Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД средствами уроков литературы»
Формирование личностных УУД средствами урока литературы
Учитель 1 категории
Хмелевская Татьяна Ивановна
МБОУ «Верхнемедведицкая СОШ»
Курского района Курской области
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
К личностным УУД относятся:
Способы формирования личностных УУД
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;
- освоение новых видов деятельности;
- стремление участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
- осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
- стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
- участие в проектах;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия.
Предпочитаемые формы работы с классом - Работа в группах и парах
Интегрированный урок литературы в школьном историко-краеведческом музее – одна из возможностей применить методы формирования УУД, включить и зрительное и моторное и действенное восприятие материала. 5 класс
Урок литературы 6 класс «Великая Отечественная война в истории моей семьи» в музее школы
Литература. Раздел «Фольклор». Минайлова Е.П., Власова Т.В. – солистки ансамбля «Неугомонные сердца» на уроке «В песне – душа народа»
Проектно-исследовательская деятельность учащихся. Краткосрочные и долгосрочные проекты. Материалы из архива семьи (по итогам исследовательской работы обучающихся 7 класса)
Приемы формирования УУД на уроках литературы
- Работа с текстом (тезирование, составление таблицы, план, анализ выразительных средств, анализ эпизода, сопоставление текста с репродукцией, с музыкальным произведением…)
- Проектная и исследовательская деятельность, презентация
- Театрализация
- Выставки
- Творческие работы (Сказки, баллады, рассказы, загадки)
- Синквейн
- Рифма
По итогам изучения «Слова о полку Игореве» 7 класс
Синквейн – приём создания текста по алгоритму. Развивает критическое мышление
рыжая, проказница слезливая плачет, шумит, прощается!
Любимое время года!
Подружка (Катя) Осенний лист последний, сухой, одинокий, летит, шуршит, цепляется,
он с лесом своим прощается! Осень (Артем)
Осенний день.
Холодный, прозрачный, мокрый
волнует, дождит, отвечает,
как будто на флейте играет.
Надежда (Кристина)