СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках истории Древнего мира в 5 классе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы в 5 классе в условиях введения ФГОС 2 поколения и новой линии учебников издательства "Дрофа"

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках истории Древнего мира в 5 классе»



























Тема: Развитие УУД на уроках истории

древнего мира в 5 классе























Работу выполнила: Столбова Г.М, учитель

истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ Красноватрасской СШ

































С 2015 года основная школа перешла на Федеральный государственный стандарт второго поколения, который кардинально меняет подходы к общему образованию в современной школе. Но по-прежнему ведущей формой организации учебного процесса остается школьный урок. В основу современного урока положен системно – деятельностный подход в образовании, который предполагает переход от системы передачи знаний от учителя к ученику к системе самостоятельного открытия и получения знания. Роль учителя состоит в том, чтобы помочь ученику в создании системы получения и освоения знаний не только на своем предмете, но и во всей учебной деятельности, то есть научить его учиться. Общество выдвигает новые требования в подготовке ученика и определяет основную цель образования – развитие личности учащегося на основе освоении универсальных учебных действий. Федеральный государственный стандарт второго поколения предполагает формирование четырех основных видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Уроки истории и в прежней системе отличались деятельностым подходом – это и работа с источниками, исторической и контурной картой, учебной картиной, сравнительными и аналитическими таблицами – при котором, формировались определенные навыки учебной деятельности и самостоятельного добывания знаний. Объем исторического материала даже в 5 – 6 классе огромен и требует обязательного самостоятельного ознакомления и при этом отличается точностью в запоминании последовательности дат, событий и имен исторических личностей. Но, несмотря на это работа по стандартам второго поколения требует пересмотра всей деятельности учителя при подготовке и проведении уроков.

Актуальность мой работы состоит в том, что она основана на практическом опыте проведения уроков по истории древнего мира в 5 классе и формировании УУД обучающихся.



С 2015 года я перешла на новый УМК по истории издательства «Дрофа» под редакцией С.В.Колпакова, и Н.А.Селунской, поэтому пришлось столкнуться с проблемой нового изложения исторического материала, но в, то, же время, уйти от стереотипов в преподавании по УМК издательства «Просвещения». Для обучающихся 5 класса предмет истории является новым и поэтому так же вызывает трудности. Отторжение сразу вызывает большой объем материала и сложность построения текста с новыми и непонятными терминами, поэтому с первых уроков необходимо заинтересовать учащихся, показать им способы действия, с помощью которых процесс обучения облегчается и становиться доступным и понятным. Для реализации системно – деятельностного подхода и развития УУД способствует применение современных педагогических технологий: критического мышления, проблемного обучения, исследовательской работы, ИКТ.



Для формирования УУД я использую следующие виды деятельности:

  • Составление рассказ на основе информации учебника, учебной картины, исторической карты

  • Извлечение информации из источника; 

  • Составление характеристики исторического деятеля; 

  • Составление вопросов к тексту, ответы на них; 

  • Комментированное чтение текста; 

  • Составление простого и сложного плана; 

  • Составление сравнительных, хронологических таблиц;  

  • Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; 

  • Работа с контурной картой и т.д.



Регулятивные универсальные учебные действия предполагают

  • целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.



На первых уроках очень сложно, получается, сформулировать тему и цель урока т.к. у учащихся практически отсутствует теоретический материал, задача упрощается, когда приступаем к изучению истории отдельных государств. Первым идет Древний Египет, и мы совместно с обучающимися, составляем аналитическую таблицу следующего содержания.



Вопросы для сравнения

Древний Египет

  1. Географическое положение страны

  2. Реки

  3. Климат и почвы

  4. Основные занятия населения.

  5. Письменность.

  6. Научные и культурные достижения.

  7. Боги и верования.





При изучении истории государств Передней Азии, ребята вспоминают, что мы узнали, изучая историю Древнего Египта, и формулируют цели урока: что мы хотим узнать и каким образом мы можем это сделать.



Хотим узнать

Как мы это сделаем

  1. Географическое положение страны

  2. Реки

  3. Климат и почвы

  4. Основные занятия населения.

  5. Письменность.

  6. Научные и культурные достижения.

  7. Боги и верования.

  8. Что еще интересного было в древнейших государствах Передней Азии.


    1. прочитаем материал в учебнике

    2. рассмотрим учебные картины

    3. послушаем учителя

    4. рассмотрим карту

    5. послушаем сообщения своих одноклассников



На основании такой таблицы учащиеся могут спрогнозировать результат, а затем при его достижении скорекктировать свои дальнейшие действия. На уроке данную таблицу я вывожу на экран, ребята, отвечая на вопросы, записывают ответы в тетрадь и в конце урока определяют результат своей деятельности. Данный прием я использую при изучении истории всех государств древнего мира, и к концу учебного года ребята без труда формулируют цели урока и способы их достижения. При формулировании темы урока использую учебные картины с определенными сюжетами, которые могут подтолкнуть к логическому заключению, с какой страной мы познакомимся.



Познавательные УУД

(общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы)

К общеучебным универсальным действиям относятся:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  • Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.



Логическими универсальными действиями являются:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

В УУД постановки и решения проблем  входят следующие:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

При формировании познавательных УУД использую элементы технологии критического мышления «верные и неверные утверждения», «верите ли вы», «как вы думаете». Данный прием использую при изучении мифов по истории древней Греции и Рима, ставя перед учащимися вопрос «как вы думаете, что в мифах является правдой, а что красивым вымыслом». Читая и анализируя текст, учащиеся делают вывод, что большая часть событий изложенных в мифах является правдивой и находит подтверждение в других источниках, а вымысел придуман только для художественной красоты мифа. Прием «верные и неверные утверждения» в достаточном количестве содержится в материалах рабочей тетради по истории древнего мира под редакцией А.В.Абрамова и Ю.А.Абрамовой. Рабочая тетрадь содержит достаточное количество заданий на соотнесение, хронологическую последовательность, исторические тексты с пропущенными словами. Данные задания не только формируют логическое мышление учеников, но и позволяют им отработать навык выполнения заданий, составленный по принципу заданий ЕГЭ.

Для развития логического мышления и познавательного интереса использую прием «Оживи картинку», но вначале это вызывает трудности, поэтому сначала я раздаю готовые слова для «героев» картины мы вместе решаем, кому они принадлежат, затем усложняю задачу – раздаю слова и предлагаю самостоятельно решить, кому они принадлежат. Во втором полугодии ребята уже самостоятельно определяют « кто есть кто» на картине и озвучивают её. Во время выполнения данной работы часто использую работу в парах, так как героев не всем хватает, а поучаствовать хотят все, при этом идет процесс формирования коммуникативных УУД.

Примеры работы с учебной картиной.

«Строительство пирамиды в Древнем Египте»

Надсмотрщик: «А ну быстрее животные, те, кто будет отлынивать от работы, будет наказан

плетьми и лишен обеда».

Стража: «Очень тягостно целый день находится на таком пекле. И когда только

эти ленивые рабы закончат строительство. Скорее бы укрыться в тени».

Строители: «Строительство идет довольно медленно. Рабы очень ленивы. Для того чтобы

уложиться в срок нам нужны новые рабы, а то те, кто остались здесь

очень измождены и требуют замены».

Определите, где на картине находятся люди, которые выделены в отрывке текста?

Зачитайте слова, которые они говорят?

Что еще вы могли добавить?


Школа в Междуречье.

Рассмотрите картину «Школа в Междуречье»

Кого вы видите на картине? Кому могут принадлежать слова?

  1. Уши мальчика на спине его и поэтому он должен слушать внимательно, что говорит учитель, чтобы его спина не испытала плетей.

  2. Я целый день мешу глину и делаю таблички, а нерадивые ученики используют их даром, не умея ничего толком написать и зачем их только учат?

  3. Я подготовил урок и готов его отвечать, а мои друзья помогут мне в этом.



3.

Афиняне выполняют приказ Солона.

  1. Что происходит на картине?

  2. Кто эти люди?

  3. Что они могут говорить? Озвучьте каждого героя картины



При изучении материалов о войнах древности использую прием «рокировки» текста для самостоятельного поиска необходимой информации в тексте. Последовательно, по схеме ставя вопросу и находя на них ответы, учащиеся составляют логический, и полный рассказ о происходящем событии. Примером такой работы параграф 8 «Расцвет древнеегипетского государства», по материалам которого нужно составить рассказ о военных походах фараонов.

Вопросы

Ответы

Что? Способствовало усилению египетской армии


Куда? Египетские фараоны совершали свои завоевательные походы?


Когда? Были совершены самые крупные завоевательные походы?


Кто? Совершил эти походы?


Как? Египтянам удалось это сделать?


Какие? Страны завоевали египтяне?


Почему? Египтянам не удалось долго сохранить свои завоевание?



Данное задание можно использовать как вариант самостоятельной работы на уроке и в качестве домашнего задания.

Очень важной в своей работе считаю умение работать с текстом параграфа, так как у учащихся 5 класса наблюдается низкий навык чтения. Тексты учебника довольно объемны и смысл их не всегда понятен, поэтому на уроках я практикую чтение вслух и фронтальную работу по выявлению причинно – следственных связей, характерных черт тех или иных событий. Примером может служить работа по теме «Появление греческих колоний». Первоначально даю определение «колонии как мирного освоения греками новых территорий» и озадачиваю проблемным вопросом «почему греки уезжали в чужие страны»? Для того чтобы ответить на этот вопрос обращаемся к тексту параграфа 31 пункт № 1 читаем его вслух по цепочке, предварительно вспомнив какие категории населения проживали в Греции и фиксируем их на доске (кто называет тот и записывает), а затем выясняем зачем они покидали Грецию. Данная работа формирует логические познавательные учебные действия обучающихся.

Приемы формирования коммуникативных ууд:

Диалоговое взаимодействие

Дискуссии

Дебаты

Конференция

Круглый стол

Ролевые и деловые игры

Технология сотрудничества

 Синквейн

мозговой штурм

«ПОПС – формула»

Для формирования коммуникативных ууд чаще всего использую работу в парах, по причине малого количества учащихся в классе, при этом у ребят формируется диалоговое взаимодействие, умение слушать мнение своего напарника. В 5 классе использую только элементы дискуссии и мозгового штурма, так как уровень подготовки пятиклассников ещё не позволяет их использование в полном объеме. Составление синквейна так же вызывает определенные трудности, поэтому изначально выполняем это работу совместно на уроке, иногда в виде домашнего задания, где помощь при составлении могут оказать родители. Первоначально учащихся знакомлю с технологией написания синквейна:

  1. Тема синквейна – одно существительное

  2. Два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

  3. Три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

  4. Фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик выказывает свое отношение к теме (крылатое выражение, цитата) или составленная учеником фраза в контексте темы.

  5. Слово-резюме (существительное), которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Пример синквейна составленного в заключение темы Древняя Спарта:

Спартанцы

Сильные, мужественные.

Воюют, защищают, не работают.

«Со щитом или на щите»

Герои!


И конечно ни один урок истории невозможно представить без формирования личностных ууд учащихся. Трудно выделить темы и приемы работы, где идет это формирование, так как это происходит в течение всего урока. Учащиеся совместно с учителем анализируют и дают оценку с точки морали тем или иным событиям и историческим личностям, формулируют своё отношения к людям и поступкам. Осознают историческую целостность развития отдельных стран и всего мира сразу, ощущают себя частью этого огромного мира и наследниками великого исторического прошлого.


Особое место в современном уроке играет рефлексия, которая выявляет результативность урока, его эмоциональную насыщенность и может осуществляться в различных формах. С начальной школы пятиклассники неплохо усвоили прием незаконченного предложения:

  • сегодня я узнал……

  • я научился……

  • было интересно……

  • было трудно…….

  • меня получилось

  • меня удивило……..


На уроках, где проводиться самостоятельная работа в парах или фронтальная работа учащимся предлагаю заполнить оценочный лист:

Что делал

Оценка

  1. Работа в паре


  1. Ответ на задания


  1. Слушал ответы других


  1. Дополнял, задавал вопросы другим парам



В начале оценка самого себя дается очень трудно и чаще всего баллы ставят только по первому пункту, но в процессе работы активизируют свою деятельность, что бы получить хорошую оценку на уроке.

Очень важным, особенно для пятиклассников, является эмоциональное состояние на уроке, чтобы выяснить, как они себя чувствовали в конце урока, каждый выставляет на доске «смайлик» своего настроения от урока из предложенных четырех вариантов:

  • Отличное настроение

  • Хорошее настроение

  • Грустно

  • Скучно

Если на протяжении нескольких уроков учащийся выставляет смайлик грустно или скучно, то это является для меня сигналом по перестройки работы в отношении данного ученика, более активному вовлечению его в работу.


Использование этих технологий или их отдельных элементов позволяет мне сделать урок динамичным, интересным и доступным для пятиклассников, несмотря на сложность исторического материала. Наполняемость классов в нашей школе небольшая, поэтому для меня вполне доступно поддерживать инициативу каждого ученика, создать ситуацию успеха независимо от способностей и уровня подготовки и положительного эмоционального отношения к предмету.





































Источники и литература:


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образование и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010.

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат - М., 2003.

  3. Абрамов А.В., Абрамова Ю.А. Рабочая тетрадь по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 кл. – М.: Дрофа. 2014.

  4. Колпаков С.В., Селунская Н.А. История Древнего мира. Учебник 5 кл. – М. : Дрофа.2015.

  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, М.2006