Сегодня приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
(1)
Итак, тема нашего семинара: «Формирование универсальных учебных действий (УУД) средствами физической культуры».
Почему «универсальные»? Видимо, называя их так, разработчики ФГОС подразумевали, что учителя всех образовательных областей, как единый механизм, должны работать над их развитием и формированием.
В идеале УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие обучающимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, и характеризует способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
УУД можно сгруппировать в четыре основных блока.
(2)
- личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;
- познавательные: общеучебные и логические действия, обеспечивающие процесс познания и усвоения нового;
- регулятивные – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности;
- коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность.
Сразу хочу пояснить, что когда готовилась к своему выступлению, из всего многообразия УУД выбирала применительно к нашей деятельности, т.е. те, которые мы реально можем развивать и формировать.
(3)
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся . Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Многие из нас застали времена, когда мы к каждому уроку писали конспект и триединые задачи к нему (образовательная, оздоровительная, воспитательная). Так вот, воспитательные задачи и личностные результаты перекликаются между собой. В личностных результатах заложен воспитательный компонент, который должен присутствовать на каждом уроке. По сути, сформированные личностные результаты характеризуются:
проявлением патриотических чувств;
соблюдением социальных норм и правил общественного порядка;
проявлением толерантности;
наличием целостного мировоззрения;
приверженностью семейным ценностям;
владением коммуникативными навыками;
наличием экологической культуры;
культурой ведения здорового образа жизни
самостоятельностью (и в учебной деятельности и в плане выбора профессии);
творчеством и креативностью
Понятно, что все они не могут формироваться на каждом уроке. Но за время освоения учебной программы эти результаты должны быть достигнуты.
(4)
При формировании личностных УУД помните, что главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
(5)
Познавательные УУД. включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем, обеспечивающие процесс познания и усвоения нового;
Если говорить применительно к нашей предметной области и, для простоты понимания делая обобщения, можно сказать, что познавательные УД – это навыки:
- в ведении наблюдения; (за игрой, за учителем при показе упражнения, за траекторией полета мяча…)
- сравнительного анализа и синтеза; (кто сильнее, быстрее, выше…)
- в определение главного в потоке информации;
- в обобщении и классификации; (классификация лыжных ходов, способов подач, видов спорта)
- в рациональной работе с текстом;
-в построении графиков, составлении таблиц и схем. (таблицы и графики изменения личных результатов, схемы проведения круговой тренировки, маршрутный лист…)
(6)
При формировании познавательных УУД, надо помнить, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Поэтому, нам необходимо научить ребенка правильно применять свои знания.
Понятно, что другие учителя в силу специфики своих предметов имеют большие возможности для работы над формированием познавательных УД. Но, тем не менее, на уроках физической культуры тоже есть возможность для их развития.
(7)
Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
Используя средства ФК, вполне возможно научить школьника:
- видеть проблему (не может получить золотой значок ГТО)
- ставить перед собой цель для ее разрешения (развить физическое качество гибкость)
-планировать свою дальнейшую деятельность (записаться в спортивную секцию, составить и выполнять комплекс упражнений, найти единомышленника)
-организовывать свое время (не успеет сделать домашнее задание - не пустят в спортзал)
- проводить самоанализ и рефлексию (динамики результатов, самочувствия, настроения)
- проектированию (выполнять мини-исследования)
Если совсем коротко сказать, то это умение планировать и достигать цели.
(8)
При формировании регулятивных УУД особое внимание нужно уделить рефлексивному развитию учащихся, обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою деятельность.
Развитие рефлексивной культуры является одной из главных идей современного образования. Она проявляется в:
готовности и способности творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации;
умении обретать новые смыслы и ценности;
умении адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений;
умении ставить и решать неординарные практически задачи.
При формировании регулятивных УУД необходимо давать ребенку возможность не только учиться и быть в позиции «ученика», но и возможность учить другого – быть в позиции «учителя». Мы ведь знаем, что лучше всего учиться тот, кто встает в позицию учителя.
(9)
Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности).
Различают:
Все мы понимаем, что любое взаимодействие, связанное с общением, развивает коммуникативные качества ребенка. Подразумевается, что если обучающийся сформировал их, то он может:
- планировать учебное сотрудничество с учителем, со сверстниками; определять способы взаимодействия;
-продуктивно решать конфликты;
- вести монолог, диалог, диспут, дискуссию;
- знает правила работы в команде; четко и полно передавать партнерам необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- ему знакомы формы построения докладов; умеет создавать презентации.
(10)
Коммуникативные компетенции формируются и совершенствуются в практическом общении, поэтому необходимо регулярно для каждого учащегося создавать специально организованные ситуации, где он должен слушать, не перебивая собеседника, читать, четко и ясно излагать свои мысли, письменно или устно, задавать вопросы на уточнение и т.д.
Коммуникативная компетенция является необходимым условием успешной реализации личности.
(11)
Средства формирования УУД
на уроках физической культуры
Так как, предмет физическая культура остается практически направленным (у нас пока все же меньше теории и больше практики), то и задания мы подбираем так, чтобы формировать УУД можно было непосредственно на уроке.
(12)
И первое, о чем я подумала, когда необходимо было аргументировать выбор задания на формирование УУД – это работа в группе и организация игровой деятельности. Навыки работы в группе уже подразумевают взаимодействие и сотрудничество. Но теперь, реализуя ФГОС, на своих уроках даю обучающимся большую свободу. Обозначая цель, предлагаю им самим выбирать каким путем ее достигать. Например: младшие школьники сами предлагают, в какую игру можно поиграть, чтобы развить быстроту реакции или прыгучесть; самостоятельно сооружают полосу препятствий, учитывая цель урока; формируют команды; все мои ученики самостоятельно («»), как они думают, определяют себе объем нагрузки и интенсивность выполнения упражнений; придумывают игровые задания типа «а так можешь? а кто быстрее»? Конечно, чаще их самостоятельность идет в ущерб моторной плотности урока, мы теряем и в уровне развития физических качеств. Скажу честно, что меня как учителя и тренера такое положение дел не всегда устраивает. Но, возможно, при таком подходе, решаются не менее важные задачи образования, а может быть и более..
Только как это понять? Как по уровню сформированности метапредметных результатов оценить работу учителя?
К практической группе заданий относится поисковая работа (например, найти необходимую информацию, решить шараду). Этот прием использую при проведении веселых стартов, игр типа «Зарница» или «Форт Боярд», интегрированных уроков. Например, на одном из этапов надо выполнить столько отжиманий, сколько составляет разница между высотами мужской и женской волейбольной сетки. Задания такого типа формируют и познавательные УД, и регулятивные, а если это работа в команде, то и коммуникативные УД.
-найти объяснение названиям видов спорта, отталкиваясь от его перевода (футбол, баскетбол, бодибилдинг, стретчинг, дайвинг, сноубординг);
-все вы знаете о координационной лестнице. Конечно, проще для учителя рассказать, что это такое, для чего применяется, продемонстрировать ряд упражнений и использовать на своих уроках по мере необходимости. Но если дети самостоятельно добудут информацию, поймут, что тренировки с ее помощью широко применяются почти во всех видах спорта, сами будут составлять схемы и выполнять по ним упражнения. Таким образом, мы можем отметить, что при выполнении задания такого типа поисковая работа (работу с информацией) плавно перетекает в разработку новых заданий (схем), которые в дальнейшем можно использовать и в игровой деятельности, и для тренировки физических качеств.
Еще один пример поисковой работы и разработки новых заданий - это знакомство с упражнением «планка». Обучающиеся черпали информацию не только из Интернета, но и от друзей и родственников, посещающих продвинутые фитнес центры, придумывали варианты выполнения сами. А по итогам этой работы, провели даже минисостязания: максимально долго простоять в определенном положении.
Правильная организация поисковой работы, разработка обучающимися новых заданий часто становятся толчком к выполнению проектов.
(13)
Раз уж зашла речь о проектной деятельности, отдельно хочу остановиться на краткосрочных проектах. К ним мы чаще привлекаем школьников, имеющих временные проблемы со здоровьем. Освобожденным можно дать задание посчитать моторную плотность урока, количество правильно выполненных передач или процент от общего количества передач, скорость бега…(сколько времени понадобиться, чтобы при движении с такой скоростью добраться до Сычевки). А можно дать более серьезное задание: провести мини-исследование. Например, с помощью шагомера или программ на смартфоне посчитать собственную недельную двигательную активность, определить, кто больше движется на переменах ученики старших или младших классов. Анализ полученных данных может стать основой долгосрочного проекта.
Одним из видов мини-проекта можно считать составление и проведение комплекса упражнений определенной направленности (для разминки, развития физического качества «быстрота» или «выносливость», на укрепление мышц брюшного пресса и спины и пр.). Более сложный вариант такого вида задания: составление тренировочной программы (например: для себя, чтобы развить определенное физическое качество, худеющей родственницы или сестры, находящейся на домашнем обучении).
Хорошо формируются УУД при выполнении задания: составить комбинаций из ранее изученных элементов. Задание составить и выполнить связку из 5-6 элементов, чтобы она смотрелась, как единое целое обучающиеся получают на уроках гимнастики, когда они освоили базовые упражнения: кувырок вперед, назад, стойка на лопатках, мостик, колесо, сед углом руки в стороны. И поверьте, там такие возможности для формирования УУД…
Еще одной разновидностью мини-проекта может стать организация малознакомой (или незнакомой) подвижной игры. Это хорошо работает после каникул, пока свежи воспоминания (кто-то был в оздоровительном лагере, кто-то отдыхал у родственников). Кстати, обучающиеся любят сами придумывать новые игры, игровые задания, вносить изменения в уже существующие.
(14)
Говоря о формировании УУД хочу отдельно отметить еще одно направление – это педагогика сотрудничества.
У нас в школе есть несколько учеников, которые после организованной экскурсии в ФОК поселка Новодугино, стали регулярно посещать там секцию футбола. Так вот, они на переменах для желающих начальной школы проводят мастер класс, показывают элементы разминки «футболиста».
Примером педагогики сотрудничества можно считать пополнение силами обучающихся методической копилки (изготовленные схемы выполнения упражнения «планка» и упражнения для координационной лестницы, используются обучающимися других классов); помощь в проведении спортивно-массовых мероприятий.
Еще один пример. Для сельских школ он, может быть, не так актуален, а вот в городских школах, где в спортзале иногда не могут развести разновозрастных школьников, очень даже применим. В такой ситуации можно обучающихся старших классов привлекать в качестве помощников, ассистентов. Мы ведь знаем, что лучше всего учится тот, кто встает в позицию учителя.
(15)
Теоретические задания для формирования УУД
В рабочей программе по физической культуре нет строго фиксированного количества теоретических часов, но стандартом заложена необходимая для изучения информация и мы, учителя физической культуры, не можем ее игнорировать.
Знаю, что некоторые учителя отводят для теоретических уроков время в начале изучения нового раздела и проводят их в обычных учебных классах.
Я же стараюсь давать информацию дозированно. На каждом уроке нахожу возможность и для повторения пройденного материала, и на изучение нового.
Вполне уместно, во время партерной гимнастики, выполняя стрейч-упражнения побеседовать с обучающимися по пройденным темам и выяснить, на сколько они их уяснили (что такое гибкость, от чего зависит, как развить, какие-либо феноменальные примеры проявления этого физического качества);
или в начале урока по лыжной подготовке побеседовать на темы: тепловой режим, профилактика обморожений, зимние виды спорта, чемпионы, виды лыжных ходов…
если кто-то устал – обратить внимание на признаки утомления или выслушать версии обучающихся почему одинаковая для всех нагрузка вызывает различные реакции организма, что делать?
Естественно, что у других учителей больше возможности для формирования УУД познавательного характера. Мы меньше времени отводим на изучение тем, опросам по пройденному материалу, работе с карточками. Исключение составляет то время, когда идет целенаправленная подготовка школьников к Олимпиаде по предмету или Президентским состязаниям.
Освобожденным от физических нагрузок, можно дать задания такого типа:
(16)
Работа с текстом. Прочитать текст. Найти определенное количество ошибок за отведенное время. Беру какой-либо текст за основу и намеренно делаю ошибки (история, правила игры, судейство). Анализ ответов дает картину уровня знаний.
Более сложный вариант – лента времени. Это прием, который позволяет формировать познавательную деятельность без текста. (какое событие происходило за каким).
Тематические дни. Когда все мероприятия в школе посвящены изучению деятельности одного человека. (Пифагор, Чехов)
тесты, онлайн-олимпиады,
блиц-викторины
кроссворды, шарады
(17)
Задания для формирования УУД во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно новые стандарты закрепили обязательность ее организации. Это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.
Согласно требованиям ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное, обще культурное).
Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности.
Система внеурочной деятельности по физическому воспитанию в нашей школе включает в себя следующие формы работы:
занятия в спортивных кружках и секциях,
туристические походы,
спортивные соревнования и физкультурные праздники,
подвижные перемены,
Недели ФК и С и дней Здоровья,
тематические классные часы,
проектная деятельность.
Наиболее привлекательной в плане формирования УУД формой внеурочной деятельности считаю туристический поход. Сам поход – это уже мероприятие междисциплинарное. Здесь дети закрепляют знания и навыки, полученные на уроках географии, биологии, возможно истории, и, естественно, получают дополнительную физическую нагрузку, будь то велосипедный, пеший или лыжный поход. Как правило, это общешкольное мероприятие, поэтому согласованные действия всех учителей позволяют добиться лучших результатов в формировании УУД. Коллеги всегда помогут в подготовке: научат школьников и карту читать, и определять масштаб, и карточки-задания подготовят по своим предметам.
Междисциплинарный проект: как выжить в лесу (ОБЖ), приготовить из «ничего» (биология), экологического направления (по следам лесных зверей)
Хорошо зарекомендовало себя мероприятие по аналогии с игрой «Форт Боярд». Это когда команды ищут слова-подсказки, выполняя различные задания (решая шарады, вспоминая факты по истории или литературе, оказывая первую медицинскую помощь). Затем, опираясь на добытые слова ассоциативно находят ключевое слово и, возможно, получают главный приз.
Из последнего. Пока это опробовано только в тех классах начальной школы, где я веду уроки. Даю задание: преодолеть «болото» (расстояние от лицевой до лицевой), используя немногочисленный инвентарь: пару обручей, 1мат, несколько дощечек. На старте командам дается время для планирования своих действий, распределения ролей. При этом развивается и навык анализа, предположения, навыки работы в команде, проявляются личностные качества, т.е. дети учатся планировать и достигать цели. Мало того, что игровые задания такого типа сами по себе проходят очень эмоционально, способствуя привитию интереса к занятиям физической культурой, они являются отличным средством формирования всех трех групп УУД, как того требует ФГОС.
Отдельно надо отметить, что проектная технология, применяемая в области физической культуры, позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Работая над проектом, обучающийся превращается из объекта в субъект обучения. А сам проект ценен тем, что в ходе его выполнения, обучающиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные навыки и развивают исследовательские умения (умения выявления проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
Тематика проектов разнообразна. Это могут быть проекты по исследованию влияний занятий ФК на организм человека, исторические справки и события, биографии спортсменов, развитие видов спорта, подготовка и проведение соревнований и спортивных праздников, важнейшие события в мире спорта и т.д.
Проекты бывают информационные, исследовательские, обзорные, творческие и другие. К примеру, на данный момент у моих учеников, отнесенных по состоянию здоровья к медспецгруппе, в разработке находятся два проекта. Первый выполняет ученик 4 класса. Это информационный проект на тему: «Спортивная слава Дугино». Второй – исследовательский долгосрочный проект. Его выполняет ученица 9 класса. Эта девочка из многодетной семьи. Она еще 3 года назад обратила внимание на то, что ее близкие часто болеют. И задалась вопросами: «А почему?» и «Что делать?». И вот проект на тему: «Наше здоровье в наших руках» подходит к завершению.
проектная деятельность, которая может курироваться учителем физической культуры: презентация ШСК, пропаганда ЗОЖ, подборка видео-роликов для проведения классных часов.
(18)
Памятка для учителя
по формированию и развитию универсальных учебных действий.
• Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
• Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
• Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.
В заключении хочу сказать:
Формируя УУД мы поднимаем уровень образования на такую высоту, которая позволит обеспечить выпускнику достойную жизнь и свободное развитие.
(19)
У человека должно быть такое образование, которое позволит обеспечить достойную жизнь и свободное развитие.
Статья 7 Конституции
Российской Федерации
(20) спасибо за внимание!