СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников средствами предмета «Литературное чтение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий у младших школьников средствами предмета «Литературное чтение»»

УУД 12

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников средствами предмета «Литературное чтение»


Для формирования познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в 3 классе была разработана система упражнений.

Рассказ «Жильцы старого дома» Константина Паустовского.

I. Работа с тестом до чтения.

  • Кто автор? Знакомо ли вам это имя? (Константин Паустовский)

  • Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались?

(Рассказ)

  • Прочитай название текста, и выскажи предположение, о чем этот рассказ. (рассказ о старом доме и о тех кто в нем живет)

II. Работа текстом после первичного чтения.

  1. Беседа по первой части:

  • Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по первой части рассказа? (количество вопросов – 3)

  1. Какие неприятности начались? 2. При чем здесь такса? 3. Почему Степану приходилось обходить сад по высокому забору?)

  • Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 1 части: неприятность, удрать, негодование, (значение слов объясняем, опираясь на текст).

Неприятность – это плохое происшествие, событие; удрать – убежать тайком, чтобы никто не видел; негодование – возмущение, сильное недовольство чем-либо.

  • Озаглавь первую часть.

(Такса Фунтик)

  1. Беседа по второй части:

  • Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по второй части рассказа? (количество вопросов – 3)

  1. Чему не мог поверить Петух? 2. Из – за чего Петух напал на Фунтика? 3. Чьими глазами мы видим все события в этой части?)

  • Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 2 части: заклокотало, отдушина, (значение слов объясняем, опираясь на текст).

Заклокотало – сердце у петуха забилось очень быстро; отдушина – отверстие у дома для выхода воздуха.

  • Озаглавь вторую часть.

(Петух Степан)

  1. Беседа по третьей части:

  • Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по третьей части рассказа? (количество вопросов – 3)

  1. Для кого Черная курица страшнее петуха? 2. Для чего обычно покупают живую курицу? 3. Почему они удивлялись лягушке?)

  • Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 3 части: харчевня, жестяные петухи, рукомойник, (значение слов объясняем, опираясь на текст).

Харчевня – закусочное заведение с простыми и дешевыми кушаньями; жестяные петухи – фигуры петуха изготовленные из жести; рукомойник – сосуд различной формы служащий для подачи воды при умывании.

  • Озаглавь третью часть.

(Новые жильцы)

  1. Беседа по четвертой части:

  • Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по четвертой части рассказа? (количество вопросов – 3)

  1. Как это ходики – часы – могут быть веселыми? 2. Почему Фунтик ворчал, когда проходил мимо ходиков? 3. Почему в вещах копошились мыши?)

  • Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 4 части: медные тазы, копошиться, обитатели, (значение слов объясняем, опираясь на текст).

Медные тазы – сосуды различной формы и глубины, изготовленные из меди; копошиться – суетиться, передвигаться быстро в различных направлениях; обитатели – жильцам дома.

  • Озаглавь четвертую часть.

(Старые вещи)

  1. Беседа по пятой части:

  • Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по пятой части рассказа? (количество вопросов – 3)

  1. Что означала надпись на шкатулке? 2. Почему именно веселым его представляли герои рассказа? 3. Почему мастер насмешливо смотрел на их возню?)

  • Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 5 части: шкатулка, серсо, трубка, (значение слов объясняем, опираясь на текст).

Шкатулка – небольшой ящик для хранения вещей; серсо – игра в обруч, который подкидывается и ловится палочкой; трубка – прибор для курения.

  • Озаглавь пятую часть.

(Мастер Гальвестон)

  1. Беседа по шестой части:

  • Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по шестой части рассказа? (количество вопросов – 3)

  1. Из – за чего раздался звон? 2. Чего испугался Фунтик? 3. Для чего автор оживляет вещи?)

  • Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 6 части: непроглядные ночи, калитка, (значение слов объясняем, опираясь на текст).

Непроглядные ночи – ночи, когда ничего не видно кругом темнота; калитка – небольшая дверь в заборе, воротах.

  • Озаглавь шестую часть.

(Чудесный звон)

  1. Беседа по седьмой части:

  • Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по седьмой части рассказа? (количество вопросов – 2)

  1. Почему треск сливался в веселую мелодию? 2. Почему барометр показывает всегда «великую сушь»?)

  • Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 7 части: дощатый стол, барометр, ходики, (значение слов объясняем, опираясь на текст).

Дощатый стол – стол сделанный из досок; барометр – прибор для измерения атмосферного давления; ходики – стенные часы упрощенного устройства с гирями.

  • Озаглавь седьмую часть.

(Музыкальный ящик)

III. Работа с текстом после чтения:

• Раскройте главную мысль рассказа.

Главная мысль – автор рассказа хотел показать, что у всех вещей окружающих нас есть характер. Если мы будем внимательней, и начнем прислушиваться и присматриваться, то узнаем много нового и интересного.

Рассказ «Неслышимка» (рассказ старого ученого) Виталия Бианки.

I. Работа с тестом до чтения.

  • Кто автор? Знакомо ли вам это имя?

(Виталий Бианки)

  • Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались?

(рассказ – это произведение, которое описывает небольшое событие в прозе).

  • Прочитай название текста, и выскажи предположение, о чем этот рассказ.

(Неслышимка, это название чего или кого-либо, и о нем и пойдет речь в этом рассказе)

II. Работа текстом после первичного чтения.

  1. Беседа по первой части:

  • Какие вопросы ты задашь автору, Виталию Бианки, по первой части рассказа? (количество вопросов – 3)

  1. Почему дедушка не поверил внучке? 2. Почему внучка рассердилась? 3. Почему птичка не улетит?)

  • Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 1 части: исподволь, опушка леса, разевает, (значение слов объясняем, опираясь на текст).

Исподволь – постепенно, по немного, не сразу; опушка леса – край леса; разевает – открывает широко рот.

  • Озаглавь первую часть.

(Фантазерка)

  1. Беседа по второй части:

  • Какие вопросы ты задашь автору, Виталию Бианки, по второй части рассказа? (количество вопросов – 3)

  1. Почему перестали петь птицы? 2. Чем был поражен дедушка? 3. Кто затрещал дробно, громко?)

  • Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 2 части: шквал, хлынул дождь, пожня, (значение слов объясняем, опираясь на текст).

Шквал – внезапное и непродолжительное усиление ветра; хлынул дождь – внезаптно и быстро; пожня – заливные луга.

  • Озаглавь вторую часть.

(Тишина)

  1. Беседа по третьей части:

  • Какие вопросы ты задашь автору, Виталию Бианки, по третьей части рассказа? (количество вопросов – 2)

  1. Что абсурдного заметил герой? 2. Что испугало птичку?)

  • Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 3 части: абсурд, повадка, тревога, (значение слов объясняем, опираясь на текст).

Абсурд – бессмыслица, нелепость; повадка – привычная, манера поведения; тревога – сильное душевное беспокойство.

  • Озаглавь третью часть рассказа.

(Камышовка – сверчок)

III. Работа с текстом после чтения:

• Раскрой главную мысль рассказа.

Главная мысль – рассказ показывает, как бы мы много не знали, все же нам не все известно. Это подтверждает пословицу: «Век живи, век учись».

Разработанная система упражнений пусть на немного, но повысила уровень развития познавательной деятельности. То есть данные упражнения можно применять на уроках литературного чтения в 3 классе для формирования познавательных учебных действий младших школьников.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 и 2012 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещевещение, 2014.

  2. Управление введением федерального государственного образовательного стандарта. Начальная школа / Под общ. ред. Р.Г. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2011.

  3. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М. : Академкнига/ Учебник, 2010.