СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование УУД обучающихся через организацию проектной деятельности»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственные образовательные стандарты нового поколения устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования. Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Одной из ведущих технологий, способных решить задачи, поставленные в новых стандартах, является проектная технология, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

Просмотр содержимого документа
««Формирование УУД обучающихся через организацию проектной деятельности»»

МБОУ Школа №127 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

МБОУ Школа №127 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения  в готовом виде,  можно и притупить его природные  творческие способности –  «разучить» думать самостоятельно.  А. Дистервег

Если человека постоянно приучать

усваивать знания и умения

в готовом виде, можно и притупить его природные

творческие способности – «разучить» думать самостоятельно. А. Дистервег

       Формирование  УУД обучающихся через организацию  проектной деятельности

Формирование УУД обучающихся через организацию проектной деятельности

Актуальность выбранной темы  Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становление педагогического опыта: внедрение новых ФГОС; курсовая подготовка; изучение опыта коллег; изучение литературы по теме; мониторинг собственного опыта  Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества к выпускнику школы

Актуальность выбранной темы

Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становление педагогического опыта:

  • внедрение новых ФГОС;
  • курсовая подготовка;
  • изучение опыта коллег;
  • изучение литературы по теме;
  • мониторинг собственного опыта

Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества к выпускнику школы

 Проблема : формирование УУД, что является основным требованием образовательных стандартов нового поколения, а также повышение роли школы в воспитании активной, инициативной, самостоятельной, компетентной личности.  Гипотеза : организация проектной деятельности обучающихся будет способствовать формированию УУД и повышению ключевых компетентностей обучающихся.

Проблема : формирование УУД, что является основным требованием образовательных стандартов нового поколения, а также повышение роли школы в воспитании активной, инициативной, самостоятельной, компетентной личности.

Гипотеза : организация проектной деятельности обучающихся будет способствовать формированию УУД и повышению ключевых компетентностей обучающихся.

 Объект исследования: формирование УУД на уроках русского языка и литературы, во внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся.  Предмет исследования: проектная деятельность обучающихся, способствующая формированию УУД школьников.

Объект исследования: формирование УУД на уроках русского языка и литературы, во внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся.

Предмет исследования: проектная деятельность обучающихся, способствующая формированию УУД школьников.

Цель: изучить процесс формирования УУД обучающихся, создать условия для формирования и развития УУД на уроках, во внеурочной и внешкольной деятельности, привлечь внимание коллег и родителей к данной проблеме.

Цель:

изучить процесс формирования УУД обучающихся, создать условия для формирования и развития УУД на уроках, во внеурочной и внешкольной деятельности, привлечь внимание коллег и родителей к данной проблеме.

 Проектная деятельность  обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата деятельности.

Проектная деятельность

обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата деятельности.

Универсальные учебные действия подготовка обучающихся к реальной жизни; готовность к тому, чтобы занять активную позицию; успешно решать жизненные задачи; уметь сотрудничать и работать в группе; быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. УУД означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия

  • подготовка обучающихся к реальной жизни;
  • готовность к тому, чтобы занять активную позицию;
  • успешно решать жизненные задачи;
  • уметь сотрудничать и работать в группе;
  • быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

УУД означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Функции УУД обеспечение возможностей самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Функции УУД

  • обеспечение возможностей самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Основные виды УУД личностные смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие самооценки; развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений; регулятивные целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане; познавательные исследовательские действия (поиск информации, исследование); переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления; коммуникативные направленные на осуществление межличностного общения; направленные на кооперацию — совместную деятельность; обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.

Основные виды УУД

личностные

смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие самооценки; развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений;

регулятивные

целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане;

познавательные

исследовательские действия (поиск информации, исследование); переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления;

коммуникативные

направленные на осуществление межличностного общения; направленные на кооперацию — совместную деятельность;

обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.

Условия проектной деятельности наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности; этапы проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, создание плана, организация деятельности по реализации проекта); реализация проекта (осмысление и рефлексия результатов деятельности); презентация проекта.

Условия проектной деятельности

  • наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности;
  • этапы проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, создание плана, организация деятельности по реализации проекта);
  • реализация проекта (осмысление и рефлексия результатов деятельности);
  • презентация проекта.
Классификация проектов  Творческий проект  предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы

Классификация проектов

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного

искусства, видеофильмы

Проект «Один день из жизни Евгения Онегина» Проблема: «Но был ли счастлив мой Евгений…»; Цель: на основании I главы романа описать один день из жизни Онегина; Группы: театралы, архитекторы, модельеры, лингвисты, кулинары

Проект «Один день из жизни Евгения Онегина»

  • Проблема: «Но был ли счастлив мой Евгений…»;
  • Цель: на основании I главы романа описать один день из жизни Онегина;
  • Группы: театралы, архитекторы, модельеры, лингвисты, кулинары
Проект «Один день из жизни Евгения Онегина»

Проект «Один день из жизни Евгения Онегина»

Проект «Один день из жизни Евгения Онегина»

Проект «Один день из жизни Евгения Онегина»

Проект «Моя любимая игрушка» Проект «Несуществующее животное» Проект «День из жизни Обломова»

Проект «Моя любимая игрушка»

Проект «Несуществующее животное»

Проект «День из жизни Обломова»

Проекты в рамках декады русского языка и литературы Проект «Береги честь смолоду» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Проекты в рамках декады русского языка и литературы

Проект «Береги честь смолоду»

(по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Проект «Герои рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»

Проект «Герои рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»

Результаты проектной деятельности

Результаты проектной деятельности

Проект «В начале жизни было слово…  и это слово «мама»

Проект «В начале жизни было слово… и это слово «мама»

 Практико-ориентированный проект нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона .

Практико-ориентированный проект нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона .

Проект «Россия и Крым. Мы вместе»

Проект «Россия и Крым. Мы вместе»

Проект «Мир природы – мир здоровья»

Проект «Мир природы – мир здоровья»

Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Ролевой проект

является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Проект «В прекрасном мире басен»

Проект «В прекрасном мире басен»

Проект «Русские народные сказки»

Проект «Русские народные сказки»

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Исследовательский проект

по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Коммуникативные умения (умение дискутировать, умение слушать и слышать товарищей, отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс с собеседником) Работая над проектом, обучающийся приобретает Интеллектуальные умения (работа с информацией, анализ, обобщение, выводы; работа со справочной литературой) Творческие умения (умение генерировать идеи, находить не одно, а несколько решений одной и той же проблемы, прогнозировать последствия

Коммуникативные умения (умение дискутировать, умение слушать и слышать товарищей, отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс с собеседником)

Работая над проектом, обучающийся приобретает

Интеллектуальные умения (работа с информацией, анализ, обобщение, выводы; работа со справочной литературой)

Творческие умения (умение генерировать идеи, находить не одно, а несколько решений одной и той же проблемы, прогнозировать последствия

НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – приобретение умений ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию РЕГУЛЯТИВНЫЕ  Умение организовывать свою деятельность: ставить цель, планировать, получать результат УУД ЛИЧНОСТНЫЕ  Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности КОММУНИКАТИВНЫЕ  Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща

НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – приобретение умений

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Умение организовывать свою деятельность: ставить цель, планировать, получать результат

УУД

ЛИЧНОСТНЫЕ

Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща

Матрица оценивания проектов

Показатели проявления компетентности

Предметно-информационная составляющая (максимальное значение – 6)

1. Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта

2. Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения

3. Знание источников информации

Деятельностно-коммуникативная составляющая (максимальное значение – 14)

4. Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность

5. Умение формулировать цель, задачи

6. Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы

7. Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами

8. Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью

9. Умение находить требуемую информацию в различных источниках

10. Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью

Ценностно-ориентационная составляющая (максимальное значение – 8)

11. Понимание актуальности темы и практической значимости работы

12. Выражение собственной позиции, обоснование ее

13. Умение оценивать достоверность полученной информации

14. Умение эффективно организовывать индивидуальное информационное и временное пространство

ИТОГО:

Максимально возможное количество баллов: 28 Оценка «удовлетворительно»: от 12 до 17 баллов (42%) Оценка «хорошо»: от 18 до 24 баллов (65%) Оценка «отлично»: от 25 до 28 баллов (90%)

Максимально возможное количество баллов: 28

Оценка «удовлетворительно»: от 12 до 17 баллов (42%)

Оценка «хорошо»: от 18 до 24 баллов (65%)

Оценка «отлично»: от 25 до 28 баллов (90%)

Мониторинг формирования УУД

Мониторинг формирования УУД

Сформированность навыков чтения (познавательные УУД)

Сформированность навыков чтения (познавательные УУД)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!