Формирование у обучающихся
практических навыков и умений по ОБЖ
Федеральный государственный образовательный стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, Концепция модернизации российского образования ставят перед учителями задачу подготовки человека, способного самостоятельно добывать знания, применять их в любой жизненной ситуации. Мы должны организовывать такой образовательный процесс, чтобы включался механизм саморазвития его участников, было возможным их самосовершенствование, самообразование. Это обеспечивает готовность личности к реализации собственной индивидуальности, готовит к изменениям в жизни.
В данный момент мы сталкиваемся с рядом проблем:
во-первых, у большинства педагогов отсутствует специальное образование и распределение часов осуществляет либо учителям «физической культуры», либо по «остаточному принципу», дадим у кого мало часов;
во-вторых, все предметы, изучаемые в школах, лицеях и других образовательных учреждениях важны, однако тот факт, что ЕГЭ и ОГЭ по курсу ОБЖ не сдаются, психологически делает наш предмет «необязательным», он в настоящее время «отодвигается на задний план». Но практика показывает и доказывает обратное: если ты не можешь сохранить своё здоровье или жизнь, все остальные знания, подкреплённые экзаменами, часто становятся ненужными;
в-третьих избыточность, а иногда и недостоверность информации, представленность в сети Интернет, может не только показать как правильно себя вести, но иногда и просто навредить. Например,
Мы понимаем, что в программе данного предмета заложена огромная задача – научить учащихся вести себя правильно, не растеряться в какой-либо чрезвычайной ситуации.
В своей деятельности, формирование у обучающихся практических навыков и умений я осуществляю по следующим направлениям:
Основы военной службы. В данном случае речь идет об организации в соответствии с законодательством допризывной подготовки обучающихся и учета военнообязанных, организация военных сборов, практические занятия, такие как – элементы строевой подготовки, разборка и сборка автомата и другие.
Основы медицинских знаний. Учащиеся получают не только теоретические знания, но и практические - учатся оказывать добрачебную помощь при порезах, ссадинах, ушибах, накладывать жгуты и повязки, изучают различные способы транспортировки пострадавших.
Прикладная физическая подготовка. Занятия в данном направлении нацелены для выполнения специальных физических упражнений, выполняемых в необычных условиях, а также психологическую подготовку к деятельности в экстремальных условиях. Например, устойчивость к укачиванию и вестибулярная устойчивость.
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Задача моя, как педагога, не только рассказать как вести себя во время чрезвычайных ситуациях, ситуациях природного характера, но и пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты и т.д.
На уроках и во внеурочной деятельности практические умения и навыки формируются на уроках и во внеурочной деятельности посредством:
в процессе изучения в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы);
моделирование реальных ситуаций, например, моделировать кровотечение из раны с помощью краски. Для некоторых учеников вид крови является сильнейшим стрессором.
во время занятий на базе в ДОСААФ (учебные сборы с юношами – десятиклассниками), пожарной части.
в игровой форме – упражнениях, поединках, ролевых, военно – спортивных играх, комбинированных эстафетах с выполнением различных упражнений прикладной направленности и др.
в соревновательной форме – на состязаниях, конкурсах ко Дню защитника Отечества, соревнованиях «Сыны Отечества», «А ну-ка, парни!» и др.
Успешное проведение практических занятий возможно лишь при выполнении следующих дидактических условий:
качественная разработка плана, четкая формулировка учебных целей и задач, тщательная подготовка мест занятий и учебно – материального обеспечения;
подробный инструктаж обучаемых перед началом занятия о порядке работы и мерах безопасности;
оценка действий каждого обучающегося при подведении итогов занятия.
Во время практических занятий должна быть обеспечена постоянная обратная связь обучающихся с преподавателем, который следит за их учебной деятельностью и помогает сосредоточить внимание на отработке отдельных приемов (действий) и их элементов.
Предупреждение ошибочных действий достигается четким показом и объяснением техники выполнения приема или действия, использованием подготовительных упражнений, учетом индивидуальных возможностей обучающихся.
Степень обученности и практической подготовленности обучающихся в области обеспечения безопасности жизнедеятельности можно определить:
в обстановке, имитирующей реальные условия, в которых должны реализовываться умения и навыки;
при выполнении нормативов;
на соревнованиях «Школа безопасности», «День защиты детей» и др.
в ходе взаимодействия и общих тренировочных занятий с сотрудниками МЧС, пожарной охраны, сотрудниками полиции;
Подготовить себя к жизни в обществе, как говорит пословица: «Предупрежден - значит вооружен».
Свое выступление я хочу закончить старой притчей про беду.
«Повстречал богатырь Беду, которая шла ему навстречу:
- Куда идешь, Беда?
- Иду в город, несу чуму.
- Сколько людей заморишь, Беда?
- Человек двести.
Возвращается назад богатырь, а в городе от чумы умерло четыреста тысяч людей.
- Зачем же ты так, Беда?
- Так заморила то я, как и обещала - двести, а остальные умерли от паники - ответила ему Беда»
Эта притча, так же подтверждает необходимость в обучении и преподавании уроков безопасности жизнедеятельности. Человек, умеющий не впасть в панику в крайне опасных ситуациях, спасает не только себя, но и других.