СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование здорового образа жизни школьников"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье – не всё, но всё без  здоровья –  ничто. Сократ

Просмотр содержимого документа
«"Формирование здорового образа жизни школьников"»



АНО ВПО "Европейский Университет "Бизнес Треугольник"



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по дополнительной профессиональной общеобразовательной программе

профессиональной подготовки

"Педагогическое образование: преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) »



Тема:

"Формирование здорового образа жизни школьников"



Дипломную работу подготовила

Гуровская Екатерина Александровна

Должность:

Учитель физической культуры и ОБЖ

Место работы:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Вал

15июня 2018г.

с.Вал, Ногликского района,Сахалинской области

Российской Федирации

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1.Теоритические основы формирования здорового образа жизни.............. 6

1.1 Понятия здорового образа жизни, его составляющие............................ 6

1.2 Здоровьесберегающая общеобразовательная среда как необходимое условие формирования здорового образа.................................................... 11

1. 3 Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы..................................................................................................13

2. Роль и место Основ Безопасности Жизнедеятельности в формировании здорового образа жизни учащихся...............................................................18

3.Ожидаеиые результаты...............................................................................20

Заключение..................................................................................................... 21

Список литературы........................................................................................ 22



















Введение



Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто. Сократ


Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым. В наш век технического прогресса возникла большая проблема сохранение здоровье человека. Мы прекрасно знаем, что здоровье – это неоценимое богатство каждого человека, основа счастливой и успешной жизни.

Актуальность темы. «Прежде чем сделать ребенка умным, сделай его здоровым и крепким» - эти слова Жан-Жака Руссо в настоящее время обретают особую актуальность, ведь здоровье учащихся – одна  из острых  проблем современной жизни. И решать эту проблему поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. Поэтому  одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.

Основы безопасности жизнедеятельности, как один из естественных предметов, обладает широкой возможностью для реализации задач сохранения и укрепления здоровья детей. Практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба, бег,здоровый образ жизни и т.д. должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить здоровье, работоспособность, полноценную и радостную жизнь», древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным – малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии заболеваний.

При условии систематической целенаправленной совместной воспитательной деятельности семьи и школы возможно формирование у подростков самосознания личностной и общественной ценности своего здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни.

Тем не менее, проблема формирования здорового образа жизни школьников остаётся актуальной и требует дальнейшего изучения.

Объект: Процесс формирования здорового образа жизни школьников на уроках ОБЖ.

Предмет: Особенности формирования здорового образа жизни школьников через учебную деятельность.

Цель: Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у подростков отношения к здоровому образу жизни.

Исходя, из поставленной цели можно определить следующие задачи:

-Создать условия для формирования здорового образа жизни, как основной путь к успешному жизненному пути.

-Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора подростков.

Методы исследования:

-Теоретические: анализ различной литературы

-Эмпирические: анкетирование, интерпретация данных.

-Оценка эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни учащихся на уроках ОБЖ.

Практическая значимость: раскрыть связь ОБЖ с жизнью, ориентировать на здоровьесберегающее поведение.

































Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни

1.1 Понятие здоровья и здорового образа жизни, его составляющие:

Здоровье, по определению Всесоюзной организации здравоохранения (ВОЗ), понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, социальное здоровье. Все они взаимосвязаны между собой. Так на фундаменте физического понятия здоровье психическое, духовное, на нем – нравственное, социальное.

Здоровый образ жизни — поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья человека. Здоровый образ жизни — это не только медицинская, но и социально-экономическая категория, которая зависит от развития производства и производственных отношений. Здоровый образ жизни связан с выбором человека позитивного, в отношении здоровья, стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом .

Здоровый образ жизни – показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья. Компоненты здорового образа жизни: достаточная двигательная активность; закаливание; рациональное питание; соблюдение режима дня; личная гигиена; отказ от вредных привычек. Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни (ЗОЖ). Учёные определили, что состояние здоровья человека больше всего на 50%, зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на эко­логию (20%), наследственность (20%), медицину (10%) (т. е. на независя­щие от человека причины).

Применительно к подросткам необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам подросток может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле подросток пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение.

Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков, населения в целом.

Принципы формирования здорового образа жизни:

1) Принцип актуальности. Этот принцип призван обеспечить учащихся, наиболее важной и своевременной информацией. Актуальность информации определяется современными задачами по поддержанию здоровья, задачами здравоохранения. Она отражает проблемы, связанные со здоровьем детей, экологией, социальными нормами и ценностями и т. д.

2) Принцип научности предусматривает осуществление теоретической и практической деятельности на основе научнообоснованных данных. В соответствии с этим принципом в воспитании подростков используются данные общественных наук (педагогики, психологии, социологии и др.), которые позволяют дать информацию в понятной, интересной для подростков форме.

3) Принцип доступности предполагает соответствие содержания, методов, форм, средств обучения, интересам и потребностям подростка. Данный принцип предполагает оптимальный для усвоения объем информации. Важное значение для реализации принципа имеют дидактические подходы к изложению материала: переход от простого к сложному, от известного к неизвестному, четкое формулирование обобщений и выводов. Доступность информации достигается также эмоциональной образной речью, отсутствием в ней непонятных медицинских терминов и наименований, использованием в качестве примеров жизненных фактов, применением наглядных материалов.

4) Принцип положительного ориентирования предполагает выработку типов поведения и стилей жизни, ориентированных на положительные, эталонные образцы, одобряемые в обществе. В соответствии с этим принципом значительное внимание уделяется позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье человека. Реализация данного принципа — показ положительных примеров — более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного, в отношении здоровья, поведения.

5) Принцип единства теории и практики предполагает возможность использования полученных подростком или группой подростков знаний на практике. Реализации принципа способствует иллюстрирование материалов, анализ причин поведения в различных ситуациях.

6) Принцип активного участия способствует устойчивому закреплению знаний и навыков здорового образа жизни, включающий качественный анализ. При этом учащиеся высказывают версии по предлагаемому вопросу и вырабатывают наиболее подходящую точку зрения на проблему в процессе ее обсуждения. Решают ситуационные задачи, с необходимостью выбора и принятия решения, ролевые (разминочные, сюжетные) игры, рисование газет на тему и т.п.

При проведении всевозможных тренингов и бесед нужно обязательно учитывать особенности, для формирования групп: пол; возраст; состояние здоровья; уровень информированности; потребности в той или иной информации и т. д.

7)Принцип индивидуального подхода предусматривает учет индивидуальных особенностей подростков. Необходимо, чтобы каждый подросток имел возможность получить индивидуальную консультацию по вопросам охраны и укрепления здоровья.

8)Принцип иллюстративности способствует доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие.

9)Принцип стимулирования сознательности и активности направлен на повышение активности подростков в вопросах здоровья, такая активность возможна только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип является чрезвычайно важным, так как выступает в качестве основополагающего для изменения форм поведения и стилей жизни .

Этапы формирования устойчивых навыков здорового образа жизни:

Первый этап — выработка навыков использования той информации, которую подросток получает в повседневной жизни. В качестве примера можно привести знания о риске, связанном с табакокурением, личностное осознание ценности хорошего здоровья и т. д. Учитель может проводить на своих уроках групповые дискуссии и беседы. При проведении уроков очень важно принимать во внимание возрастно-психологические особенности ребенка .

Второй этап — изменение отношения к своему здоровью и к вредным привычкам. Здесь очень важно подготовить подростка к принятию правильного решения на основе полученной информации. Он должен решить: являются ли вредные привычки серьезным риском для его здоровья; что он приобретет, отказавшись от вредных привычек (на пример, хорошее здоровье или успехи в спорте и учебе); что он в этом случае потеряет.

Важной частью здорового образа жизни является выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои взгляды, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения. Поскольку формирование собственного стиля поведения в подростковом возрасте во многом базируется на поиске примера для подражания. На этом этапе обучения важно использовать, так называемые, положительные социальные ролевые модели.

Третий этап — принятие решения. Подросток должен самостоятельно сделать выбор в пользу здорового образа жизни. Подросткам нужно научиться правильно, оценивать поступающую информацию. Они должны уметь сознательно сделать выбор в конкретной ситуации, взвесить все «за» и «против». Большую помощь на этом этапе оказывают ролевые игры.

Четвертый этап — подростком принято решение. Здесь очень важна поддержка родителей и учителей. Кроме целенаправленных занятий в школе, должны проводиться общешкольные мероприятия. Так, целесообразны организация конференций, конкурсов классных газет, например, по антитабачной пропаганде и т. п.

Тормозящим моментом в решении проблемы по формированию здорового образа жизни следует считать, традиционную структуру урока, которая сложилась давно, но, несмотря на множество инновационных разработок различных авторов, появившихся в последнее время, не претерпела существенных изменений.



1.2 Здоровьесберегающая образовательная среда как необходимое условие формирования здорового образа

Формирование здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды.

Образовательная среда - это среда, которая состоит из элементов, оказывающих жизненно важные влияния на обучающихся в процессе получения образования . Она является целостностью, включающей весь спектр воздействий на ребенка: отношения с другими участниками образовательного процесса, особенности организации учебно-воспитательного процесса, экологические характеристики и т.д.

Исходя из определения образовательной среды, следует рассмотреть жизненно важные для школьника потребности:

─ биологические (физиологические) потребности (потребности в двигательной активности, в режиме дня и смене деятельности, питании);

─ потребности в безопасности, любви и признании;

─ возрастные базовые потребности (впервые появляются на определенном возрасте). Например, для младшего школьника типичная возрастная потребность – это потребность в новых переживаниях, в новых знаниях. В подростковом возрасте потребность во взрослости, самостоятельности;

Исходя из потребностей ребенка, можно выделить характеристики образовательной среды, значимые для сохранения его здоровья :

─ общая организация образовательного процесса (учебный план, расписание занятий, длительность уроков и перемен и т.д.);

─ технологии обучения;

─ стиль взаимодействия участников образовательного процесса;

─ двигательный режим учащихся;

─ санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания;

─ медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня;

─ питание.

Существует алгоритм внедрения здоровьесберегающей педагогики :

1) Осознание проблемы негативного воздействия образовательного учреждения на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного решения.

2) Признание педагогами образовательного учреждения своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся.

3) Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенции).

4) Реализация полученных знаний, умений и навыков на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.

Образовательная среда учащегося - это все то, что его окружает в процессе обучения, все то, с чем он взаимодействует в данном процессе. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность образовательного учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.



1. 3 Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы

Термин «здоровьесбережение» в современной педагогической литературе является общепринятым. Он включает систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоровья участников образовательного процесса – учащихся и учителей – с использованием здоровьеразвивающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно -ориентированного подхода и предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией  понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

В эту систему входит:

1) Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;

2) Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы;

3) Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;

4)Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:

─ Аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.

─ Гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма.

─ Здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.

─ Эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов – эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни.

─ Экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

─ Физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

Функции здоровьесберегающей технологии:

1)Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

2)Информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

3)Диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

4)Адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

5)Рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

6)Интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Типы технологий:

─Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания).

─Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия).

─Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).

─Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией.











Глава 2. Роль и место Основ безопасности жизнедеятельности образования в формировании здорового образа жизни учащихся

Предметное обучение ОБЖ может и должно внести свой вклад в воспитание образованного человека посредством формирования основ культуры , воспитания здороьесберегающего поведения.

Если систематически формировать культуру , на конкретных примерах воспитывать убежденность в категорическом неприятии вредных привычек, то это проявится в:

а) обеспечении понимания школьниками ценности собственного здоровья и здоровья окружающих, ответственности за его сохранение;

б) воспитании общей и потребительской культуры личности;

в) усилении мотивации приобретения знаний по ОБЖ .

На уроках ОБЖ практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.

На уроках ОБЖ учащиеся знакомятся с основными законами жизни. Преподавание ОБЖ позволяет органично вписывать принципы здоровьсбережения в темы уроков. Например, на уроках ОБЖ, с целью профилактики вредных привычек, с учащимися нужно обсуждать следующие вопросы:

Почему привычка курить считается большим вредом не только для самого курильщика, но и для окружающих?

Какое влияние показывает табак на дыхательную, сердечнососудистую, пищеварительную, нервную, половую системы организма человека?

Какое влияние оказывает алкоголь на сердце и сосуды, пищеварительную, эндокринную, половую системы?

Каковы последствия «пьяного» зачатия ребенка?

На уроках ОБЖ необходимо приводить практические примеры из жизни. Это позволит не только расширить кругозор учащихся, усилить воспитательное воздействие на формирование их мировоззрения, повысить уровень знаний, формировать грамотное поведение в быту, природе, на производстве, но и позволяет изменить отношение к ОБЖ.



























3. Ожидаемые результаты:

1.  Выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни; 

2.  Повышение уровня знаний школьников по вопросам здорового образа жизни;

3.   Повышение информированности обучающихся по вопросам  здоровьесбережения;

4. Противостоять переутомлению;

4. Повышение мотивации к изучению ОБЖ.

























Заключение

Урок является основной формой организации обучения в школе. Характерная для современного урока информационная перегрузка учащихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников — все это ведет к потере здоровья детей. Поэтому каждый урок, должен содержать в себе оздоровительный компонент, препятствовать развитию переутомления, не ухудшать здоровье, а способствовать его развитию.

Научить детей укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни поможет, несомненно, ОБЖ.

Как каждый урок ОБЖ может содержать материал по здоровьесбережению, он позволяет мне достигать целей поставленных в процессе обучения, а именно: сделать обучение, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. 

Усиление практической направленности изучения ОБЖ не только расширяет кругозор учащихся, усиливает воспитательное воздействие на формирование здорового образа жизни, повышает уровень знаний, формирует грамотное поведение в быту, природе, на производстве, но и позволяет изменить отношение к ОБЖ.










Список литературы :

1. Каландарова, М. Пути и методы интеллектуального развития учащихся /

М. Каландарова // Вопросы гуманитарных наук : журнал . — 2014 .— №2 .- 51с

2.Крутиков М.А. Подготовка будущего учителя к здоровьесберегающей деятельности в школе / М.А.Крутиков // Школа: история и современность. Межвузовский сборник научных трудов. –Вып. 3. – Липецк: ЛГПУ, 2012.- 116с.

3. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.М. Митяева. –М.: Академия, 2012. –192 с.

4. Потемкина А.В. Формирование здорового образа жизни: опыт библиотек, работающих с молодежью / А.В. Потемкина // РГБМ. – 2011.- 50с.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. –М., АРКТИ, 2011.- 120 с.

6. Современные образовательные технологии: учебное пособие /коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. –2-е изд., стер. –М.: НОРУС, 2011. – 432 с.

7. Фёклин С.И.   Новая модель развития школы в России: методическое пособие / С. И. Фёклин. - 2-е изд., перераб. - М. : Арсенал образования, 2011. - 128 с.



















11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!