СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках»










Методическая разработка

«УУД на уроках русского языка»
























2018г.


Содержание

  1. Актуальность темы. Цели и задачи.


  1. Введение. Понятие УУД. Виды УУД. Функции УУД


  1. Формирование у учащихся личностных УУД


  1. Формирование у учащихся регулятивных УУД


  1. Формирование у учащихся познавательных УУД



  1. Формирование у учащихся коммуникативных УУД


  1. Проектирование урока с планируемыми результатами


  1. Структура урока по новым образовательным стандартам ФГОС


  1. Используемая литература
























Актуальность темы

В современных условиях развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, поэтому важно развить в нём познавательные и созидательные способности путём непрерывного самообразования. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место в школьном образовании выходит формирование у обучающихся умения учиться. На протяжении всего курса обучения школьник должен научиться ставить перед собой задачу - учить себя. И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий (УУД). Современное образование ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении, заключающийся в стремлении научить ребёнка учиться, развить личность с гражданской и нравственной позиции, ценностными ориентирами, которые предусмотрены новыми стандартами российского образования. Понимание необходимости переориентировать обучающихся на продуктивную образовательную деятельность, наряду с обновлением содержания образования, новыми приоритетами в образовательной политике, изменением концептуальных ориентиров побудили меня к поиску новых подходов к преподаванию русского языка и литературы.

Цель: описать педагогический опыт по созданию условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка, по созданию оптимальных условий для получения высокого качества обучения; научить школьников самостоятельно добывать знания и применять их на практике путем формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Задачи:

  • изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;

  • освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы по самообразованию;

  • знакомство с системно-деятельностным подходом при обучении русскому языку и применение данного подхода в учебной деятельности;

  • изучение приемов формирования УУД, применение их на уроках русского языка;

  • прохождение курсовой подготовки с целью повышения квалификации;

  • знакомство с передовым опытом учителей и работа по апробации полученных знаний на практике;

  • участие в системе методической работы;

  • обобщение результатов работы и передача собственного опыта коллегам.



Введение

Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Требования к результатам изучения русского языка включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных. коммуникативных, познавательных и регулятивных. Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной и справочной литературой  и т. д.- активные средства, которые используются на уроках русского языка для формирования УУД. Обучающиеся научатся владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адекватно воспринимать устную и письменную речь, излагать свою точку зрения по проблеме, выдвигать аргументы, научатся спорить, рассуждать, извлекать необходимую информацию из различных источников, применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств, формулировать цель деятельности и т. д. Также это поможет решить проблему низкой мотивации учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности и поможет подготовить старшеклассников к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Функции УУД:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды УУД.

Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные УУД. Выделение условий развития универсальных учебных действий в образовательном процессе позволило сформулировать общие рекомендации по формированию УУД в ходе образовательного процесса с учетом специфики учебных предметов, которые закреплены в следующих документах: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», «Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа».

УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Владение УУД позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания и умения, в том числе «умение учиться».

Формирование у учащихся личностных УУД.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

На уроках русского языка личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в учебниках, в презентациях, на заранее подготовленных карточках, при написании сочинений и изложений и т.д. Эти тексты могут быть нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания. Тем самым развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание и принятие жизненных ценностей, которые позволяют найти свое место в жизни, сориентироваться в моральных нормах. Благодаря этим текстам ученики приходят к пониманию необходимости сохранять и защищать свой родной язык как часть русской национальной культуры, а также работать над развитием своей собственной речи. Приступая к выполнению этих упражнений, к анализу данных текстов, учитель вместе с детьми дает нравственную оценку содержанию этих упражнений (дети определяют идею данных текстов.

Предмет «Русский язык» воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи.

Формирование у учащихся регулятивных УУД

- Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Формирование у учащихся познавательных УУД

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование у учащихся коммуникативных УУД

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

- управление поведением партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Формирование коммуникативных УУД обеспечивается через обучение правильному и умелому использованию речи в различных жизненных ситуациях, при передаче другим своих мыслей и чувств, при построении диалога с другими учащимися и учителем.

Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках, работа в паре. Использование данной формы работы позволяет всем ребятам участвовать в деятельности, трудиться, незанятых детей на уроках не остается.

Наиболее целесообразно применять работу в парах на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный багаж знаний по пройденным темам или разделу. Однако работу в парах можно применять и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля.

Здесь можно привести пример деятельности детей, приводящей к развитию коммуникативных УУД: ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проверить правильность выполненного задания. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем, становится контролером, а контролер – исполнителем.

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными.

Плюсы использования групповой работы на уроках для формирования коммуникативных УУД:

1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают

2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты.

3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу.

4) Знания усваиваются лучше.

5) Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх 

Проектирование урока с планируемыми результатами

№ п/п

Предмет




Класс




Учебник




Вид урока




Тема урока




Цель урока




Задачи урока




Действия, осуществляемые для достижения цели урока




Используемые технологии




Планируемые результаты



Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные













Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап урока

Этап урока









Опрос

Опрос




Структура урока по новым образовательным стандартам ФГОС

Тема:

Тип урока:

Цель:

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: научатся понимать точку зрения автора, владеть правильным типом читательской деятельности, самостоятельно использовать приёмы изучающего чтения при работе с различными текстами, а также приёмы слушания, критично относится к собственному мнению.

Регулятивные: научатся соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные: научатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для предметной учебной задачи в несколько шагов.

Предметные:

Личностные: научатся объяснять положительные и отрицательные оценки поступков с позиции общечеловеческих и национальных гражданских ценностей.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

1.Орг. момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.


2.Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.


Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.


Познавательные УУД: владеть приёмами анализа и систематизация материала

3.Постановка проблемы (основного вопроса урока).


Цель: обсуждение затруднений (Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем? Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, формулировка темы урока.

Проблемная ситуация.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений,

формулировать проблему урока,

искать пути решения проблемы,

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4.Открытие нового знания.

Цель: решение главной задачи и обсуждение проекта её решения, организация самостоятельной исследовательской деятельности, выведение алгоритма.


Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группах, в паре.

5.Развитие учебно-языковых, правописных, речевых умений.


Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.



Познавательные УУД:

- анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.);

- строить логические рассуждения;

- производить анализ, синтез, сравнение.

6.Включение нового знания в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.


Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.


7.Рефлексия деятельности.


Цель: осознание учениками своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Назовите ключевые слова урока.


Ученики отвечают на вопросы:

- Какую задачу ставили а начале урока?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё для решения поставленной задачи?

- Где можно применить новые знания?

Регулятивные УУД:

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.














8.Домашнее задание.


Познавательные УУД:

- свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.



















Используемая литература

  1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.

  2. Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский. // Педагогические технологии, №1, 2006.

  3. Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Педагогический поиск, 2003.

  4. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. – 307с.

  5. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996.

  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.

  7. Ладыженская Т.А. Модернизация образования и риторики // Русская словесность. – 2005. - №3.

  8. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Урок риторики // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003.

  9. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.

  10. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.

  11. Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина.

  12. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.

  13. Долинина Тамара Альбертовна. Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения на тему, связанную с анализом текста. Екатеринбург,2011

  14. Егораева Г. Т. 9 класс. ОГЭ. Типовые тестовые задания.- М., «Экзамен»,2016








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!