СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование вычислительных навыков на уроках математики в средней школе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

       В презентации и статье рассказывается о важности формирования у учащихся 5-9 классов вычислительных навыков на уроках математики с применением книги авторов Хлевнюк Н.Н,Иванова М.В. " Формирование вычислительных навыков на уроках математики 5-9 классы".

Просмотр содержимого документа
«Формирование вычислительных навыков на уроках математики в средней школе»

Счет и вычисления - основа порядка в голове.

И. Песталоцци

Формирование вычислительных навыков на уроках математики в средней школе



Главная задача, стоящая перед учителем математики, всегда одна и звучит риторически: научить математике. А это значит – добиться, чтобы обучающиеся овладели прочными теоретическими знаниями и научились применять их к решению самых различных задач.

С введением ОГЭ и ЕГЭ мы повернулись лицом к основам математики – вычислениям.

Необходимо подчеркнуть роль вычислительной подготовки учащихся в системе общего образования. В период с 1 по 6 классы школьники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий. В последующие годы, полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения математики, физики, химии, и других предметов. Умение хорошо и быстро считать поможет детям адаптироваться в быту.

В век компьютерной грамотности значимость навыков письменных вычислений, несомненно, уменьшилась. Использование ЭВМ во многом облегчает процесс вычислений. Но пользоваться техникой без осознания вычислительных навыков невозможно, да и калькулятор не всегда может оказаться под рукой.

Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами.

Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.

Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, обобщённостью, автоматизмом и прочностью.

Правильность – ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами, т.е. правильно выбирает операции, составляющие приём.

Осознанность – ученик осознаёт, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения. Осознанность проявляется в том, что ученик в любой момент может объяснить, как он решал пример и почему можно так решать.

Рациональность – ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный приём, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату арифметического действия. Это качество навыка может проявляться тогда, когда для данного случая существуют различные приёмы нахождения результата, и ученик, используя различные знания, может сконструировать несколько приёмов и выбрать более рациональный. Рациональность непосредственно связана с осознанностью навыка.

Обобщённость – ученик может применить приём вычисления к большему числу случаев, т.е. он способен перенести приём вычисления на новые случаи. Обобщённость так же, как и рациональность, связана с осознанностью вычислительного навыка.

Автоматизм – ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свёрнутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций. Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям.

Прочность – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.

Формирование вычислительных навыков, обладающих названными качествами, обеспечивается построением курса математики и использованием соответствующих методических приёмов.

Изучение вычислительного приема происходит после того, как школьники усвоят его теоретическую основу (определения арифметических действий, свойства действий и следствия, вытекающие из них).

Формирование вычислительных умений и навыков - сложный длительный процесс, эффективность которого во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и способов организации вычислительной деятельности.

Необходимым условием формирования вычислительных навыков является умение учителя правильно организовать внимание детей на уроке. Это повышает интенсивность урока, помогает наилучшему пониманию материала.

Упражнениям в устном счете всегда придавалось также воспитательное значение: считалось, что они способствуют развитию у детей находчивости, сообразительности, внимания, развитию памяти детей, активности, быстроты, гибкости и самостоятельности мышления.

Если мы научим учащихся быстро и правильно считать, не обращаясь ни к бумаге, ни к каким-либо счетным устройствам, то тем самым воспитаем людей, способных быстрее усвоить и лучше выполнять как учебные задания, так и работу в любой отрасли.

Я начала апробацию технологии по формированию вычислительных навыков на уроках математики Хлевнюк Натальи Николаевны и Ивановой Марии Валентиновны, основанной на опыте работы «Ломоносовской школы», использующей образовательную технологию "ИнтеллекТ" (ОТИ).

Отследить уровень усвоения знаний, скорректировать ошибки и ликвидировать пробелы позволяют разработанные авторами диагностика, тренажеры, материалы для коррекции, мониторинг. Содержание тестов полностью соответствует государственному стандарту математического образования. Мониторинг следует проводить в течение учебного года 4 раза (сентябрь, октябрь, февраль, апрель). Средства контроля представляют собой набор из трёхуровневых тестов «Контрольный устный счет» (КУС) для проверки умений и навыков в выполнении важнейших математических элементов, начиная от простейших до самых сложных и нестандартных. Первая часть (20 примеров) используется для проверки усвоения базовых знаний и приобретения навыков в решении элементарных задач, тесты содержат примеры с числами, начиная с натуральных и заканчивая числами, изучаемыми на данном временном отрезке. Вторая часть (10 заданий) направлена на развитие математических способностей школьников. Задания предполагают осуществление проверки умений быстро ориентироваться в решении мини-задачи, часто в нестандартной ситуации, перевод единиц измерения, чисел в стандартном виде, задания на прикидку и оценку. На выполнение работы авторами предлагается 15-25 минут, в зависимости от уровня класса, так как многие учащиеся желают выполнить все 20 примеров.

Обе части взаимосвязаны: вторая, развивающая, является логическим продолжением первой, что позволяет учителю точнее произвести диагностику. Проводится поэлементный анализ (по таблицам), выявляются систематические ошибки, западающие темы. Результаты диагностики в течение года заносятся в сводную ведомость класса, параллели, школы, таким образом создается мониторинг, который содержит всю интересующую информацию о проведенных тестах, результатах, западающих темах.

По результатам КУС легко определить и оценить: уровень обученности класса, состав, потенциал; динамику показателей; индивидуальные качества ребенка: оперативность деятельности, точность мышления, аккуратность, собранность, переключаемость, ответственность, внимательность, стереотипность, рассеянность, работоспособность, так как они находят отражение в анализе выполненных работ. Информацию мониторинга я использую и в работе с родителями.

Коррекционная работа проводится по наборам заданий на каждую тему на различных этапах уроках: устный счет, письменные работы; индивидуально или с классом; разбор систематических ошибок (не все сразу, по одной–две). Разработанные авторами тренинговые листы помогают учащимся прорешать большой набор заданий различного уровня.

Учащихся привлекло разнообразие примеров на все действия с известными им числами, в работе многие сами увидели свои проблемы.

В результате использования данной технологии повысилась мотивация к обучению, ученик видел проблемы и их решал; учитель был вооружен простой в использовании технологией по формированию вычислительных навыков с мониторингом, диагностикой, коррекционными заданиями, тренажерами. Предложенная система работы по развитию вычислительной культуры учащихся позволяет прогнозировать положительные результаты в обучении и при сдаче выпускных экзаменов.





Выполнила :

учитель математики МБОУ СОШ №169

Мухаметшина Эмилия Робертовна