Доклад
Тема: Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексной контрольной работы.
Не секрет, что часто дети, читая тексты, воспринимают их неточно и подчас неверно, замечают лишь основные поступки героев, следят за ходом сюжета и пропускают в произведении всё, что их затрудняет. Таким образом, трудности понимания детьми текста выходят на первый план.
В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умение читать относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа над текстом по формированию и развитию умений смыслового чтения.
на уроках русского языка (в разделе «Развитие речи»).
анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.
Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации
Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).
на уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.
Работе над текстом задачи можно предать также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы.
на уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения.
на уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов.
на уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.
Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
-Практическое отличие текста от набора предложений.
-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
-Озаглавливание текста (подбор заголовков).
-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс - обучение детей работать с текстом:
- смысловое чтение;
- владение пересказом разного вида;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- характеристика героев и их поступков.
-Подбор антонимов и синонимов к словам.
-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Комплексные контрольные работы, ВПР направлены на проверку умения работать с информацией. Поэтому постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами, а также успешно выполнять комплексные работы и ВПР.
Приемы по формированию смыслового чтения в начальной школе
Приём «Дополни определение»
Найти в тексте учебника определение (например, «спряжение глагола», «олицетворение», и др.) Дополнить это определение основными признаками, перечисленными в тексте.
2. Приём «Сконструируй определение»
Учащимся предлагается возможность самим «сконструировать» понятие (например, предложить сконструировать понятие «цепь питания», сопоставив информацию из нескольких предложений текста).
3. Приём «Установление соответствия» Упражнения на установление соответствия между понятием и его определением.
4. Приём «Ответы на вопросы»
Изучите текст учебника. Самостоятельно сформулировать точные ответы на вопросы.
5. Приём «Составь задание»
Составление ребуса, кроссворда, головоломок.
6. Прием «толстых» и «тонких» вопросов
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.
Что? Кто? Когда? Как звать ...?
Было ли ...?
Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему, вы думаете ...?
Почему вы считаете ...?
В чём различие ...?
Что, если ...? Может ...?
Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?
7. Прием «Кластер»
Составить кластер вначале из выделенных слов, а затем – дополняя его недостающими понятиями по мере изучения темы, например, «Царства живой природы»
8. Приём «Усовершенствование учебника»
Данные задания носят творческий характер, предполагают конструирование на основе нетекстовых ситуаций. Используются новые практико-ориентированные ситуации, к анализу которых необходимо применить знания, полученные из соответствующих информационных блоков. Учащимся предлагается обратить внимание на рисунки учебника и предложить свой (более полный) вариант иллюстраций к данной теме.
9. Приём «Задай вопрос»
Учитель провоцирует ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ. Перед изучением текста ребятам даётся задание составить к нему список вопросов. Или – используя словесную формулу Цицерона: «Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда?», составьте вопросы к параграфу. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а потом задать вопросы. Это очень важно. Чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.
10. Приём«Памятки на полях «Инсерт»
Прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.
Это маркировка текста специальными значками по мере его чтения.
+ Я это уже знал
- Я это не знал
? У меня возник вопрос
! Меня это удивило
11. Прием «Верные и неверные утверждения»
Перед началом урока по какой-либо теме учащимся предлагается ряд высказываний. Установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
12. Приём «Лови ошибку!»
При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант. После ответов учеников обязательно на экране должна появиться информация с правильными вариантами. Причем необходимо добиться акцентированного внимания учеников изменением цвета, размера шрифтов, объектов, эффектами анимации (мигание, мерцание), «зачеркиванием», а лучше даже исчезновением ошибок и т.д.
13. Приём «Восстанови текст»
Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.
14. Сопоставление/нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов. Данный приём является средством формирования целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
15. Приём «Инфо-карусель»
Данный приём может заменить работу с таблицей. Учителем заранее готовится раздаточный материал: на листе А4 чертится круг с определённым количеством секторов (по количеству изучаемых разделов темы). В центре круга записывается изучаемая тема. Секторы заполняются учащимися по ходу изучения материала. Инфо-карусель по теме «Земноводные»
16. Приём «Мини-лекция»
Перед началом мини-лекции можно провести мозговой штурм или ролевую игру, связанную с предстоящей темой, что поможет актуализировать ее для участников, выяснить степень их информированности и отношение к теме.
Материал излагается на доступном для учащихся языке. Каждому термину необходимо дать определение. Теорию лучше объяснять по принципу «от общего к частному».
Перед объявлением какой-либо информации учитель спрашивает, что знают об этом учащиеся.
После предоставления какого-либо утверждения учитель предлагает обсудить отношение детей к этому вопросу. Например:
А вы как считаете?
Как вы предлагаете это делать?
Как вы думаете, к чему это может привести? И т.д.
17. Приём «Гипертекст»
Гипертекст - текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов. Простейший пример гипертекста - это любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря. В результате читать такой текст можно по-разному: от одной статьи к другой, по мере надобности, игнорируя гипертекстовые отсылки; читать статьи подряд, справляясь с отсылками. В начальных классах примером гипертекста может служить трилогия Н.Носова о Незнайке, сборник рассказов о животных А.Куприна и др.
Проблемные задания при прочтении:
1) Обратить внимание на время написания
2)Расшифровать значение названия произведения
3)Особо обратить внимание на зачин и концовку рассказов
4)Какой образ присутствует во всех рассказах?
18. Приём «Пять предложений»
«Синквейн» (с французского) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения. Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.