями срывы адаптации, что проявляется, в частности, в большом числе невротических реакций.

То, что именно условия школьной жизни являются основным фактором, формирующим здоровье детей, доказывается тем, что в специализированных школах, гимназиях с углубленным изучением ряда предметов и, соответственно, с большей нагрузкой на организм состояние здоровья детей, как правило, хуже, чем в обычных школах. В целом, по анализу специалистов НИИ возрастной физиологии, в 2001 году до 96% выпускников школ имели какие-либо нарушения здоровья. В некоторых регионах Украины практически здоровыми остаются не более 2–3% учащихся.

К призывному возрасту, по данным Института гигиены детей и подростков, если пользоваться мировыми стандартами при оценке здоровья юношей, только 20% из них могут служить в армии. Что касается девушек, то до 70–75% нуждается в оздоровлении и 20% имеют проблемы, связанные с нарушениями репродуктивной системы. Таким образом, новое поколение родителей имеет специфические характеристики здоровья, несущие повышенную угрозу для здоровья следующих поколений. Педиатры указывают: около 70% современных детей рождаются физиологически незрелыми, что резко снижает уровень их адаптивных возможностей и увеличивает вероятность заболеваний. Итак, круг замыкается.

Опора на здоровье сберегающие, естественнонаучные принципы при организации учебно-воспитательного процесса помогает, кроме того, повысить качество усвоения знаний, так как оптимальное протекание функций организма обеспечивает высокую работоспособность и комфортное состояние школьника. Практика подтверждает успешность обучения, которое максимально приспособлено к психофизиологической природе ребенка и дается приемлемой адаптационной «ценой».

Наконец, организация жизнедеятельности школьника с позиций сохранения и укрепления здоровья способствует формированию у детей культуры здоровья как естественной составной части общей культуры, то есть важна в контексте становления личности ребенка.

Сегодня широко высказывается мысль о необходимости изменения системы школьного образования, с тем чтобы она вызывала подлинный интерес и истинную активность учащихся и укрепляла, формировала их здоровье . Переход на двенадцатилетнее образование дает хороший шанс изменить школьную ситуацию, решить задачи оптимальной организации учебного процесса, нормализации объема и интенсивности учебных нагрузок. Личностная ориентация образования, которая декларируется в новой концепции, прежде всего должна предусматривать индивидуализацию обучения детей с ослабленным здоровьем. Образовательные программы, построенные с учетом этого фактора, становятся здоровьесберегающими. Широкое использование этих программ, разноуровневое освоение учебного материала, позволят полнее удовлетворить требования инвариантной части учебных планов и программ (образовательный стандарт) по формированию социально востребуемых качеств личности и организма человека. Вариативность, разнообразие возможных подходов и методических приемов открывают простор для творческого поиска способов более полного решения проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся.

Применение здоровьесберегающих принципов и методов обеспечения педагогической деятельности требует от учителя достаточно глубоких и обширных знаний физиологических и психологических закономерностей роста и развития детей, ясного представления о физиолого-гигиенических нормативах и требованиях к среде обучения, умения грамотно применять методы диагностики и, когда это необходимо, прибегать к коррекции состояния учеников. Без этого нельзя повысить эффективность и качество усвоения знаний, не может быть и речи об индивидуализации и гуманизации процесса обучения. Усилия по внедрению даже самых передовых педагогических технологий не принесут результатов, если школьники, например, будут перегружены чрезмерно большим объемом домашних заданий.

При этом надо заметить, что естественнонаучно обоснованная система школьного образования помогает снизить уровень напряженности учительского труда, сделать его менее стрессогенным, так как состояние детей в этих условиях комфортно, их реакции и поведение адекватны обстоятельствам и легкоуправляемы. А ведь в современной школе, как показывают исследования, 85% учителей испытывают состояние устойчивого стресса, что является причиной неврозов и различных психосоматических заболеваний. Проявления невротических реакций у учителей негативно сказываются на их отношениях с учениками, что увеличивает риск дезадаптации школьников, а это, в свою очередь, вызывает необходимость дополнительных педагогических усилий для нормализации психологической атмосферы.

Главные идеи, лежащие в основе здоровьесберегающих принципов обучения и воспитания, достаточно просты, так как вытекают из естественных проявлений и закономерностей жизнедеятельности. Они не новы и в той или иной мере применяются в педагогической практике, однако, как правило, на интуитивном, эмпирическом уровне, без четкого осознания их значения, места в общей системе педагогических мероприятий, специфики использования.

Перечислим важнейшие требования к организации сохраняющего здоровье, способствующего нормальному развитию детей учебно-воспитательного процесса:

Контроль за состоянием здоровья и особенностями развития ребенка как показателями уровня функционального благополучия;

соответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным функциональным возможностям организма школьника;

рациональный режим труда и отдыха с гигиенически полноценным сном и достаточным пребыванием на свежем воздухе;

организация характера и режима учебных занятий с учетом динамики умственной работоспособности учащихся (как отражения функционального состояния организма ребенка) в течение учебного дня, недели, года;

соответствие условий среды, в которой осуществляется учебный процесс (микроклимат, уровень освещения, школьное оборудование), гигиеническим нормативам и требованиям;

учет особенностей адаптации детей к условиям школьного обучения;

повышение двигательной активности учащихся;

поддержание правильной рабочей позы при любых видах деятельности;

создание благоприятной психологической атмосферы, положительного эмоционального фона в течение учебного процесса;

нормализация деятельности зрительного анализатора как основного канала получения информации об окружающем мире.

Учебные методики и технологии только тогда становятся по-настоящему эффективными (и при этом здоровье сберегающими), когда учитывают биологическую природу ребенка. Необходимо иметь правильное представление об особенностях жизнедеятельности организма школьника. Так, нормальное существование человека, поддержание и укрепление его здоровья немыслимы без организации сбалансированного, рационального питания, поэтому внимание к характеру питания школьника благоприятно скажется на успешности учебной деятельности. Очень полезно в целях предупреждения расстройств психического и физического здоровья, лучшей адаптации к школьным нагрузкам обучать детей навыкам саморегуляции психоэмоционального состояния.

Особенно важно ввиду ограниченных возрастных функциональных возможностей ребенка и повышенной ранимости его организма создание здоровой развивающей среды обучения в начальной школе. Именно в этот период формируются основные стереотипы учебной и внеучебной деятельности, и потому так необходимо с самого начала правильно организовать все стороны жизни ребенка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!