Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексной контрольной работы.
Смысловое чтение
- Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
- Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения).
Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, записям .
Анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д).
Работа см текстовыми задачами.
Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.
В Работе над текстом задачи можно предать также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы.
иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения.
иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений;
рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту;
использование кроссвордов.
фиксирование результатов наблюдений;
выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста.
поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО
-Озаглавливание текста (подбор заголовков).
-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
-Практическое отличие текста от набора предложений.
– обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
1 класс
-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
-Подбор антонимов и синонимов к словам.
- характеристика героев и их поступков.
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- владение пересказом разного вида;
- смысловое чтение;
- обучение детей работать с текстом:
2 класс
-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
- выделение главной и второстепенной информации;
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
– обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
3 – 4 класс
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
Спасибо за внимание!