СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование УУД на уроках биологии в 5-6 классах в рамках реализации ФГОС ООО»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление опыта работы по формированию УУД на уроках биологии

Просмотр содержимого документа
««Формирование УУД на уроках биологии в 5-6 классах в рамках реализации ФГОС ООО»»

Представление опыта работы

по теме: «Формирование УУД на уроках биологии»

учителя МКОУ «Введенская СОШ № 1

имени Огненного выпуска 1941 года »

Ананченко Натальи Владимировны

«Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя»

Элберт Хаббарт

Современное общество предъявляет все новые и новые требования к уровню подготовки школьников. Согласно ФГОС ООО у учащихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Учащиеся сами должны стать «архитекторами и строителями» образовательного процесса. По мнению доктора психологических наук Г.А. Цукерман нужно «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска». То есть самое главное для учителя, учитывая возрастные, физиологические и индивидуальные особенности учащихся, отойти от репродуктивного уровня воспроизведения информации, побудить детей к самостоятельному добыванию знаний, сформировать у них необходимые для дальнейшей жизни УУД.

В своей работе я использую:

- приём новизны (получение интересных дополнительных сведений по теме урока, не известных ранее с помощью энциклопедий, электронных справочников, ресурсов интернета, видеосюжетов, например: исторические факты, информация про ученых и их открытия );

- приём создания проблемной ситуации на этапе мотивации учебной деятельности, актуализации знаний- например : Взрослые растения мха-сфагнума не имеют ризоидов. Каким же образом они удерживаются в вертикальном положении, при помощи чего они всасывают воду?

В трудные военные годы при отсутствии ваты при перевязке ран врачи использовали сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались при этом? Проблема должна быть в зоне ближайшего развития учащихся, соответствовать их возможностям;

- «мозговой штурм». Определите, лиственница хвойное или лиственное дерево, аргументируйте свою точку зрения, почему она получила такое название?

-прием динамичности (демонстрация процессов и явлений в динамике- например: мультимедийные ресурсы, flash- анимации (передвижение органических и неорганических веществ по стеблю, опыление, фотосинтез, распускание цветка, появление из куколки бабочки). Желательно сочетать с созданием определенной воспитательной ситуации;

- приём моделирования (получение продукта индивидуальной творческой деятельности- изготовление моделей гриба из соленого теста, вязаные изделия; модель одноклеточной водоросли хламидомонады- объёмные модели из пластилина с использованием ниток, проволоки, аппликации и т.д.);

- приём творческих заданий (написание сказок о растениях семейства Бобовые, мини-сочинений, создание рекламы); Хотелось бы процитировать слова Л. Н. Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений».

- приём проектной и исследовательской деятельности (проведение опытов по выращиванию растений ,определения условий, необходимых для прорастания семян , получение семян голосеменных растений из шишек, сбор коллекций и т.п.).;

- приём игровой деятельности( нестандартные уроки, деловые и ролевые игры, познавательные игры, занимательные задания по биологии).

Для формирования познавательных УУД на уроках биологии в 5-6 классах я использую составление опорных конспектов, создание кластеров- выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление), сравнительно-обобщающих таблиц ( например фотосинтез и дыхание- сравнение по определенным вопросам), схем, работу с учебником и дополнительной литературой по поиску необходимой информации, задания на классификацию, сравнение, сериацию (упорядочивание объектов по изменяющемуся 1 или нескольким признакам) например расположите от наименьшего к наибольшему: однодольные, покрытосеменные, растения, лилейные, лилия-саранка, лилия; установление аналогий, причинно-следственных связей ( «Неоконченное предложение»), применяю прием «Интеллектуальная атака» - в быстром темпе даю понятия, а учащиеся их определения, «Четвертый лишний», решение познавательных задач и т.д.

Большую помощь по формированию УУД оказывают электронные образовательные ресурсы. Такие учебные сайты как http://learningapps.org ,

http://virtualab.net , http://biouroki.ru , http://files.school-collection.edu.ru , http://fcior.edu.ru позволяют совершать виртуальные экскурсии и выполнять лабораторные работы, закреплять полученные знания («тренажёры»), создают «ситуации успеха» и формируют навыки самостоятельной продуктивной деятельности. Пазлы, задания по типу вставить пропущенные слова в тексте с использованием набора слов( Например: Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.

Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – (А)____, которые  заполнены (Б)_______.  В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (В)_____.  Они могут быть разных цветов. Зелёные – (Г)_______, участвуют в процессе (Д)________; оранжевые – хромопласты, придают окраску листьям…

СПИСОК СЛОВ

  1. 1.ядро  2. хлоропласт  3. клеточный сок   4. оболочка  5. вакуоль   6. фотосинтез 7. пластиды) , «Корректор»(Преднамеренные ошибки), электронные тесты помогают формированию УУД. А грамотное использование ЭОР позволяет сделать уроки интересными и красочными, живыми и динамичными. На этапе определения и формулирования учащимися темы урока часто применяю загадки, легенды (например о лишайнике- манне небесной, при изучении темы «Плауны, хвощи, папоротники» легенду о цветке папоротника: Самая красивая и известная легенда о папоротниках гласит, что это растение  цветет только в ночь на Ивана Купалу (7 июля). Между листьями, похожими на крылья орла, поднимается цветочная почка. В полночь она с треском раскрывается, и появляется огненный цветок, озаряющий все вокруг, при этом раздается гром и сотрясается земля. Согласно легенде, человеку, одолевшему страх перед нечистой силой и овладевшему цветком папоротника, подвластны все тайны и чары. Он приобретет множество полезных свойств: станет понимать язык цветов и птиц, деревьев и зверей, может стать невидимкой, а главное, начнет видеть сквозь землю и, конечно, найдет все клады, спрятанные в земле. Учащиеся формулируют цель и задачи урока, основные вопросы, на которые они хотели бы получить ответы: чем папоротники отличаются от других групп растений?

Есть ли у них цветы? Как размножается? Где растут? Где можно использовать?), применяю подсказки по типу игры «Устами младенца», «Сундучок с секретом». Это позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Очень нравится ребятам такое упражнение как «Магический квадрат». На доске нарисован квадрат, на нём вразброс написаны цифры. Под каждой цифрой скрывается вопрос. Учащийся выбирает цифры, и, отвечая на них, зарабатывает баллы. При этом учащиеся учатся анализировать свои ответы, объективно выставлять оценку по итогам опроса.

Такое упражнение как «Крестики-нолики» также вызывает у учащихся большой интерес. Чертится игровое поле, учитель зачитывает 9 утверждений. Если учащиеся согласны с утверждением в клетке ставится «x», если не согласны- «о». Подобное упражнение с цветными сигналами «Да-нетки»(если ученик согласен с утверждением – синяя карточка, не согласен- красная).

«Лестница успеха». Это упражнение интересно тем, что здесь присутствует соревновательный эффект, что соответствует возрастным особенностям учащихся 5-6 класса. Учащиеся по очереди отвечают на вопросы, получая возможность продвинуться на 1 ступеньку вверх. От того, на сколько ступеней поднимется ученик, зависит его отметка. При этом также формируются определенные личностные и регулятивные УУД.

Помогает этому и этап рефлексии. Учащиеся оценивают свою работу. Комментируют ошибки, ищут их причины, отмечают для себя моменты, на которых возникли затруднения. Примеры:

1) Рефлексивный полилог:

Сегодня я узнал….;было интересно…;было трудно…;теперь я могу…;я приобрёл…;я научился…;у меня получилось…;я смог…;я попробую…;меня удивило…;урок дал мне для жизни…;мне захотелось…

2) анкетирование

1. На уроке я работал активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3.Моё настроение стало лучше/ стало хуже

4. Материал урока мне был понятен/не понятен

Уроки биологии не только дают детям определенные знания в этой области, но и формируют ценностные установки по отношению к своему здоровью, другим людям, окружающей среде, т.е. формируют личностные УУД через чтение и обсуждение фрагментов художественных произведений, просмотр видеосюжетов, обсуждение жизненных ситуаций.

Системно применяю на своих уроках парную и групповую работу на этапе объяснения нового материала ( самостоятельный поиск информации наиболее рационально использовать при изучении таких тем, как «Среды обитания организмов», «Экологические факторы», «Строение и роль бактерий») и закреплении полученных знаний. Это позволяет учащимся интегрироваться в группу сверстников, учит распределять роли, задания внутри группы, помогает сформировать умение высказывать свое мнение и слушать других, принимать решение, строить плодотворное сотрудничество, т.е. формирует коммуникативные УУД.

Для проверки степени усвоения учебного материала использую само- и взаимопроверку программированных опросов, таблиц, терминологических диктантов. В большей степени эта форма работы на уроке формирует регулятивные УУД.

Т.о., систематическая работа по формированию УУД на уроках биологии не только даёт прочные знания в области изучаемого предмета, но и учит управлять своей деятельностью, планировать и корректировать её, проявлять инициативность и самостоятельность, работать с разными источниками информации, выполнять логические операции, помогает самоопределению, способствует правильной оценке своих поступков, развивает навыки сотрудничества, а, следовательно, готовит школьника к дальнейшей успешной жизни.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!