СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ууд на уроках технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача -формированиу универсальный учебных действий, обеспечивающих функцию "научись учится", а не только освоения учащимися  конкретных предметных знаний и навыков отдельных дисциплин. Это возможность обеспечивается за счет того , что УУД - это обобщенные действия, способствующие широкой ориентации учащихся в различных предметных областях, мотивации к обучению.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ууд на уроках технологии»

Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии


Ключевые слова: технология, задачи, действия, универсальные, учебные.


Важнейшая задача современной системы образования – формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих функцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин [1]. Эта возможность обеспечивается за счёт того, что УУД – это обобщенные действия, способствующие широкой ориентации учащихся в различных предметных областях, мотивацию к обучению.

УУД подразделяются на 4 группы:

Таблица 1


УУД

Типовые задачи

Примеры заданий на уроках

Личностные УУД

(определяют мотивационную ориентацию)

 На личностное самоопределение;

 на развитие Я-концепции;

 на смыслообразование;

 на мотивацию;

 на нравственно-этическое оценивание

 Участие в проектах;

 подведение итогов урока;

 творческие задания;

 самооценка события, происшествия;

 дневники достижений.


Регулятивные УУД

(обеспечивают организацию собственной деятельности)

 На планирование;

 на рефлексию;

 на ориентировку в ситуации;

 на прогнозирование;

 на целеполагание;

 на оценивание;

 на принятие решения;

 на самоконтроль;

 на коррекцию.

 «Преднамеренные ошибки»;

 поиск информации в предложенных источниках;

 взаимоконтроль;

 «ищу ошибки»;

 КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).


Познавательные УУД

(общеучебные, логические, связанные с решением проблемы)

 Задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

 задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;

 задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

 задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

 задачи на смысловое чтение

 «Найди отличия» (напр., сравнение одного и того же изделия, выполненного в разных техниках);

 «на что похоже?»;

 поиск лишнего (напр., выбор инструментов или материалов, не нужных для изготовления изделия);

упорядочивание (расположение плана выполнения работы над изделием в нужном порядке);

 хитроумные решения;

 составление схем-опор;

 работа с разного вида таблицами;

 составление и распознавание диаграмм.

Коммуникативные УУД

(обеспечивают социальную компетентность)

 На учёт позиции партнёра;

 на организацию и осущест- вление сотрудничества; Работа в парах или группах. Задать вопрос по учебному материалу и ответить на него.

 на передачу информации и отображению предметного содержания;

 тренинги коммуникативных навыков;

 ролевые игры;

 групповые игры.

 Составь задание партнеру;

 отзыв на работу товарища;

 групповая работа по составлению кроссворда;

 «отгадай, о ком говорим»;

 диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

 «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д.



1.Типовые задачи по формированию личностных УУД


Учебный предмет «Технология» нацелен на становление самосознания конкретного ученика как творческой личности, его индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации.

Задание «Эстафета» 

Цель: вызывать чувство соревнования, желание победить. Учащиеся изначально равны, а результат зависит от каждого ученика, его личностных качеств.

Возраст: 11–13 лет.

Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в команде.

Описание задания: Ученики разбиты на три команды, сидят за столами по одному. Первые участники от каждой команды одновременно получают карточки с одинаковым заданием «Найдите и обведите слова» (рис. 1), находят и обводят одно слово и передают карточку следующему участнику команды. Он также находит и обводит одно слово и передает эстафету дальше. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание.

Рис.1. «Найдите и обведите слова»


Задание «Отгадай кроссворд и узнай тему практической работы».

Цель: включение школьников в эту интеллектуальную игру, позволяет учителю в нетрадиционной форме проверить их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявить, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении.

Возраст: 11–12 лет.

Форма выполнения задания: групповая работа.

Описание задания: Повторение ранее изученного материала. На доске изображен незаполненный кроссворд «тема практической работы» и прикреплен рисунок с изображением сверлильного станка (рис. 2). Ученикам предлагается разгадать кроссворд путём вписывания в соответствующие строки названия элементов конструкции сверлильного станка, указанных стрелками. Номер строки кроссворда соответствует номеру элемента на рисунке.

Рис. 2. «Сверлильный станок»


В результате, после заполнения кроссворда ученикам становится известна тема практической работы – «Сверление» (рис. 3).

Рис. 3. Кроссворд «Тема практической работы»


Ученики приступают к выполнению практической работы «Сверление крючка для вешалки» [3].


2.Типовые задачи по формированию регулятивных УУД


Выполнение заданий по технологии требует от учеников планирования предстоящей практической работы, соотнесения своих действий с поставленной задачей, установления причинно-следственных связей между выполняемыми ими действиями и полученными результатами.

Задание по самостоятельному планированию своей деятельности.

Цель: формирование умения планировать свою деятельность, опираясь на изученный материал.

Возраст: 11–12 лет.

Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в парах.

Описание задания. Повторение ранее изученного материала. Представьте, что Вам необходимо изготовить разделочную доску. Составьте план своих действий.

Предлагаю в карточках (рис. 4) проставить цифры, указывающие порядок действий при изготовлении разделочной доски.



---------- зачистить поверхность шлифовальной бумагой.

---------- разметить контур изделия по шаблону.

---------- выбрать соответствующую заготовку.

---------- выпилить контур изделия ножовкой.

---------- округлить острые кромки и углы шлифовальной бумагой



Рис. 4. «Карточка-задание»


Обменяйтесь карточками с соседом по парте, оцените работу товарища, аргументируйте свою оценку [3].

Задание «Найдите ошибку».

Цель: формирование умения решать анаграммы и анализировать данные, опираясь на изученный материал.

Возраст: 11–15 лет.

Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в парах.

Описание задания: ученикам раздаются карточки с анаграммами (рис. 5). Необходимо написать названия столярных инструментов, зашифрованных в анаграммах, проанализировать данные таблицы, найти ошибки, обосновать свой ответ, опираясь на изученный материал. Обменяться карточками с соседом по парте, оценить работу товарища, аргументируя свою оценку [2, 3].

Основные столярные инструменты – ножовка, рубанок, фуганок, шерхебель. Молоток и кусачки являются вспомогательными инструментами.

Измерительные инструменты – линейка, рулетка, рейсмус, угольник, малка, ерунок. Медведка -столярный двуручный инструмент, предназначенный для выстрагивания различных поверхностей.


Рис. 5. «Анаграммы на тему «Инструменты»


3. Типовые задачи по формированию познавательных УУД


Формирование познавательных УУД в курсе технологии позволяет ученикам усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения поставленных задач.

Задание «Сходства и различия».

Цель: формировать умения выдвигать гипотезы и проверять их, развивать умение строить алгоритм исследования.

Возраст: 11–12 лет.

Форма выполнения: групповая.

Описание задания: Сравните две модели стругов (строгальных инструментов) (рис. 7). Определите, что общего и в чем различия моделей. Запишите свои наблюдения (рис. 6) [2, 3].


Сходство

Различие

1

2

3

4

1

2

3

4


Рис. 6. Журнал наблюдений



Рис.7 Строгальные инструменты


Например:

Таблица 2


Сходство

Различие

1.Устройство стругов одинаково

2. Режущая кромка у ножа прямолинейная.

3. Режущая часть имеет форму клина.

4.

1.  У рубанка одно лезвие, а у фуганка – два.

2. Фуганки намного длиннее рубанков

3. Фуганки имеют более тяжелый корпус

4. Рубанком выполняют более грубую обработку древесины, а фуганком чистовую.


Задание «Столярный верстак».

Цель: формировать знания об устройстве столярного верстака, развивать умение поиска информации.

Возраст:11–13 лет.

Форма выполнения: работа в парах.

Описание задания: ребёнок должен освоить приемы работы на столярном верстаке. Для этого, прежде всего, нужно знать его устройство (рис. 8).


Рис. 8. Столярный верстак


Предлагается работу провести в парах, где каждый ребенок будет выполнять роль консультанта, контролера и помощника.

1. Проставьте в кружках номера основных элементов конструкций столярного верстака.

2. Сверьте результаты друг с другом и рисунком на доске. Оцените свою работу, исправьте неточности.

3. Постарайтесь отыскать эти элементы у вашего столярного верстака в мастерской [2, 3].


4. Типовые задачи по формированию коммуникативных УУД


Формирование коммуникативных УУД в курсе технологии способствует продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, так как выполнение заданий предполагает совместную работу в паре или группе, взаимопомощь.

Задание. Кроссворд «Отгадай загадки».

Цель: развитие умений общаться, вести дискуссию, эффективно сотрудничать, удовлетворение личных познавательных интересов.

Возраст: 11–13 лет.

Форма выполнения задания: групповая работа.

Описание задания: творческое задание, шуточное, направленное на создание творческой, шуточной, позитивной атмосферы на уроке. Ученики делятся на 2 команды. Задача каждой команды отгадать загадки и решить кроссворд (рис. 9). Командам дается 10 минут на заполнение кроссворда. Затем листочки собираются, по результатам проверки определяется команда победителей.


Рис. 9. Кроссворд «Отгадай загадки»


Вопросы-загадки:

1. Зубы есть, а рта нет (пила);

2. На столе лежит жестянка, а по ней стучит: – тук – ток деревянный молоток (киянка)

3. Гостя примут от души: так обнимут – не дыши (тиски);

4. Что за слово, угадай, части в нём – загадки: первое – нота, второе – игра, целое встретится у столяра (долото);

5. Я с шурупом закружилась в танце в понедельник, ну а он в доске застрял, спрятался бездельник (отвёртка);

6. Вот бежит стальная змейка извивается, шипит, а когда в ракушку влезет, только хвост один торчит (рулетка);

7. Не дают ему скучать, вечно требуют стучать (молоток);

8. Если видишь – я кружусь, это значит – я тружусь (дрель);

9. По лысине бегу – кудри с лысины стригу (рубанок);

9. На зеркальном на катке, на единственном коньке, он проехался разок – и распался весь каток (стеклорез).

Если задание выполнено правильно – в выделенном поле прочтёшь название термин, объединяющий все слова в кроссворде («Инструменты»).

Критерии оценивания:

 способность логического мышления;

 умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции, при решении задачи;

 умение показать и отстоять правильность полученного решения [2].

Задание «Составь задание партнёру»

Цель: развитие умений слушать и слышать, задавать вопросы, отслеживание и анализ знаний по теме, развитие речи, взаимопроверка, удовлетворение личных познавательных интересов.

Возраст: 11–15 лет.

Форма выполнения задания: работа в парах, групповая работа.

Описание задания: Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга [2].


Ссылки на источники

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011.

  2. Горев П. М., Утёмов В. В. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы в условиях реализации стандартов нового поколения (ФГОС): Учебно-методическое пособие.– Киров: Изд-во МЦИТО, 2015. – 275 с.

  3. Учебник «Технология». 5 класс. Вариант для мальчиков. В. Д. Симоненко, А. Т., Тищенко, П. С. Самородский, М: Просвещение, 2005.













































1.Задачи по формированию личностных УУД

Задание «Эстафета» 

Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в команде.

Описание задания: Ученики разбиты на три команды, сидят за столами по одному. Первые участники от каждой команды одновременно получают карточки с одинаковым заданием «Найдите и обведите слова» (рис. 1), находят и обводят одно слово и передают карточку следующему участнику команды. Он также находит и обводит одно слово и передает эстафету дальше. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание

Рис.1. «Найдите и обведите слова»



Задание «Отгадай кроссворд и узнай тему практической работы».

Форма выполнения задания: групповая работа.

Описание задания: Повторение ранее изученного материала. На доске изображен незаполненный кроссворд «тема практической работы» и прикреплен рисунок с изображением сверлильного станка (рис. 2). Ученикам предлагается разгадать кроссворд путём вписывания в соответствующие строки названия элементов конструкции сверлильного станка, указанных стрелками. Номер строки кроссворда соответствует номеру элемента на рисунке.

Рис. 2. «Сверлильный станок»


В результате, после заполнения кроссворда ученикам становится известна тема практической работы – «Сверление» (рис. 3).

Рис. 3. Кроссворд «Тема практической работы»


Ученики приступают к выполнению практической работы «Сверление крючка для вешалки» [3].



2. Задачи по формированию регулятивных УУД


Задание по самостоятельному планированию своей деятельности.

Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в парах.

Описание задания. Повторение ранее изученного материала. Представьте, что Вам необходимо изготовить разделочную доску. Составьте план своих действий.

Предлагаю в карточках (рис. 4) проставить цифры, указывающие порядок действий при изготовлении разделочной доски.



---------- зачистить поверхность шлифовальной бумагой.

---------- разметить контур изделия по шаблону.

---------- выбрать соответствующую заготовку.

---------- выпилить контур изделия ножовкой.

---------- округлить острые кромки и углы шлифовальной бумагой



Рис. 4. «Карточка-задание»


Задание «Найдите ошибку».

Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в парах.

Описание задания: ученикам раздаются карточки с анаграммами (рис. 5). Необходимо написать названия столярных инструментов, зашифрованных в анаграммах, проанализировать данные таблицы, найти ошибки, обосновать свой ответ, опираясь на изученный материал. Обменяться карточками с соседом по парте, оценить работу товарища, аргументируя свою оценку [2, 3].

Рис. 5. «Анаграммы на тему «Инструменты»



3. Типовые задачи по формированию познавательных УУД

Задание «Сходства и различия».

Форма выполнения: групповая.

Описание задания: Сравните две модели стругов (строгальных инструментов) (рис. 7). Определите, что общего и в чем различия моделей. Запишите свои наблюдения (рис. 6) [2, 3].


Сходство

Различие

1

2

3

4

1

2

3

4


Рис. 6. Журнал наблюдений



Рис.7 Строгальные инструменты


Задание «Столярный верстак».

Форма выполнения: работа в парах.

Описание задания: ребёнок должен освоить приемы работы на столярном верстаке. Для этого, прежде всего, нужно знать его устройство (рис. 8).


Рис. 8. Столярный верстак


4. Задачи по формированию коммуникативных УУД


Задание. Кроссворд «Отгадай загадки».

Форма выполнения задания: групповая работа.

Описание задания: творческое задание, шуточное, направленное на создание творческой, шуточной, позитивной атмосферы на уроке. Ученики делятся на 2 команды. Задача каждой команды отгадать загадки и решить кроссворд (рис. 9). Командам дается 10 минут на заполнение кроссворда. Затем листочки собираются, по результатам проверки определяется команда победителей.


Рис. 9. Кроссворд «Отгадай загадки»


Вопросы-загадки:

1. Зубы есть, а рта нет (пила);

2. На столе лежит жестянка, а по ней стучит: – тук – ток деревянный молоток (киянка)

3. Гостя примут от души: так обнимут – не дыши (тиски);

4. Что за слово, угадай, части в нём – загадки: первое – нота, второе – игра, целое встретится у столяра (долото);

5. Я с шурупом закружилась в танце в понедельник, ну а он в доске застрял, спрятался бездельник (отвёртка);

6. Вот бежит стальная змейка извивается, шипит, а когда в ракушку влезет, только хвост один торчит (рулетка);

7. Не дают ему скучать, вечно требуют стучать (молоток);

8. Если видишь – я кружусь, это значит – я тружусь (дрель);

9. По лысине бегу – кудри с лысины стригу (рубанок);

9. На зеркальном на катке, на единственном коньке, он проехался разок – и распался весь каток (стеклорез).

Если задание выполнено правильно – в выделенном поле прочтёшь название термин, объединяющий все слова в кроссворде («Инструменты»).

Критерии оценивания:

 способность логического мышления;

 умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции, при решении задачи;

 умение показать и отстоять правильность полученного решения [2].


Задание «Составь задание партнёру»

Цель: развитие умений слушать и слышать, задавать вопросы, отслеживание и анализ знаний по теме, развитие речи, взаимопроверка, удовлетворение личных познавательных интересов.

Возраст: 11–15 лет.

Форма выполнения задания: работа в парах, групповая работа.

Описание задания: Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга [2].