Крупская Виктория Олеговна,
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1
им. М. Горького», студент 3 курса
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Руководитель: преподаватель, Шестаков Алексей Анатольевич
ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация: Большое значение в формировании математической грамотности у учащихся начальных классов играют практико-ориентированные задачи. Статья предназначена для учителей начальной школы, в которой рассказывается о важности формирования математической грамотности на уроках математики. Также говорится, как с помощью образовательного квеста можно формировать математическую грамотность и на какие нюансы в обучении будет отражаться данная технология.
Ключевые слова: математическая грамотность, образовательный квест.
Роль математического образования в современное время чрезвычайно велика, ведь математика является языком современной науки. Обучение решению задач на уроках математики предоставляет возможность для формирования у обучающихся определённого склада ума, дает опыт решения всех практических задач, производит привычку к систематической и методической работе. Всё это содействует формированию у обучающихся математической грамотности.
Формирование математической грамотности подразумевает обязательное применение математических знаний на практике. Так, в рамках исследования PISA, каждые три года проводится тестирование по нескольким направлениям: математика – оценка математической грамотности; чтение – оценка читательской грамотности; естествознание – естественнонаучной грамотности, в последние годы добавились – экономика и финансы. В ходе исследования Российская Федерация заняла 30 место среди 78 стран в 2018 году, что говорит о важности формирования данной грамотности в нашей стране.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который является обязательным при реализации основных образовательных программ, определяет, что предметные результаты программы начального общего образования по учебному предмету «математика» должны обеспечивать использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач, используя их в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов. Это является доказательством того, что в процессе обучения стоит уделять внимание формированию математической грамотности. [1, с. 26]
Отсюда появляется задача педагога – помочь ученикам увидеть математику вокруг. Ведь, все учителя желают сделать свои уроки более интересными, простыми и понятными по нашему мнению будет эффективно использовать такую технологию, как образовательный квест.
Обучающиеся в процессе работы над квестом постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации. При выполнении заданий, участники развивают навыки поиска и анализа информации, обучаются передавать, сравнивать и синтезировать новую информацию, которая, в свою очередь, позволяет найти решение для квеста. [2]
Практико-ориентированные задачи являются одним из важнейших элементов в формировании и развитии математической грамотности у учащихся. Под практико-ориентированным задачами понимается математическое задание, в котором описывается ситуация из окружающей действительности, связанная с формированием у учащихся практических навыков использования математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни. [3, с. 4]
Название квеста: «Секретные задачи»
Основная идея квеста: на всех этапах квеста по мере выполнения заданий команды в качестве награды получают один из пунктов памятки «Алгоритм решения составных задач», из которых в итоге должны собрать полную памятку в правильной последовательности.
Результат квеста: верно составлена памятка «Алгоритм решения составных задач».
1 этап квеста. «Непростая задача»
Материал: карточка с заданием, лист ответов.
Из 5 бревен одинаковой толщины длиной по 4 м каждое надо распилить на 20 чурок длиной по 1 м. Один распил занимает 1 минут. Сколько времени потребуется на эту работу? Обсудите в группе способ действия для решения данной задачи.
2 этап квеста. «Фанерный вопрос»
Материал: карточка с заданием, лист ответов.
Из листа фанеры можно вырезать 16 одинаковых квадратов. Сколько листов фанеры потребуется для того, чтобы вырезать 90 таким квадратов? Обсудите в группе способ действия для решения данной задачи.
3 этап квеста. «Собираем пшеницу»
Материал: карточка с заданием, лист ответов.
На мельнице смололи 7 500 кг пшеницы. Из каждых 5 кг пшеницы получилось 4 кг муки. Сколько муки получилось из всей пшеницы?
После прохождения квеста учащиеся должны собрать памятку «Алгоритм решения составных задач».
«Алгоритм решения составных задач»:
1. Прочитай задачу и представь себе то, о чём в ней говорится.
2. Выдели условие задачи и вопрос.
3. Сделай краткую запись.
4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, что потом?
5. Составь план решения.
6. Выполни решение задачи.
7. Запиши ответ задачи.
Урок с применением такой технологии, как образовательный квест, стимулирует учеников к самостоятельной деятельности, повышает их мотивацию и заинтересованность в предмете. Помимо повышения интереса, развития любознательности и творческой активности, учеников захватывает и сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.
Постоянное применение практико-ориентированных задач при обучении математики в школе, позволит учащемуся закрепить и углубить теоретические знания, овладеть умениями и навыками по учебной дисциплине, научит связывать учебный процесс с реальными жизненными условиями и проявлять инициативу, за счёт чего и формируется математическая грамотность.
Список используемой литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 №286) — М.: Просвещение, 2021. — 31 с.
Сафонова Е. В. Образовательный квест: смысл, содержание, технологические приёмы, 2020. — 5 с.
Белкина Н. В. Методические указания по конструированию и использованию во внеурочной деятельности и дополнительном образовании практико-ориентированных заданий / Н. В. Белкина, Д. Н. Шевцова 2018. — 46 с.