СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у младших школьников умений коммуникативного взаимодействия на уроках литературного чтения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  

Просмотр содержимого документа
«Формирование у младших школьников умений коммуникативного взаимодействия на уроках литературного чтения»

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ



Одной из главных проблем методики преподавания и обучения младших школьников является помощь индивидам в их становлении, а также помощь в овладении способами общения и взаимодействия с одноклассниками, преподавателями, взрослыми, а также помощь при коммуникации с художественным текстом.

Согласно суждению А.Г. Асмолова и Н. В. Буренковой, коммуникативные воздействия можно поделить на 3 категории в соответствии с 3-мя главными направлениями коммуникативной работы: общение – взаимодействие, общение – совместная работа (объединение), общение – формирование внутренних структур психики. Общение в процессе совместной деятельности формирует умение младшего школьника устанавливать контакты, налаживать взаимоотношения с ровесниками и взрослыми, формировать позитивное отношение к общению с другими индивидами, отмеченное направленностью на собеседника, способностью его выслушивать и слышать то, о чем он говорит.

Коммуникация как объединение – процесс, в котором происходит овладение универсальными учебными действиями, координирующими действия, направленные на достижение единых целей общения. Важными критериями такого рода работы считается направленность на собеседника в процессе совместной деятельности [1, с. 77].

Общение как критерий формирования психики индивида – это коммуникативно-речевые действия, предназначенные для передачи данных прочим индивидам и развития рефлексии (интериоризация – перенесение из внешнего мира во внутренний, понимание приобретенного от других индивидов в процессе общения и овладение приобретенными знаниями).

Отсюда следует, что развитие коммуникативных способностей у младших школьников считается главным направлением в образовании, начиная уже с первого класса. Данное развитие проходит во время уроков чтения на литературе, которое положительно действует на процесс развития коммуникативных способностей, потому как вводит обучающихся в интенсивное речевое взаимодействие в процессе чтения текстов и обсуждения разных житейских и литературных ситуаций.

Работа с художественными текстами – фундамент в развитии способности к совместной деятельности и общению со сверстниками и взрослыми, поскольку в процессе анализирования литературного текста младшие школьники сосредоточены на героях произведения и друг друге. Обучение общению со сверстниками в процессе работы на уроках литературы гарантирует улучшение основных типов вербальной деятельности (способность слушать, читать, говорить и писать). Литературное чтение способствует решению вышеназванных проблем и дает возможность вводить школьников в интенсивное речевое взаимодействие в процессе чтения и анализа произведений и оговаривании разных жизненных и литературных ситуаций.

Исследование методики преподавания литературы позволяет подчеркнуть соответствующие способности общения в процессе совместной работы, возникающие у младших школьников в процессе чтения художественных текстов: способность выражать свое суждение и позицию; способность задавать вопросы; способность высказывать свои мысли ясно и доступно; способность создавать логически правильное утверждение; способность общаться в соответствии с грамматическими и синтаксическими правилами русского языка; способность выслушивать индивида, с которым ведется разговор [2, с. 110].

Профессионализм и правильность в процессе коммуникации на сегодняшний день считаются условием преуспевания в любой области жизнедеятельности. Недостаток общедоступных умений коммуникации приводит к большому количеству инцидентов внутри семьи и в классе при коллективной работе. Для того чтобы оставаться успешным, необходимо являться общительным и активным, общественно осведомленным, наиболее приспособленным к общественной реальности, способным результативно работать совместно с другими индивидами и регулировать ход коммуникации.

Безусловно, уже ко времени прихода в среднее учебное заведение дети осведомлены о том, как строится речь и взаимодействие с другими индивидами. Несмотря на это, степень формирования подлинного речевого уровня младших школьников крайне разнообразна.

Профессионализм в общении создается в процессе всей жизни и основывается на знании правил грамматического и синтаксического построения речи. Базу развития этого профессионализма создает умение взаимодействия с другими людьми. Главными источниками получения опыта общения считаются навык этнической культуры; понимание диалектов коммуникации, применяемых этнической цивилизацией; навык общения между индивидами; навык восприятия искусства [3, с. 78].

Получение этих навыков происходит в основном на уроках русского языка и литературы.

Фракция общения индивидов находится в структуре главных типов универсальных учебных действий. Профессионализм в общении содержит ряд нюансов или элементов, входящих в эти нюансы:

– умение грамматически и синтаксически правильного общения;

– проявление понимания и сочувствия в процессе общения;

– мастерство общения.

Умение такого общения – врожденная способность индивида к коммуникации, с одной стороны, и эффективность общения с другой.

Верное представление о правильном общении – это знание о том, что подобное взаимодействие, его разновидности и фазы формируются обоснованно. К данной сфере принадлежит и понимание об уровне формирования у индивида этих или каких-либо других коммуникативных навыков и о том, какие способы результативны непосредственно в исполнении отдельного индивида.

Основополагающим навыком каждого индивида считается мастерство в общении. Обладание этим мастерством в значительной степени дает возможность результативно совместно работать с остальными индивидами в соответствии с видом данной работы. Немаловажно приступить к развитию коммуникативных навыков непосредственно в младшем школьном возрасте с целью постепенного формирования умений корректного общения в процессе взросления. Стимуляция коммуникативной работы младших школьников подразумевает процедуру пробуждения инициативы обучающихся, направленной на разговор со своими сверстниками и взрослыми. Взаимодействие – необходимая часть каждого урока, по этой причине развитие навыков общения обучающихся проводит к увеличению качества учебного и воспитательного процесса.

Основная задача активизации коммуникационной деятельности – развитие ее у обучающихся, наблюдение и исследование поиска ответов на вопросы о способах развития взаимодействия школьников, о гибкости и подвижности методов улучшения коммуникационных возможностей, а также обращение к творческой работе.

Формирование навыков общения проходит согласно различным установкам. Накапливание данных умений (повышение лексикографического запаса, объема высказывания) и значительные модификации (артикуляция, формирование складной речи, использование обращений). Но, главным аспектом насыщенности и успешности коммуникативного развития индивида считается способность осознавать, устанавливать и разрешать разнообразные задачи, относящиеся к уровню речи, то есть способность грамотно и приемлемо применять собственную речемыслительную деятельность в процессе коммуникации с прочими индивидами, средствами получения информации и с самим собой [1, с. 67].

Внедрение упражнений, созданных для развития коммуникационных способностей младших школьников в процесс уроков литературы и чтения текстов поспособствует получению стойких позитивных результатов. Обстановка преподавания в современной школе нуждается в интенсивном поиске решения появившихся трудностей: формирование делового общения учащихся друг с другом и с педагогом по поводу исследуемого материала. По этой причине весьма немаловажно совершенствовать у младших школьников уровень грамотности общения со старшими и ровесниками, что является предпосылкой к развитию нового вида отношений между педагогом и учащимся, а также между сверстниками. Беседа, живое взаимодействие, тренировки, языковое общение, считаются тем основанием, на котором будут расти и формироваться младшие школьники. Главная оценка коммуникативного подхода в процессе обучения – «обучаться коммуникации в процессе общения».



Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе – М.; «Просвещение» – 2015, 142 с.

2. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества – М., 2017, 198 с.

3. Никитина М.И. Чтение и развитие речи – СПб., 2016, 233 с.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!