СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у воспитанников самостоятельного умственного труда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование у воспитанников самостоятельного умственного труда.»

Формирование у воспитанников самостоятельного умственного труда.

Рожкова Н.В., МКОУ «Гимназия»

Важнейшей задачей современной системы образования, отраженной в Федеральных государственных образовательных стандартах, является создание условий для формирования личности образованной, нравственной, активной и самостоятельной. Результатом обучения и воспитания должны стать такие значимые личностные качества ученика, как самостоятельность и трудолюбие. Проблема формирования самостоятельности и трудолюбия у детей младшего школьного возраста не раз поднималась и обсуждалась в трудах ведущих педагогов и психологов, таких как А. С. Макаренко, Н. Г. Алексеева, И. С. Кона,Р. С. Немов, А. Ф. Ахматова, Н. П. Семыкина, В. В. Чебышевой, В. Н. Турченко. С психологической точки зрения, самостоятельность и трудолюбие рассматриваются как составляющие волевой сферы личности, формируются по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеют свои особенности. Потребность в самостоятельности появляется у ребенка еще в дошкольном возрасте. Это свидетельствует о его стремлении занять собственную, достаточно независимую позицию в познании окружающего мира в эмоциональном, познавательном, социальном аспектах. Самостоятельность можно рассматривать как одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении ставить перед собой цели, добиваться их достижения своими силами. Трудолюбие можно рассматривать как черту личности, проявляющуюся в положительном отношении к трудовой деятельности. В трудолюбии так же, как и самостоятельности, проявляется активность, добросовестность, целенаправленность деятельности ребенка. Так, в психологическом словаре трудолюбие определяется «как черта характера, потребность и привычка трудиться . Для воспитания трудолюбия необходимо, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте видел и понимал смысл и результаты своего труда. Таким образом, самостоятельность и трудолюбие — это гармоничное сочетание разумных требований со стороны взрослого и использование собственной инициативы ребенка в деятельности. Чем глубже ребенок освоил рекомендуемые взрослыми знания, правила социального взаимодействия, тем шире его возможности активно и самостоятельно применять их в новых условиях. Период младшего школьного возраста является наиболее значимым в совершенствовании личностных качеств трудолюбия и самостоятельности. Благоприятные условия для этого создаются новым ведущим видом деятельности, новым характером отношений ребенка с окружающими людьми: став школьником, он начинает выполнять социально оцениваемую деятельность, он начинает учиться. Отставание в развитии самостоятельности происходит во многом из-за неправильной организации деятельности, ошибочных подходах в воспитании: чрезмерное регулирование деятельности, постоянный контроль, прямое руководство деятельностью детей, обучение действиям по прямому подражанию взрослому. И, наоборот, воспитание самостоятельности является успешной, когда учитель активно побуждает детей проявлять инициативу, учит их самостоятельно планировать работу, выделить цель и результат. На данном этапе важную роль играет обучение самоконтролю.
Как показывает практика, далеко не все современные школьники обладают трудолюбием, привычкой к труду, умственным и физическим нагрузкам. Некоторые дети не имеют даже элементарных трудовых навыков, не говоря о самостоятельности и инициативности. Из этого следует, что педагогу необходимо определять условия, средства и способы развития этих качеств у детей в начальной школе.

Были определены эффективные способы развития самостоятельности и трудолюбия у детей младшего школьного возраста. Вот некоторые из них.

 Необходимо ребенку поручать больше дел выполнять самостоятельно, но при этом больше ему доверять. Не подменять воспитание опекой и контролем каждого шага ребенка.

 Приветствовать всякое стремление ребенка к самостоятельности, при этом дать ему возможность адекватно оценить результат своего труда.

 Не подсказывать готового решения, показать возможные пути разрешения ситуации.

 Трудолюбие развивается тогда, когда ребенок получает удовлетворение от труда. Необходимо в любом деле создавать условия для порождения положительных эмоций (гордость за победу над трудностями, радость познания).

 Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий.

Эти выводы могут быть полезны не только учителям в школе, но и родителям, старающимся воспитать в своем ребенке достойного человека и гармонично развитую личность. Человек живет, чтобы трудиться, и трудится, чтобы жить. Труд в этом смысле имеет самоценный характер, потому что открывает каждому дорогу к совершенствованию себя и своих способностей. И эту истину необходимо донести до детей.

Одной из важнейших составных частей воспитания личности является умственное воспитание.

Культура умственного труда представляет собой сложную, многоуровневую модель, включающую в себя учебно-организационные, учебно- информационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения и навыки.

Культура умственного труда – это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.

Воспитание культуры умственного труда осуществляется как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности учащихся.

Для развития учебно-познавательных способностей учащихся в школе могут быть созданы специальные кружки и факультативы, где наряду с теоретическими сведениями, выполняются и практические задания.

Так как культура умственного труда представляет собой сложную, многоуровневую модель, включающую в себя несколько взаимосвязанных компонентов: личностный, интеллектуальный, организационно-технический, то в процессе воспитания культуры умственного труда необходим комплексный подход, т.е. воспитательные воздействия должны быть направлены на формирование личности в целом.

  В гимназии с 1 класса организована внеурочная деятельность обучающихся. Занятия проходят в группе продленного дня как на базе школы, так и в ДДЮТ.

«Разговоры о важном» , «Кем быть», «Занимательная математика», «Весёлая грамматика»,«Игрушка своими руками», «Хореография»

«Функциональная грамотность».

В подготовке и проведении занятий используем сайты

Учи.ру, Яндекс-учебник, РЭШ

  Игры для девочек

Познавательные игры

Игры на внимание и память

Игры на логику и мышление

Раскраски

Пазлы

Загадки

Кроссворды

Математические игры

Азбука

Ребусы


 ЛогикЛайк.

kartoteka_igr.doc

Игры, направленные для развития у детей любознательности, речи, мышления и воображения.    

 https://yandex.ru/games/       

Достижение высоких результатов труда невозможно без включения здоровьесберегающих технологий, формирования с ранних лет здорового образа жизни. Видеоролик.